Дело № 2-2451/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2010 г. г. Улан-Удэ
Федеральный судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ РБ Урбашкиева Э.К., при секретаре Цыденовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ануфриева А.Б. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей об обязании выделить денежные средства для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
В суд обратился Ануфриев А.Б. в лице представителя Педыниной Е.П. с иском к Республиканскому агентству по делам семьи и детей об обязании выделить ему денежные средства для приобретения жилого помещения. В обоснование иска указывает, что является сиротой. Мать, Х., умерла ****.. Постановлением Ш. администрации от 01.12.1994г. опекуном назначен его старший брат Х.. Жилое помещение за ним не закреплялось. Обращался в Администрацию Советского района с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, в чем было ему отказано.
В судебном заседании 06.08.10г. истец уточнил свои исковые требования, просил обязать ответчика выделить ему денежные средства для приобретения жилого помещения в размере не ниже социальной нормы площади жилья в размере стоимости 1 кв.м. по г. Улан-Удэ. Пояснил, что фактически проживает в г. Улан-Удэ с 2000 года, до этого он учился в Ш. средней школе и проживал со своим братом-опекуном, с 2000 г. вместе с братом переехали в г. Улан-Удэ. В обоснование своих уточненных требований поясняет, что согласно п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В судебном заседании представитель ответчика Французова Л.И., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований истца в части обязания выделения средств, исходя из показателя средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по городской местности. Пояснила, что согласно Постановления Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102, в соответствии с которым осуществляется выделение средств на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, денежные средства выделяются по месту выявления, то есть исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей. Понятие места выявления определяется нормами главы 18 Семейного Кодекса РФ. В данном случае Ануфриев А.Б. был выявлен, как лицо, оставшееся без попечения родителей, именно в Х. районе, опека над несовершеннолетним Ануфриевым А.Б. была установлена Ш. администрацией, кроме того, сам он родом из с. Ш., таким образом, оснований для выплаты денежных средств для приобретения жилого помещения, исходя из средней стоимости одного кв. м общей площади жилья по городской местности не имеется.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Право истца на получение социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102 по обеспечению жилой площадью, не оспаривается ответчиком. Имеющимися в деле документами такое право подтверждается. Предметом спора является по существу размер выделяемых денежных средств.
Между тем суд не может согласиться с заявленным требованием истца в части выделения денежных средств по нормативам городской местности на основании следующего.
В соответствии с ФЗ от 21.12.96г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ануфриеву А.Б., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положены дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ст. 8 данного закона. Согласно данной норме, дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного положения федерального закона Постановлением Правительства РБ от 31.03.05г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, порядок обеспечения жилой площадью лиц, относящихся к данной категории, на территории Республики Бурятия регламентируется нормами, установленными вышеуказанным Положением.
Согласно указанного Положения дети -сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования в следующем порядке:
- после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения - в орган опеки и попечительства по месту их выявления либо нахождения указанных учреждений;
- после окончания учреждений всех видов профессионального образования - в орган опеки и попечительства по месту выявления.
Пунктом 7 Положения установлено, что размер средств, выделяемых детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, для приобретения жилья рассчитывается, исходя из размера средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья и социальной нормы площади жилья. Размер средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в разрезе муниципальных образований в РБ определяется Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ показатель средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья утверждается в зависимости от городской местности и сельской местности.
Из анализа норм данного Положения следует вывод о том, что размер выделяемых на приобретение жилого помещения средств лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, определяется, исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей, и соответственно, куда он должен обращаться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства муниципального образования.
В данном случае согласно требованиям данного Положения после окончания учреждения профессионального образования истец должен был обратиться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства при Администрации Х. района, так как местом выявления его, как лица, оставшегося без попечения родителей, является муниципальное образование Х. район. Постановлением Ш. сельской администрации от 01.12.1994г. б/н было определено его дальнейшее устройство в соответствии с требованиями ст. 122, 123 Семейного Кодекса РФ.
Данное Положение не предусматривает выплату денежных средств в зависимости от того, где фактически, в каком муниципальном районе, и как давно, проживает истец, или где хотел бы приобрести жилье.
Довод истца о том, что согласно ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, и о том, что постановка на учет осуществляется по месту жительства не может быть принят судом, поскольку требования истца основаны на Постановлении Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей выделить Ануфриеву А.Б. денежные средства для приобретения жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102, исходя из показателя средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по сельской местности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 дней.
Судья: Урбашкиева Э.К.