Дело № 2-2051|10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2010 г. г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Сыренова Е.С., при секретаре Цыренжаповой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Базаров ВВ к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о возложении обязанности выплатить единовременную денежную компенсацию взамен предоставления транспортного средства,
установил:
Обращаясь в суд, Базаров ВВ просит обязать Министерство труда и социального развития Республики Бурятия выплатить единовременную денежную компенсацию взамен предоставления специального автомобильного средства. В обоснование требований истец ссылается на то, что он примерно в 1993году встал на учет очередников в списке инвалидов, имеющих право на льготное получение транспортного средства, им были поданы все необходимые документы, однако в выплате компенсации отказано в связи с отсутствием сведений о постановке его на соответствующий учет.
В судебном заседании истец Базаров ВВ, его представитель Цыбикова Л.Д., допущенная к участию в деле в качестве представителя по заявлению истца, поддержали свои требования. Считают, что истец как инвалид в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.1992 г. № 356 «О мерах социальной зашиты инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», ФЗ от 22.08.2004 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» имел право на льготное получение транспортного средства, встал на соответствующий учет в органы социальной защиты примерно в 1993 г., подал все необходимые документы, однако транспортным средством обеспечен не был. Его транспортное дело вел специалист АВЯ, который принимал документы. В 2004 году АВЯ сообщил, что для получения транспорта необходимо доплатить 40% от стоимости машины, а также о необходимости представить копию водительского удостоверения. В 2005г. этот же специалист сообщил, что льгота отменена. В 2009 г. при письменном обращении в Министерство по совету представителя Закаменского отдела социальной защиты населения, в предоставлении льготы истцу было отказано ввиду отсутствия сведений о постановке его на учет по обеспечению спецтранспортом. С указанным отказом истец не согласен, считает, что он состоял на очереди, поскольку его обучение в реабилитационном центре на 85% оплачивалось ответчиком.
Представители ответчика Баирова СВ, Бадмаева Т.Д., действующие на основании доверенностей, иск не признали, представили письменный отзыв, доводы которого полностью поддержали, просили в удовлетворении иска отказать. Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1983 г., Постановление Правительства РБ от 20.04.2001 г. № 145 содержат условия предоставления спецтранспорта, а именно: наличие медицинских показаний, определяемых ВТЭК, подача заявления инвалида и удостоверение на право вождения мотоколяски, представление иных документов, на основании которых оформляется транспортное дело. Истцом указанные документы в совокупности не были представлены в Министерство, поэтому в списке очередников, имеющих право на получение транспортного средства в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и вставших на учет в органах социальной защиты населения Республики Бурятия до 01 января 2005 г. Базаров ВВ не значился. Доводы истца о том, что на обучение направлялись инвалиды, состоящие на учете, ошибочен, поскольку на учет инвалиды принимались на основании сформированного транспортного дела, коего в отношении Базаров ВВ не было. Деятельность Министерства по частичной оплате обучения инвалидов осуществлялась в целях их профориентации и реабилитации в рамках выполнения обязательств Республики Бурятия по содействию занятости (трудоустройству) инвалидов, предусмотренной ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Свидетель КАН суду пояснил, что является заместителем Министра социальной защиты населения по вопросам организации социального обслуживания населения РБ, по своей работе курирует иную сферу, к льготам, полагающимся инвалидам, отношения не имеет. Заявителя Базаров ВВ не помнит, каких-либо пояснений ему давать не мог. Ему известно о том, что для предоставления субсидии инвалидам, необходимо было представить полный перечень документов, указанных в соответствующих нормативных актах, на основании которых должно быть заведено учетное дело. Инвалид на основании этих документов ставился на учет. Состоящие на учете инвалиды получали специальные транспортные средства либо компенсацию.
Свидетель ТВГ показала, что является специалистом филиала Минсоцзащиты населения РБ в ... районе, по месту жительства истца. В списке граждан, проживающих в ..., имеющих на 01.01.2005г. право на получение бесплатно либо на льготных условиях автомобиля, Базаров ВВ не значится. Филиалом проводится работа по персонифицированному учету всех категорий граждан, имеющих право на социальные выплаты и льготы, осуществляются консультации по вопросам учета инвалидов для обеспечения их транспортными средствами, по заявлениям инвалидов направляли документы в Министерство. С 1990г. Базаров ВВ по вопросу о постановке на учет или направлении каких-либо документов в Министерство не обращался. На основании письма Минсоцразвития производилась сверка списка инвалидов, состоящих на 01.01.2005г. на учете в Министерстве с наличием медицинских показаний и имеющих право на управление спецавтотранспортом, подлежащих обеспечению единовременной денежной компенсацией. Базаров ВВ в данном списке отсутствовал. Список по ... району включал 22 инвалида, указанный список был направлен в Минсоцзащиты населения РБ.
Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска, при этом исходит из следующего.
Статьей 30 Федерального Закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., предусматривалось право инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, на обеспечение транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с Перечнем медицинских показаний, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 1.07.1969г.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.05.1992г. № 356 «О мерах социальной защиты инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах» и Инструкции о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.02.1993г. право на получение автомобиля (мотоколяски) бесплатно имеют инвалиды, при наличии медицинских показаний на обеспечение специальным транспортным средством и отсутствии противопоказаний, препятствующих их допуску к управлению.
Федеральным Законом от 22 августа 2004г. №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» указанная ст. 30 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» признана утратившей силу.
Согласно п.п. «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 6 мая 2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», инвалидам, которые состояли на учете на 1 января 2005г. в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами на льготных условиях в соответствии с медицинским показаниями, взамен легковых автомобилей выплачивается денежная компенсация.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для выплаты компенсации является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.
Согласно инструкции о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.02.1993 г. №156) разрешения на получение мотоколясок выдаются министерствами социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации по месту постоянного жительства инвалидов при наличии медицинских показаний, определяемых врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), заявления инвалида и удостоверения на право вождения мотоколяски.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований либо возражений на них.
В судебном заседании установлено, что Базаров ВВ является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно (справка МСЭ ____ от ****г.). Согласно заключению ВТЭК от 26.09.1993г. истец признан годным к управлению мотоколяской.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что, будучи поставленным на учет в 1993 году, он имеет право на получение денежной компенсации, однако указанные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Судом установлено, что постановка инвалидов на учет для обеспечения транспортными средствами производилась Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия посредством формирования транспортных дел на основании поступивших заявлений инвалидов в хронологическом порядке. Для постановки на учет, помимо заявления инвалида, необходимо было представить заключение бюро МСЭ о наличии медицинских показаний на обеспечение специальным транспортным средством и отсутствии противопоказаний к вождению транспортных средств, копию справки МСЭ (ВТЭ) об инвалидности, копию водительского удостоверения на право вождения специального автомобиля соответствующей категории, копию медицинской справки для ГИБДД о пригодности к управлению автомобилем соответствующей категории.
Указанные требования, необходимые для постановки на учет соответствуют требованиям, предусмотренным Инструкцией о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.02.1993 г. №156).
Представленная истцом справка ВТЭК ____ от ****1993г., подтверждающая годность к управлению мотоколяской не является доказательством того, что Базаров ВВ был принят на соответствующий учет в 1993г. Инвалидность Базаров ВВ по третьей группе была установлена бессрочно на основании проведенного 18.11.1999г. освидетельствования. **** 2004г. подтверждена пригодность истца к управлению транспортным средством. Однако доказательств того, что истец не имеет противопоказаний, препятствующих допуску к управлению транспортными средствами, не имеется. Кроме того, истец не имеет водительского удостоверения, что подтверждено последним в судебном заседании.
Поскольку наличие инвалидности не является достаточным основанием для постановки гражданина на учет для обеспечения специальными транспортными средствами, суд находит обоснованными доводы представителей ответчика о том, что оснований для формирования транспортного дела в отношении Базаров ВВ, соответственно постановки последнего на учет для обеспечения специальными транспортными средствами, не имелось.
В списке очередников, имеющих право на получение транспортного средства в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и вставших на учет в органах социальной защиты населения Республики Бурятия до 01 января 2005 г., утвержденном министром труда и социального развития Республики Бурятия 06.07.2005 г., истец не значится. Отсутствие истца на очереди лиц для обеспечения специальными транспортными средствами подтверждено свидетелем ТВГ, специалистом отдела социальной защиты населения по месту жительства истца в ..., пояснившей также о том, что при личном обращении к ней истца в 2009 году, она поясняла, что на учете для обеспечения специальными транспортными средствами, он не состоит.
Доводы истца о том, что факт прохождения им обучения в Республиканском производственно-учебном центре трудовой реабилитации инвалидов свидетельствует о постановке его на учет в 1993 году, несостоятелен.
Судом исследован протокол судебного заседания от 08 апреля 2010г. Из показаний свидетеля ДНП следует, что в Республиканском производственно-учебном центре трудовой реабилитации инвалидов производилось обучение инвалидов, состоявших на очереди в Минсоцзащите на получение автотранспортного средства. В группу обучения принимали на основании справки об инвалидности, трудоспособности и справки ВТЭК. Так как до 2005 г. частично обучение инвалидов оплачивалось Министерством, то это, по ее мнению, свидетельствовало о том, что инвалид состоял на учете на выделение транспортного средства. Документ, подтверждающий факт постановки на учет, для обучения не требовался.
Указанные показания свидетеля, как работника Республиканского производственно-учебного центра трудовой реабилитации инвалидов носят предположительный характер, не подтверждены письменными доказательствами о том, что обучение вождению проходили только граждане инвалиды из числа, состоящих в установленном порядке на соответствующем учете, в связи с чем, показания свидетеля ДНП не могут быть приняты судом во внимание как достоверные доказательства, объективно подтверждающие факт того, что Базаров ВВ состоял на учете для обеспечения специального транспортного средства в Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2005г.
Из материалов дела следует, что обучение инвалидов в реабилитационном центре проходило на основании договора о профессиональной реабилитации инвалидов от ****г. Предметом договора являлась организация профессионального обучения согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и письма Министерства экономического развития и внешних связей РБ от 09.12.2003г. № 18/004-12
В соответствии со ст. 9 указанного ФЗ (в редакции 23.10.2003 N 132-ФЗ) реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 12 указанного ФЗ координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, проведение мероприятий по обеспечению инвалидов иными средствами реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
В целях реализации указанных полномочий между Министерством и Республиканским производственно - учебным центром трудовой реабилитации инвалидов заключен договор о профессиональной реабилитации инвалидов. Обучение производилось по разным профессиям (моляр, швея, секретарь, бухгалтер и т.д.), в том числе, обучение водителей транспортных средств категории «В» с ручным управлением. На указанные курсы граждане, из числа инвалидов, направлялись на основании заявления.
Таким образом, факт прохождения обучения вождению инвалида не подтверждает факта постановки его в установленном порядке на учет для обеспечения специальным транспортным средством.
С учетом установленных судом обстоятельств, законных оснований для удовлетворения требований истца, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Базаров ВВ к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о возложении обязанности выплатить единовременную денежную компенсацию взамен предоставления транспортного средства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Е.С.Сыренова
Копия верна Е.С. Сыренова
____
____
____
____
____
____
____
____
____
____