Решение от 08.12.2010 г. по делу №2-3988/2010 по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Хон А.А., ИП Хабалтуевой О.В.



№2-3988/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Улан-Удэ 08 декабря 2010 года

Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе:

судьи Назимовой П.С.,

при секретаре Лавриной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Константиновой Л.В., к Индивидуальному предпринимателю Хон А.А., Индивидуальному предпринимателю Хабалтуевой О.В. о признании действий по нарушению федерального законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными, обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, истец указывает, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению Константиновой Л.В. проведена проверка деятельности ИП Хон А.А. и ИП Хабалтуевой О.В. По результатам проверки установлено следующее. ИП Хон А.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг в сфере общественного питания в кафе «Б.», расположенном на 1 этаже здания по адресу:. ... Хон А.А. осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП (ОГРН <данные изъяты>), а также договора аренды нежилого помещения __ от ***.05.2010 г. ИП Хабалтуева О.В. осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению гостиничного сервиса населению на 2 этаже здания по адресу:. ... Хабалтуева О.В. осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП (ОГРН <данные изъяты>), а также договора аренды нежилого помещения __ от *** мая 2010 года. При эксплуатации кафе и гостиницы образовываются жидкие бытовые отходы, которые складируются ответчиками в выгребной яме объемом около 25 куб.м., глубиной около 4 метров, расположенной за пределами огороженной территории на расстоянии 12,5 м. от жилого. .., принадлежащей Константиновой Л.В., при норме 20 м., что является нарушением действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, ответчиками допускаются факты переполнения выгребной ямы, что подтверждается жалобами Константиновой Л.К., приложенными фотографиями. Актом от *** *** за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации выгребной ямы ИП Хон А.А. по постановлению природоохранного прокурора привлечена к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по РБ по ст. 6.3 КоАП РФ. Постановление о привлечении к административной ответственности обжаловано не было и вступило в законную силу. Проверкой установлено, что нарушения законодательства до настоящего момента не устранены и ответчики продолжают эксплуатацию выгребной ямы с нарушениями законодательства в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства. Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит признать действия ответчиков по нарушению федерального законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно ликвидировать выгребную яму, расположенную в 12,5 м. от жилого. .., а также организовать сбор и вывоз жидких бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Магомедов Т.Т. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Заинтересованное лицо Константинова Л.В. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена повесткой по последнему известному месту жительства.

Ответчики ИП Хон А.А. и ИП Хабалтуева О.В. исковые требования признали, о чем представил письменное заявление.

Представитель 3-го лица Управления Роспотребнадзора по РБ Очиров А.Н., действующий на основании доверенности от ***.01.2010 года, исковые требования поддержал.

Выслушав прокурора, ответчиков, представителя 3-го лица, изучив письменные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является, в том числе, обращение к нему граждан об обеспечении права на благоприятную окружающую среду.

Настоящий иск подан Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду Константиновой Л.К.

В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; экологическая безопасность - состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В статье 3 Закона перечислены основные принципы, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду. Среди них: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды юридических и физических лиц.

В статье 4 Закона установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды.

Статьёй 44 Закона установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

Согласно требованиям ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Преамбула Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3 Закона предусматривает, что Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К нормативно-правовым актам РФ относятся в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года №4690-88.

В соответствии с п.2.1.1 СанПиН объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно положений главы 2.3 СанПиН выгребная яма, предназначенная для сбора жидких бытовых отходов должна быть удалена от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 метров.

Пунктом 2.3.3 данного же СанПиН не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м. от поверхности земли.

В ходе проверки Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ответчики своими действиями по эксплуатации выгреба продолжают нарушать требования действующего законодательства, и создают угрозу жизни и здоровью человека.

Ответчики ИП Хон А.А. и ИП Хабалтуева О.В. исковые требования признают в полном объеме.

Признание иска ответчиками в соответствии со ст.173 ГПК РФ выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, которое приобщено к материалам дела, на что указано в протоколе судебного заседания. Ответчикам разъяснены последствия признания иска.

Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Таким образом, исковые требования о признании действий ответчиков по нарушению федерального законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязании ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно ликвидировать выгребную яму, расположенную в 12,5 м. от жилого. .., а также организовать сбор и вывоз жидких бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством, подлежат удовлетворению.

С учетом мнения сторон, принимая во внимание климатические условия и наступление зимнего периода, суд считает возможным установить срок устранения ответчиками выявленных нарушений – до 01 апреля 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Константиновой Л.В., к ИП Хон А.А., ИП Хабалтуевой О.В. о признании действий по нарушению федерального законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными, обязании устранить нарушения удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Хон А.А. и индивидуального предпринимателя Хабалтуевой О.В. по нарушению федерального законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными.

Обязать индивидуального предпринимателя Хон А.А. и индивидуального предпринимателя Хабалтуеву О.В. ликвидировать выгребную яму, расположенную в 12,5 м. от жилого. .., а также организовать сбор и вывоз жидких бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством, в срок до 01 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение десяти дней.

Судья: Назимова П.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200