Решение от 07.02.2011 по делу №2-325/2011 по иску Васильева С.И., Лодоевой О.В., Гордеева А.И., Звягинцева А.В., Егорова К.С. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ



Дело № 2-325/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2011 года г.Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Назимовой П.С., при секретаре Лавриной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева С.И., Лодоевой О.В., Гордеева А.И., Звягинцева А.В., Егорова К.С. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия о признании незаконным бездействия, об обязании установить ежемесячную надбавку,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Васильев С.И., Лодоева О.В., Гордеев А.И., Звягинцев А.В., Егоров К.С. просят признать незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия (далее – Управление Россельхознадзора по РБ), связанные с отказом в издании приказа о выплате ежемесячной надбавки, установленной Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 января 2009 года № 20, обязать ответчика установить указанную надбавку в максимальной размере и выплатить с перерасчетом. Требования мотивированы тем, что *** служащими правового отдела Управления Россельхознадзора по РБ в лице начальника отдела Васильева С.И. было подано заявление об установлении надбавки служащим правового отдела, в соответствии с приказом Россельхознадзора от 15 января 2009 года № 20 «О ежемесячной надбавке». До настоящего времени приказ об установлении ежемесячной надбавки ответчиком не издан. *** руководителем Управления Россельхознадзора по РБ дан ответ, в котором лишь указано, что с отделом бухгалтерского учета и финансов и отделом кадров, мобилизационной подготовки и охраны труда проведены консультации. Также был направлен ответ за подписью начальника отдела бухгалтерского учета и финансов и начальника отдела кадров, согласно которому Управление Россельхознадзора по РБ считает ежемесячную надбавку, установленную приказом Россельхознадзора __ от ***, надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы, опираясь на ст. 50, 51, 55 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Считают действия Управления незаконными по следующим основаниям. Ежемесячная надбавка, установленная приказом № 20 от 15 января 2009 года, является надбавкой, выплачиваемой федеральным государственным гражданским служащим, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности в центральном аппарате и территориальных органах Россельхознадзора, в основные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. Основанием для издания этого приказа является Указ Президента РФ от 08 мая 2001 года № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов». Таким образом, ответчик игнорирует не только приказ вышестоящего органа, но и нормативный акт Президента РФ, нарушая при этом права истцов, предусмотренные п.3 ст. 37 Конституции РФ.

В судебном заседании Васильев С.И., Егоров К.С., Звягинцев А.В. исковые требования уточнили, просили признать незаконным бездействие Управления Россельхознадзора по РБ, выраженное в неисполнении приказа Россельхознадзора об установлении ежемесячной надбавки. Согласно Положению о правовом отделе их отдел подготавливает, участвует в подготовке, анализирует, проводит правовую экспертизу приказов, инструкций, соглашений, распоряжений, хозяйственных и иных договоров, протоколов согласования разногласий и иных документов. В должностные обязанности каждого из них входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов. Следовательно, на основании приказа вышестоящей организации ответчик должен был решить вопрос об установлении им ежемесячной надбавки, с индивидуальным подходом к каждому работнику отдела. Однако Управлением Россельхознадзора по РБ до настоящего времени этот вопрос не решался, истцы в связи с игнорированием и нежеланием работодателя заниматься этим вопросом так и не смогли получить ни мотивированного ответа с отказом установить им надбавку, ни ответа, в котором содержалось бы аргументированное решение Управления Россельхознадзора по РБ. Тем самым считают, что ответчиком было допущено бездействие, которое привело к ущемлению их трудовых прав, гарантированных Конституцией РФ. Просили исковые требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия Ратикова Л.К., действующая на основании доверенности, не согласилась с исковыми требованиями. Суду пояснила, что приказ Россельхознадзора от 15 января 2009 года № 20 издан на основании Указа Президента РФ от 08 мая 2001 года № 528. Пункт 2 данного Указа предоставляет руководителям федеральных органов государственной власти право устанавливать ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы. Согласно приказу № 20 от 15 января 2009 года выплата надбавки производится за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Россельхознадзора. Фонд оплаты труда федерального гражданского служащего формируется из оклада месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, в размерах, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Размеры надбавки за особые условия гражданской службы определены п.5 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». По ведущей группе должностей надбавка составляет от 90 до 120 % должностного оклада, по старшей группе – от 60 до 90 %. Указанную надбавку истцам начисляют в максимальном размере. Таким образом, надбавка свыше установленных размеров может выплачиваться в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Россельхознадзора только при наличии экономии средств и, конечно же, за счет выплаты премий, материальной помощи, единовременных выплат другим гражданским служащим. Установление дополнительной персональной надбавки является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. Кроме того, должностные обязанности Звягинцева А.В. и Гордеева А.И. не предусматривают проведения правовых экспертиз локальных правовых актов. Правовая экспертиза распоряжений о проведении проверки, на которую ссылаются эти истцы в обоснование своих требований, не является таковой, поскольку распоряжения делаются на типовой форме бланка, меняются только даты и объект проверки. Обязанность проведения правовой экспертизы проектов приказов, распоряжений, исходящей корреспонденции у Васильева С.И., Лодоевой О.В., Егорова К.С. не является основной. Из отчета о проделанной работе правового отдела за 2010 год видно, что ни один служащий отдела в течение года не занимался правовой экспертизой. В целях решения вопроса об установлении надбавки руководителем Управления Россельхознадзора по РБ было дано задание Васильеву С.И. подготовить служебную записку с информацией о том, сколько правовых актов было просмотрено и завизировано им и его заместителем в 2009 году. Истец такой информации не представил. По изложенным выше основаниям считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Васильев С.И. является начальником правового отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия, Лодоева О.В.- заместителем начальника, Егоров К.С. и Звягинцев А.В. – ведущими специалистами, Гордеев А.И. – специалистом-экспертом правового отдела.

Согласно пункту 2.1.3 Положения о правовом отделе Управления Россельхознадзора по РБ, утвержденному руководителем от ***, правовой отдел подготавливает, либо участвует в подготовке (анализирует и проводит правовую экспертизу) приказов, инструкций, соглашений, распоряжений, хозяйственных и иных договоров, протоколов согласования разногласий и иных документов и актов Управления.

Пункт 3.1.4 должностных регламентов Васильева С.И. и Лодоевой О.В. устанавливает обязанность осуществлять правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых в Управлении, а также участвовать в необходимых случаях в подготовке этих документов.

Пункт 3.1.4 должностного регламента Егорова К.С. устанавливается обязанность проводить правовую экспертизу проектов приказов, распоряжений, исходящей корреспонденции (письма, запросы).

В пунктах 3.2.3, 3.1.4 должностных регламентов Звягинцева А.В. и Гордеева А.И. установлена обязанность проводить правовую экспертизу хозяйственных договоров, оформлять протоколы согласования разногласий.

08 мая 2001 года Президентом РФ издан Указ № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», в соответствии с которым руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, или руководителям их аппаратов, с 01 июня 2001 года предоставлено право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование:

- денежное вознаграждение, увеличенное на 30 %, - лицам, замещающим государственные должности РФ и отдельные государственные должности федеральной государственной службы, по которым введено денежное вознаграждение,

- ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы в размере до 70 % должностного оклада – федеральным служащим, замещающим должности, по которым введено денежное содержание,

- ежемесячную надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, увеличенную на 50 %, - федеральным государственным служащим, которым ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы не установлена,

- ежемесячную надбавку в размере до 50 % оклада по воинской должности (должностного оклада) – военнослужащим и приравненным к ним лицам.

На основании данного Указа Президента РФ 15 января 2009 года Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором) издан приказ № 20 «О ежемесячной надбавке», в соответствии с которым приказано выплачивать с 01 февраля 2009 года федеральным государственным гражданским служащим, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы в размере – в центральном аппарате Россельхознадзора – до 70 процентов должностного оклада; в территориальных органах Россельхоздадзора – до 50 процентов должностного оклада. Данный приказ вступил в силу с 08 марта 2009 года. В соответствии с этим приказом такая надбавка может выплачиваться в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Россельхознадзора.

Т.е. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, издавая указанный приказ, и определяя категорию гражданского персонала, которому надлежит выплачивать ежемесячную надбавку, действовала в пределах своих полномочий и прав, делегированных ей Указом Президента РФ от 08 мая 2001 года.

15 ноября 2010 года служащими правового отдела Управления Россельхознадзора по РБ было подано заявление об установлении надбавки служащим правового отдела. Однако до настоящего времени приказ об установлении ежемесячной надбавки ответчиком не издан.

19 ноября 2010 года руководителем Управления Россельхознадзора по РБ дан ответ, в котором указано, что с отделом бухгалтерского учета и финансов и отделом кадров, мобилизационной подготовки и охраны труда проведены консультации. Также был направлен ответ за подписью начальника отдела бухгалтерского учета и финансов и начальника отдела кадров, согласно которому Управление Россельхознадзора по РБ считает ежемесячную надбавку, установленную приказом Россельхознадзора № 20 от 15 января 2009 года, надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы, со ссылкой на ст. 50, 51, 55 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Из толкования данного ответа следует, что Управление Россельхознадзора по РБ не считает целесообразным устанавливать ежемесячную надбавку, полагая, что истцам и так уже установлена и выплачивается максимально возможная ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в соответствии с занимаемой должностью. Тем самым Управление Россельхознадзора по РБ ставит под сомнение правовую обоснованность приказа вышестоящей организации - Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № 20 «О ежемесячной надбавке».

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджета соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По мнению суда, с учетом того, что приказы, распоряжения вышестоящего должностного лица (организации) подлежат исполнению, при поступлении приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Управление Россельхознадзора по РБ должно было принять соответствующие меры по его исполнению, решить вопрос какие конкретно государственные гражданские служащие организации подпадают под действия этого приказа, определить кто из них занимается в качестве основной обязанности проведением правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, установить профессиональные качества каждого из соответствующих работников, определить источники финансирования и др. В случае, если возникли неясности в исполнении данного приказа, возможно было обратиться в Россельхознадзор за соответствующими разъяснениями. После чего работодатель должен был решить вопрос о возможности или отсутствии таковой установить ежемесячную надбавку. Во втором случае, принимая во внимание, что работники выдвинули требование об установлении надбавки, необходимо было довести до работников основания отказа в установлении надбавки, соответствующее мотивированное решение работодателя.

Однако до настоящего времени такие действия ответчик не предпринял. С учетом данного обстоятельства суд находит обоснованными требования истцов в части признания незаконным бездействия Управления Россельхознадзора по РБ, выразившееся в неисполнении приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором) от 15 января 2009 года № 20 «О ежемесячной надбавке».

Ответчик ссылается на то, что в целях решения вопроса об установлении надбавки руководителем Управления Россельхознадзора по РБ было дано задание Васильеву С.И. подготовить информацию, сколько правовых актов подготовлено правовым отделом. Однако от Васильева С.И. такой информации не поступило. Однако отсутствие у руководителя соответствующей информации (учитывая его полномочия) само по себе не является основанием для неисполнения вышеназванного приказа.

Все иные доводы ответчика, касающиеся указанной части исковых требований, являются неубедительными. Уже в ходе рассмотрения данного гражданского дела, по просьбе суда представители ответчика, участвующие в деле, должны были обратиться в Россельхознадзор для дачи соответствующих разъяснений по исполнению приказа от 15 января 2009 года. Однако какой-либо информации по этому вопросу ответчиком так и не было представлено.

Вместе с тем суд не имеет оснований обязать ответчика установить ежемесячную надбавку истцам в максимальной размере, поскольку согласно приказу Россельхознадзора от 15 января 2009 года № 20 надбавка должна устанавливаться работодателем персональному каждому работнику, подпадающему под действие данного приказа, с учетом особенностей трудовых функций, профессиональных навыков, и других обстоятельств, позволяющих дифференцированно определить размер ежемесячной надбавки, а также учитывая и пределы средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Россельхознадзора.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

На основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Васильева С.И., Лодоевой О.В., Гордеева А.И., Звягинцева А.В., Егорова К.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия, выразившееся в неисполнении приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от *** __ «О ежемесячной надбавке».

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в 10-ти дневный срок.

Судья Назимова П.С.

Копия верна: Назимова П.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200