РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 марта 2011 г. г. Улан-Удэ Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ РБ в составе судьи Пономаренко И.С., при секретаре Микалюк В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Банзархановой Б.Л. к Центру об установлении и выплате пенсий о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения пенсии и назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л: Банзарханова Б.Л. обратилась в суд с иском о включении периодов работы в должности старшей пионервожатой, заместителя директора по социальной защите и охране прав детства, заместителя директора по научно-методической работе в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Просила обязать ответчика назначить пенсию с ***. Определением суда от *** производство по делу прекращено в части заявленных исковых требований о включении в специальный трудовой стаж Банзархановой Б.Л. периодов работы старшей пионервожатой, заместителя директора по социальной защите и охране прав детства в связи с отказом от иска. Истец Банзарханова Б.Л. и ее представитель по доверенности Крашенинников Е.В. в судебном заседании исковые требования в части включения в специальный трудовой стаж периода работы заместителем директора по научно-методической работе средней школы __ с *** по ***, а также о назначении пенсии с *** поддержали полностью. Суду пояснили, что работая в указанной должности, Банзарханова Б.Л. непосредственно работала с детьми. Она ежегодно разрабатывала программу научной деятельности учащихся. В целях реализации данной программы составляла расписание занятий по дисциплине «Основы исследовательской деятельности», сама вела уроки по данному предмету. Ею проводилось анкетирование учащихся с целью выявления среди них тех, кто обладает высокими способностями к научной деятельности, а затем проводилась индивидуальная работа с детьми. Она являлась научным руководителем последних при написании работ и рефератов, готовила их к участию в различных олимпиадах, конкурсах и т.д. Представитель ответчика по доверенности Бутывченко В.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что указанный период работы не может быть включен в специальный стаж работы, так как должность истца не соответствует Списку профессий и должностей работников образования, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию возникает у лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность учреждениях для детей, независимо от возраста. Таким образом, законодатель установил, что право на досрочное назначение пенсии имеют лишь те заместители директора, чья деятельность связана с непосредственной работой с детьми, их воспитанием и обучением. Из пояснений Банзархановой Б.Л., а также представленной ею должностной инструкции заместителя директора по научно-методической работе от *** следует, что в обязанности указанного заместителя входили: текущее и перспективное планирование научно-методической работы с педагогами, систематический контроль за качеством учебно-воспитательного процесса, совместное с заместителем директора по учебно-воспитательной работе (УВР) составление расписания занятий и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности, контроль за соблюдением учащимися Устава и Правил учащихся, внесение предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организация воспитательной работы и добровольного общественно полезного труда обучающихся, организация и руководство исследовательской деятельностью учащихся, проведение олимпиад, научно-практических конференций школьников, организация подготовки к олимпиадам различного уровня, организация с обучающимися и их родителями мероприятий по предупреждению травматизма, ДТП, несчастных случаев, вовлечение родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, создание комплексной системы воспитания и т.д. Таким образом, в компетенцию Банзархановой входили не только координация, руководство и иные вопросы применения научно методической деятельности, осуществляемой педагогами школы, но и организация, непосредственное участие в воспитательном и образовательном процессе учеников школы. В подтверждение доводов о том, что Банзарханова в рамках реализации своих должностных обязанностей непосредственно занималась воспитательной и образовательной работой с детьми представлены расписания занятий по предмету «Основы исследовательской деятельности в 9-11 кл., доклады к научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее» (учеников школы Д., Б., К., Р., где научным руководителем выступала Банзарханова), грамоты ученикам за участие в конференциях, а также проведении исследовательских работ на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – 20 век» и др. Согласно исследованной судом программе спецкурса «Основы исследовательской деятельности», программе развития школы __ социальной адаптации детей-инвалидов на 1999-2005 г.г., образовательным программам «Учебно-исследовательская деятельность школьников» за 2008, 2010 г.г., учебного плана школы __ следует, что в школе под непосредственным руководством Банзархановой создана кафедра научно-исследовательской работы, в учебный план старшеклассников введена дисциплина «Основы исследовательской деятельности». Анализ действующего в РФ государственного стандарта общего образования, Приказа Минобразования РФ от 19.05.1998 № 1236 Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования свидетельствует о том, что данный стандарт включает в себя 3 компонента: 1) федеральный, устанавливаемый на уровне РФ; 2) региональный, устанавливаемый субъектами РФ; 3) компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливаемый образовательным учреждением. Принимая во внимание вышеизложенное, введение в учебный план дисциплины «Основы исследовательской деятельности» относится к компетенции образовательного учреждения, является составляющей частью государственного стандарта общего образования, а потому деятельность по внедрению данной дисциплины в учебный план, организация учебных занятий по нему, а также непосредственное ее ведение среди учащихся школы неразрывно связана с деятельностью заместителя директора школы по научно-методической работе в рамках образовательного процесса учащихся. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что должность, которую замещала Банзарханова Б.Л. в спорный период времени, отвечала требованиям, установленным Списком, а потому данный период должен быть засчитан в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На момент обращения в Центр *** у Банзархановой Б.Л. был подтвержден специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии – 14 лет 10 мес. 21 день. Таким образом с учетом установленного судом периода работы, подлежащего включению в стаж осуществления педагогической деятельности Банархановой Б.Л., на момент обращения в Центр у последней имелся необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Банзархановой Б.Л. удовлетворить. Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Республике Бурятия включить в специальный трудовой стаж Банзархановой Б.Л. период осуществления истцом педагогической деятельности в должности заместителя директора по научно-методической работе средней школы __ г. Улан-Удэ с *** по *** и назначить ей досрочную трудовую пенсию с *** Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: И.С. Пономаренко Согласовано И.С. Пономаренко 06.04.2011