Решение от 07.04.2011 по делу №2-1226/2011 по иску прокурора Джидинского района в интересах Норбоевой З.В.



Решение

Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 г. г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия Гурман З.В., с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Осиповой А.М., при секретаре Редикальцевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Джидинского района Республики Бурятия в интересах Норбоевой З.В. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о возложении обязанности выделить Норбоевой З.В. жилое помещение по договору социального найма по месту ее жительства в размере не меньше установленной нормы предоставления площади жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд в интересах Норбоевой З.В. с вышеуказанными требованиями, прокурор Джидинского района РБ сослался на то, что мать Норбоевой З.В. лишена родительских прав по решению суда от ***, сведения об отце внесены в запись акта о рождении Норбоевой З.В. на основании заявления матери ребенка. Постановлением Джидинской районной администрации №135 от 02 июня 1998 г. над Норбоевой З.В. установлена опека. Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Норбоева З.В. имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей». Согласно сведениям Джидинского филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация-республиканское БТИ», Управления Федеральной регистрационной службы по РБ, Норбоева З.В. не имеет в собственности жилого помещения. Проверкой установлено, что она проживает в ... в с. ... у своей бабушки. Республиканским агентством по делам семьи и детей не принято мер по обеспечению Норбоевой З.В. жилым помещением, хотя согласно Указу Президента РБ от 07 августа 2007 г. №486 «О структуре исполнительных органов государственной власти РБ», Положению о Республиканском агентстве по делам семьи и детей, утвержденному Постановлением Правительства РБ от 01 ноября 2007 г. №343, Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно действующему законодательству Республиканское агентство по делам семьи и детей обязано обеспечивать жильем лиц указанных выше категорий путем однократного предоставления им жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Прокурор Джидинского района РБ в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Осипова А.М., действующая на основании доверенности от 18 февраля 2011 г., исковые требования поддержала.

Истец Норбоева З.В. исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что в 2003 г. ее мать Н.С.В. лишена в отношении нее родительских прав, в 1998 г. тетя оформила над ней опекунство. В 2005 г. она окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №29». В настоящее проживает с бабушкой в ..., не работает. 15 июля 2010 г. она поставлена на учет в Администрации Джидинского района РБ, поскольку относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и не имеет собственного или закрепленного за ней жилья.

Представитель ответчика - Республиканского агентства по делам семьи и детей Буянтуев Ж.Ю., действующий на основании доверенности от 25 февраля 2011 г., не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.п. 2 п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 5 указанного Федерального закона также установлено, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение категорий детей, перечисленных в законе, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.32 Закона РБ «Об отдельных полномочиях органов государственной власти РБ по реализации Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общий принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 07 декабря 2004 г. №899-III, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

Согласно п.11 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия № 102 от 31 марта 2005 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, обеспечивается однократное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и других факторов.

В соответствии с п. 1.1 Положения «О Республиканском агентстве по делам семьи и детей», утвержденного постановлением Правительства РБ от 01 ноября 2007 г. №343, Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в области семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно п. 3.1.11 указанного Положения (в ред. Постановления Постановления Правительства РБ от 18 января 2011 г. №16), Республиканское агентство по делам семьи и детей организует обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.

Как видно из представленных прокурором документов и не оспаривается представителем ответчика в настоящем судебном заседании, Норбоева З.В. родилась *** года рождения. Ее мать Н.С.В. решением Джидинского районного суда РБ от *** лишена родительских прав. Согласно справке о рождении Норбоевой З.В., выданной ***, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Постановлением Джидинской районной администрации от 02 июня 1998 г. ввиду отсутствия родительского попечения над Норбоевой З.В. установлено опекунство.

В соответствии со справкой, выданной директором ГОУ НПО ПУ №29, Норбоева З.В. обучалась в данном образовательном учреждении с 01 сентября 2002 г. по 03 июня 2005 г., 03 июня 2005 г. ей выдан диплом о получении специальности «хозяйка усадьбы».

По информации Джидинского филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация-республиканское БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия сведений о регистрации права собственности на недвижимое имущество, зарегистрированных на Норбоеву З.В., ее мать Н.С.В. и бабушку Н.Ц-Х.Б.., не имеется.

Согласно справке администрации сельского поселения «Верхнеторейское», за Норбоевой З.В. не закреплено какого-либо жилого помещения. Постановлением заместителя главы муниципального образования «Джидинский район» от 15 июля 2010 г. Норбоева З.В. поставлена на учет как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения и нуждающееся в улучшении жилищных условий.

Оценив перечисленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Норбоева З.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и, не имея закрепленного жилого помещения, а также будучи не обеспеченной жильем по окончании пребывания в образовательном учреждении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма по установленным социальным нормам за счет средств республиканского бюджета.

Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию Норбоевой З.В. указанного ее права, является Республиканское агентство по делам семьи и детей.

Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Джидинского района Республики Бурятия в интересах Норбоевой З.В. удовлетворить.

Обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей организовать обеспечение жильем Норбоевой З.В., *** года рождения, путем предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья З.В.Гурман

-32300: transport error - HTTP status code was not 200