решение от 31.03.2011 по делу №2-670/2011 по иску Администрации г.Улан-Удэ, действующей в интересах граждан г.Улан-Удэ, проживающих в жилищном фонде, которым осуществляется подача тепловой энергии и горячего водоснабжения по тепловым магистралям №№1, 2,



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Тубденова Ж.В., при секретаре Цыренжаповой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации г. Улан-Удэ, действующей в интересах граждан г. Улан-Удэ, проживающих в жилищном фонде, которым осуществляется подача тепловой энергии и горячего водоснабжения по тепловым магистралям №№1, 2, 3, 4, 5 ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14», к ОАО «ТГК-14» о понуждении изменить размер платы за коммунальные услуги

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Администрации г. Улан-Удэ Мотоева М.К., действующая на основании доверенности __ от ***, обратилась в суд с иском к ОАО «ТГК-14» о возложении обязанности по осуществлению перерасчета размера платы в сторону уменьшения за подачу тепловой энергии и горячего водоснабжения гражданам г. Улан-Удэ, которым предоставлены коммунальные услуги ненадлежащего качества за период с *** по ***. В обоснование исковых требований указывает, что ОАО «ТГК-14» в указанный период предоставлялись коммунальные услуги по подаче тепловой энергии и горячего водоснабжения ненадлежащего качества. Так, согласно информации, поступившей в Центральную дежурно-диспетчерскую службу г. Улан-Удэ от Центральной дежурно-диспетчерской службы ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14», в период с *** по *** ОАО «ТГК-14» не исполнялся температурный график регулирования отпуска тепловой энергии на отопительный сезон 2010-2011 г.г. Анализ температуры теплоносителя по теплотрассам ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14» показал, что отклонение от температурного графика /недогрев/ составил от 11 до 52 градусов С. При данных температурах теплоносителя температура воздуха в жилых помещениях составила 12-14 градусов С. Тем самым, ответчиком нарушены требования п.п.5, 6, 9, 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307.

В судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ Мотоева М.К., действующая на основании доверенности __ от ***, иск изменила. Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера платы в сторону уменьшения за подачу тепловой энергии и горячего водоснабжения гражданам г. Улан-Удэ, проживающим в жилищном фонде, которым осуществляется подача тепловой энергии и горячего водоснабжения по тепловым магистралям №№1, 2, 3, 4, 5 ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14, за период с *** по ***. Пояснила, что в спорный период ответчиком нарушался график регулирования отпуска тепловой энергии на отопительный сезон 2010-2011 г.г., утвержденный генеральным директором ОАО «ТГК-14», согласованный с Мэром г.Улан-Удэ. В соответствии с п.60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с Условиями изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и /или/ с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно данным Условиям, являющимся приложением №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. При обеспечении температуры воздуха в жилых помещениях ниже установленной нормы за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении размер ежемесячной платы снижается на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры либо на 0,15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг за каждый градус отклонения температуры. Конкретными сведениями о нарушении температурного режима по горячему водоснабжению в спорный период Администрация г. Улан-Удэ не располагает.

Представитель ответчика Карпов А.А., действующий на основании доверенности __ от ***, иск не признал. Пояснил, что приказом генерального директора ОАО «ТГК-14» __ от *** директору филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» приказано произвести перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение потребителям, проживающим в г. Улан-Удэ, на сумму <данные изъяты> рублей. В январе 2011 г. «Теплоэнергосбыт Бурятии» ОАО «ТГК-14» произведен перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение за январь 2011 г. потребителям, проживающим в г. Улан-Удэ, на сумму <данные изъяты> руб., в том числе по отоплению на сумму <данные изъяты> руб., по горячему водоснабжению на сумму <данные изъяты> рублей. Конкретный расчет на указанную сумму отсутствует, в каком порядке произведен перерасчет, какие сведения принимались во внимание, пояснить не может. Реестр перерасчетов по отоплению и горячему водоснабжению, который указан в качестве приложения к приказу, также отсутствует. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам перерасчет размера платы за коммунальные услуги может быть произведен только на основании актов, подтверждающих факт оказания услуги ненадлежащего качества, составленных с участием представителей ОАО «ТГК-14». Поскольку Правилами предусмотрен перерасчет размера платы за коммунальные услуги за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении, за каждые 3 градуса С снижения температуры свыше допустимых отклонений, а такие акты представителем истца не представлены, полагает, что иск удовлетворению не подлежит.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" издаваемые Правительством Российской Федерации для потребителя и продавца /изготовителя, исполнителя/ правила обязательны при заключении и исполнении публичных договоров /договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг/.

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г.. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе устанавливают их права и обязанности, ответственность, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и /или/ с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Абзац 2 п.6, абзац 2 п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, п.1 Приложения №1 к Правилам содержат требования к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с абз. 2 п.6 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.

Абз. 2 п.9 Правил устанавливает, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В соответствии с п.п.5, 15 Приложения №1 к Правилам качество коммунальных услуг предполагает обеспечение температуры горячей воды в точке разбора не менее 60 градусов С –для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50 градусов С – для закрытых систем централизованного теплоснабжения, не более 75 градусов С – для любых систем теплоснабжения. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время не более чем на 5 градусов С, в дневное время не более чем на 3 градуса С. Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже + 18 град. С /в угловых комнатах - + 20 град. С/, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки /обеспеченностью 0,92/ - - 31 град. С и ниже - + 20 /+ 22/ град. С, в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток /от 0.00 до 5.00 часов/ - не более 3 град. С. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. С. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

В судебном заседании не нашел подтверждения факт оказания ответчиком ненадлежащей услуги потребителям в виде обеспечения температуры горячей воды в точке разбора менее 60 градусов С –для открытых систем централизованного теплоснабжения, менее 50 градусов С – для закрытых систем централизованного теплоснабжения.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ОАО «ТГК-14» в спорный период нарушался температурный график регулирования отпуска тепловой энергии на отопительный сезон 2010-2011 г.г. для источников ТЭЦ-1, утвержденный генеральным директором ОАО «ТГК-14», согласованный с Мэром г.Улан-Удэ.

По сведениям, представленным Центральной дежурно-диспетчерской службой г. Улан-Удэ /служба 051/, в спорный период ОАО «ТГК-14» не выполнялся температурный график регулирования отпуска тепловой энергии. Отклонения температуры теплоносителя от температурного графика /недогрев/ на теплотрассах №№1-5 ТЭЦ-1 составили от 7 градусов С до 52 градусов С.

Данный факт подтверждается также сведениями, представленными ООО «Ж», ООО «Ж2», ООО УО «Р.», ООО «Ж3», ООО «Эталон-С».

Так, их показаний директора ООО «Ж3» Л.С.С. следует, что ООО «Ж3» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в ... Железнодорожного района г. Улан-Удэ. С 21.12.2010 г. по февраль 2011 г. в управляющую организацию поступали многочисленные жалобы граждан на низкую температуру воздуха в жилых помещениях. Первоначально жалобы граждан регистрировались в журнале заявок, однако впоследствии, учитывая, что представители ОАО «ТГК-14» не выезжали на замеры температуры воздуха в жилых помещениях, ООО перестало регистрировать жалобы. ООО обращалось в районную диспетчерскую службу ОАО «ТГК-14», указывая о необходимости измерения температуры воздуха в жилых помещениях, в которых проживают обратившиеся с жалобами граждане. На многочисленные телефонограммы указанная служба не реагировала, для измерения температуры воздуха в жилых помещениях граждан и составления соответствующих актов не выезжала. Измерения температуры теплоносителя в подающем теплопроводе и температуры теплоносителя обратной сетевой воды производились в декабре 2010 г., январе 2011 года. Параметры теплоносителя не соответствовали температурному графику. Замеры температуры горячей воды в точке разбора не производились. Несмотря на низкую температуру наружного воздуха в квартирах жителей температура воздуха доходила до 11 градусов С. В январе 2011 г. ОАО «ТГК-14» объявило, что жителям г. Улан-Удэ будет сделан перерасчет по оплате за отопление, однако *** ОАО «ТГК-14» отказалось принять у нее соответствующие заявления граждан.

Представитель ООО «Э.» Н.Н.А. показала, что ООО «Эталон-С» является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных в п. ... Железнодорожного района г. Улан-Удэ. С января по февраль 2011 г. от жителей п... поступали многочисленные жалобы на низкую температуру воздуха в жилых помещениях. Жалобы граждан регистрировались в журнале заявок, составлялись акты. Однако представители ОАО «ТГК-14», в том числе районной диспетчерской службы ОАО «ТГК-14», для измерения температуры воздуха в квартирах обратившихся граждан и составления соответствующих актов не выезжали. ООО «Эталон-С» ежедневно утором и вечером производило замеры температуры теплоносителя в подающем теплопроводе и температуры теплоносителя обратной сетевой воды. Параметры теплоносителя не соответствовали температурному графику. Температура в квартирах граждан доходила до 11 градусов С. Замеры температуры горячей воды в точке разбора не производились.

Представитель ООО «Ж.», ООО «Ж2» П.А.В. показала, что указанные ООО являются управляющими организациями многоквартирных жилых домов, расположенных в Октябрьском районе г. Улан-Удэ. В период с декабря 2010 г. по февраль 2011 г. от граждан, проживающих по ..., ... и др. поступали жалобы на низкую температуру воздуха в жилых помещениях. Ввиду необходимости составления актов представители ООО «Ж.», ООО «Ж2 почти ежедневно звонили в ОАО «ТГК-14», однако представители ОАО «ТГК-14» для составления актов не приезжали. Замеры температуры горячей воды в точке разбора не производились. Замеры температуры теплоносителя в подающем теплопроводе и температуры теплоносителя обратной сетевой воды производились ежедневно. В спорный период надлежащая температура в жилых помещениях ОАО «ТГК-14» не обеспечивалась.

Представитель ООО «Р.» Т.И.В. показал, что ООО «Р.» управляет многоквартирными жилыми домами, расположенными в Советском районе г. Улан-Удэ. В период с января по февраль 2011 г. от жителей ..., ..., ... и др. поступали многочисленные жалобы на низкую температуру воздуха в жилых помещениях. ООО «Р.» производило замеры теплоносителей почти в каждом жилом доме, в жилом доме по ... установлен тепловой счетчик, в остальных жилых домах замеры производились цифровыми термометрами. В январе 2011 г. максимальная температура теплоносителя на подающем теплопроводе составила 82 градуса С, доходила до 67 градусов С. ООО «РОС» о нарушении температурного режима сообщало телефонограммами в ОАО «ТГК-14», Администрацию г. Улан-Удэ. Для составления актов и измерения температуры воздуха в жилых помещениях представители ОАО «ТГК-14» не приезжали.

Снижение температуры воздуха свыше допустимых отклонений в жилых помещениях, подача тепловой энергии и горячего водоснабжения в которые осуществляется по тепловым магистралям №№1-5 ТЭЦ-1 ОАО ТГК-14», в спорный период подтверждается также письменными доказательствами.

Так, из журнала заявок ООО «Ж2», ООО «Ж.», ООО УО «Р.», ООО «Ж3 ООО «Э. следует, что в период с декабря 2010 г. по февраль 2011 г. имели место многочисленные обращения жителей г. Улан-Удэ в управляющие организации с жалобами на ненадлежащую температуру воздуха в жилых помещениях.

Из сопроводительного письма, адресованного *** директором ООО «Ж3» директору «Теплоэнергосбыт Бурятии» ОАО «ТГК-14», следует, что жители многоквартирных жилых домов по ..., ... ... просили произвести перерасчет платы за отопление в связи с низкой температурой в квартирах в период аварийной ситуации на ТЭЦ-1. Из показаний директора ООО «Ж3» следует, что на сопроводительном письме «Теплоэнергосбыт Бурятии» поставлен входящий штамп, однако заявления граждан не приняты.

Акты комиссионного обследования, составленные в январе 2011 г. управляющими организациями ООО «А.», ООО «Э.», ООО «Ж2», ООО «Ж.», ООО УО «Р.», ООО «Ж3» в квартирах по ..., ... и др. свидетельствуют о том, что жилых помещениях, расположенных в указанных жилых домах температура воздуха не соответствовала нормам, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, доходила до 11 градусов С.

Согласно журналам регистрации заявок граждан, представленным ООО «Э.», ООО «Ж2», ООО «Ж», ООО УО «Р.», ООО «Ж3 в январе, феврале 2011 г. в управляющие организации от жителей вышеуказанных жилых домов поступали жалобы на низкую температуру воздуха в жилых помещениях.

Из факсимильных сообщений, направленных директору «У-УЭК» филиала ОАО «ТГК-14» ООО «Ж2», ООО «Ж» в январе, феврале 2011 г. следует, что параметры теплоносителя в домах, «запитанных от ТЭЦ-1» - по ..., ..., не соответствовали температурному графику. В сообщениях содержалась просьба направить представителя для составления актов. Соответствующие телефонограммы директору «У-УЭК ОАО «ТГК-14», подтверждающие факт обращения управляющих организации о ненадлежащем температурном режиме в январе, феврале 2011 г., также представлены ООО «Ж3», ООО «Р».

Из журналов замеров параметров теплоносителя в подающем теплопроводе и температуры теплоносителя обратной сетевой воды, представленных за январь 2011 г. ООО «Ж3», с *** по *** - ООО «Ж2», ООО «Ж.», ООО «Э.», ООО «Р.» также установлено, что в спорный период ОАО «ТГК-14» не соблюдался температурный график регулирования отпуска тепловой энергии.

Кроме того, факт оказания ненадлежащей услуги жителям г. Улан-Удэ, проживающим в жилищном фонде, которым осуществляется подача тепловой энергии и горячего водоснабжения по тепловым магистралям №№1, 2, 3, 4, 5 ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14», не отрицается представителями ОАО «ТГК-14». Так, *** в письменном обращении, адресованном заместителю Мэра г. Улан-Удэ, директор филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ОАО «ТГК-14» указывает, что в январе 2011 г. произошел ряд технологических нарушений в работе котлоагрегатов №№ 6, 7, 8, 9 Улан-Удэнской ТЭЦ-1, что привело к снижению температуры теплоносителя на тепловых магистралях №№1, 2, 3, 4, 5.

В качестве доказательства, подтверждающего произведенный ОАО «ТГК-14» перерасчет оплаты коммунальных услуг за отопление ответчиком представлен приказ генерального директора ОАО «ТГК-14» __ от ***. Согласно указанному документу директору филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» приказано «в связи с некачественным предоставлением тепловой энергии потребителям ОАО «ТГК-14» произвести перерасчет платы за отопление

и горячее водоснабжение в январе 2011 г. согласно прилагаемым реестрам, потребителям, проживающим в г. Улан-Удэ, на сумму <данные изъяты> руб., в том числе по отоплению на сумму <данные изъяты> руб., по горячему водоснабжению на сумму <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что конкретный расчет на указанную сумму отсутствует, в каком порядке и кому произведен перерасчет, какие сведения принимались во внимание, пояснить не может. Реестр перерасчетов по отоплению и горячему водоснабжению, который указан в качестве приложения к приказу, также отсутствует. Кроме того, суд считает указанный документ противоречивым, так, приказ издан ***, однако срок его исполнения установлен – «*** г».

Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что указанный приказ нельзя считать доказательством произведенного жителям г. Улан-Удэ перерасчета по оплате за отопление за январь 2011 года.

Также суд считает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что перерасчет за отопление потребителям произведен быть не может ввиду отсутствия соответствующих актов по каждому потребителю с указанием в нем периода и градуса отклонения температуры.

П.П. п.п. «а», «в» п.51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки.

В соответствии с п.п.64-67 Правил в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о не предоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно /в том числе по телефону/ и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Поскольку факт оказания потребителям тепловой энергии ненадлежащего качества ответчиком не отрицается, о чем свидетельствует, в том числе, вышеуказанный приказ генерального директора ОАО «ТГК-14» __, причина оказания услуги ненадлежащего качества исполнителю известна, что следует из письменного обращения директора филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» от *** заместителю Мэра г. Улан-Удэ /технологические нарушения в работе котловых агрегатов №№6-9 ТЭЦ-1/, составление актов о предоставлении потребителям коммунальных услуг ненадлежащего качества не требовалось.

Кроме того, из показаний представителей ООО «Ж3», ООО «Ж2», ООО «Ж», ООО «Э.», ООО «Р», телефонограмм, факсимильных сообщений следует, что на сообщения управляющих организаций об оказании потребителям услуги ненадлежащего качества и необходимости составления соответствующих актов ОАО «ТГК-14» не реагировало.

П.15 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам определен порядок изменения размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений.

В соответствии с данным порядком за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения, размер ежемесячной платы снижается:

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры;

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг /при отсутствии приборов учета/, за каждый градус отклонения температуры.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает обоснованными исковые требования в части возложения на ответчика обязанности произвести в установленном порядке перерасчет размера платы за подачу тепловой энергии ненадлежащего качества гражданам г. Улан-Удэ, проживающим в жилищном фонде, которым осуществляется подача тепловой энергии по тепловым магистралям №№1, 2, 3, 4, 5 ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14, за период с 01.01.2011 г. по 09.03.2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Иск Администрации г. Улан-Удэ, действующей в интересах граждан г. Улан-Удэ, проживающих в жилищном фонде, которым осуществляется подача тепловой энергии и горячего водоснабжения по тепловым магистралям №№1, 2, 3, 4, 5 ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14», к ОАО «ТГК-14» о понуждении изменить размер платы за коммунальные услуги удовлетворить частично.

Обязать ОАО «ТГК-14» произвести в установленном порядке перерасчет размера платы за подачу тепловой энергии ненадлежащего качества гражданам, проживающим в жилищном фонде, которым осуществляется подача тепловой энергии по тепловым магистралям №№1, 2, 3, 4, 5 ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14», за период с 01.01.2011 г. по 09.03.2011 года.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение десяти дней.

Судья Ж.В. Тубденова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200