РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Пономаренко И.С., при секретаре Микалюк В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мостовской Л.В. к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Республике Бурятия о включении периода работы в специальный стаж для назначения пенсии и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мостовская Л.В. обратилась в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Республике Бурятия (далее Центр) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, иск мотивирован тем, что пенсионный орган незаконно отказал включить в специальный стаж периоды работы в летном составе гражданской авиации в должности бортпроводника. Просит признать отказ в назначении ей пенсии в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» незаконным, обязать Центр назначить ей пенсию по этому основанию с ***.
В судебном заседании истец Мостовская Л.В. исковые требования уточнила. Просила включить ей в специальный трудовой стаж периоды работы в летном составе гражданской авиации в должности бортпроводника Улан-Удэнского авиапредприятия, ОАО «Бурятские авиалинии», авиакомпании «Энкор» с *** по ***, а также обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с ***. Полагает, что в данные периоды работы, работая «бортпроводником», она являлась членом «летного состава», поэтому в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, т.к. общий налет часов в летном составе - 5 702 ч., в пересчете на календарные годы составляет более 23 лет.
Представитель ответчика по доверенности Давыдова О.Е. иск не признала, суду пояснила, что бортпроводники относятся к членам кабинного экипажа, а не летного состава, следовательно, право на пенсию в соответствии с пп. 13 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» не имеют.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию возникает у женщин, проработавших не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом первым данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 27 Закона от 17 декабря 2002 г.).
Как установлено п. «з» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в лётном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников лётного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей лётного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым, устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определённого типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).
Из данных нормативных актов следует, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с лётным экипажем образуют экипаж воздушного судна.
На основании изложенного бортпроводники воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно представленной суду справке из ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» в 1996 г. Улан-Удэнское авиапредприятие было переименовано в ОАО «Бурятские авиалинии». В 2001 г. ОАО «Бурятские авиалинии» признано банкротом. В июне 2001 г. образовано ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии», которая юридическим правопреемником ОАО «Бурятские авиалинии» не является, поэтому какие-либо документы данного предприятия ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» представить не может.
Из представленной суду должностной инструкции «бортпроводника воздушного судна» ОАО «АК Бурятские авиалинии» следует, что при исполнении своих обязанностей на борту воздушного судна он включается в состав экипажа воздушного судна и докладывает капитану воздушного судна о готовности к рейсу, обнаружении неисправности, чрезвычайной обстановке, возникшей в полете. В обязанности «бортпроводника-инструктора ВС» входит, в частности, правильное оформление летно-штабной документации, относящейся к бортпроводникам. При исполнении своих должностных обязанностей при выполнении полета бортпроводник-инструктор непосредственно подчиняется капитану воздушного судна. Таким образом, доводы ответчика о том, что записи в летную книжку Мостовской внесены не полномочным должностным лицом, не состоятельны.
В справке, уточняющей особой характер работы, от *** ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» указано, что с *** по настоящее время Мостовская работает бортпроводником в составе кабинного экипажа воздушного судна гражданской авиации.
Ссылка ответчика на позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 19.03.2009 № 260-О-О необоснованна. Так, согласно ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" в компетенцию Конституционного Суда РФ входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ действующих в РФ законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, проверка конституционности закона, примененного в конкретном деле, толкование Конституции РФ и пр. В соответствии со ст. 79 является общеобязательной для применения лишь такая позиция Конституционного Суда РФ, которая выражена относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда РФ.
Таким образом, в полномочия Конституционного Суда РФ не входит юридическая оценка правоотношений, возникших по конкретному гражданскому делу, а также указание на норму права, подлежащую применению к аналогичным возникшим правоотношениям в случаях, когда такие нормы закона не признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.
В указанном ответчиком Определении № 260-О-О Конституционным Судом РФ в рамках своей компетенции в соответствии со ст. 79 вышеуказанного ФКЗ постановление (решение) не выносилось, о чем свидетельствует резолютивная часть определения суда. Следовательно, выраженное судом суждение относительно толкования п. 13 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» общеобязательного характера не носит.
В трудовой книжке Мостовской имеются записи о работе бортпроводником в спорный период времени. Так, с *** по *** она работала в Улан-Удэнском авиапредприятии, с *** по *** в Бурятских авиалиниях, с *** по *** в ООО АК Энкор, с *** по *** в ОАО «Бурятские авиалинии». Данные записи подтверждаются исследованной судом летной книжкой Мостовской, где также отражены периоды ее работы бортпроводником, а также количество налета часов по годам и типам воздушного судна. С учетом вышеуказанных документов, суд приходит к выводу, что во время исполнения обязанностей «бортпроводника» непосредственно на борту самолета Мостовская входила в «летный состав». Вместе с тем, с *** по *** Мостовская была снята с летной работы по состоянию здоровья, следовательно, указанный период времени включению в специальный трудовой стаж не полежит.
Согласно летной книжки, общий налет часов Мостовской в спорные периоды времени при исполнении обязанностей бортпроводника в летном составе гражданской авиации составил – <данные изъяты> ч. В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459, в пересчете на календарный период 20 ч. налета равны 1 месяцу, следовательно, в пересчете на календарные годы налет часов Мостовской составляет более 23 лет.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств, суд полагает, что факт работы истца в летном составе гражданской авиации в должности бортпроводника и старшего бортпроводника в Улан-Удэнском авиапредприятии, ООО АК «Энкор», ОАО «Бурятские авиалинии» в следующие периоды: 1) с *** по *** в Улан-Удэнском авиапредприятии; 2) с *** по ***, *** по ***, с *** по *** в ОАО «Бурятские авиалинии»; 3) с *** по *** в ООО АК «Энкор» установлен.
Согласно Извещения Центра, Мостовская обратилась за назначением пенсии ***. Таким образом, с учетом установленного судом специального стажа работы, в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» на день обращения последняя имела необходимый специальный стаж работы и у нее возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии. Данных об обращении за пенсией *** суду не представлено. При таких обстоятельствах следует удовлетворить требования истца о назначении пенсии с момента первоначального обращения, т.е. с ***
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мостовской Л.В. удовлетворить частично.
Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Республике Бурятия включить Мостовской Л.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы в летном составе гражданской авиации в должности бортпроводника: 1) с *** по *** в Улан-Удэнском авиапредприятии; 2) с *** по ***, *** по ***, с *** по *** в ОАО «Бурятские авиалинии»; 3) с *** по *** в ООО АК «Энкор».
Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Республике Бурятия назначить Мостовской Л.В. досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ***
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.С. Пономаренко
Согласовано И.С. Пономаренко 21.04.2011