Дело № 2-1474/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 апреля 2011 года г.Улан-Удэ Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Назимова П.С., при секретаре Лавриной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Добрыниной Н.П. о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, об устранении допущенных нарушений, У С Т А Н О В И Л: Добрынина Н.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, обязании «издать необходимые ненормативные акты, образовать земельный участок по адресу: __ путем раздела существующего земельного участка и поставить на учет в Государственный кадастр недвижимости, осуществить регистрацию права собственности России на образованные земельные участки в ЕГРП, передать в соответствии с требованиями Российского законодательства в собственность сформированный земельный участок, расположенный по адресу: __ Требования мотивированы тем, что __ ею приобретена в собственность часть жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Строение размещено на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации. В соответствии со ст.11.3 Земельного Кодекса РФ решение об образовании земельного участка путем раздела принимается собственником. Заявление о приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с пакетом документов, установленных приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. №370, __ были сданы Добрыниной Н.И. в ТУ Росимущества в РБ. __ заявление с приложенными документами возвращено для доработки, тем самым фактически последовал отказ в приватизации, с которым заявитель не согласна. Поскольку земельный участок не сформирован, то кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок представлен быть не может. Предлагаемый к разделу земельный участок находится в собственности РФ, а свидетельство о регистрации права собственности хранится в ТУ Росимущества в РБ. Поэтому она не имеет возможности представить копию документа, к которому у нее нет доступа. Считает, что собственник земельного участка обязан совершить действия по подготовке земельного участка к передаче, в частности совершить действия по образованию земельного участка путем раздела, его постановке на учет в Государственный земельный кадастр, по изданию необходимых ненормативных актов, оформлению договоров и актов и фактической передаче земельного участка новому собственнику. В судебное заседание Добрынина Н.П. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в е отсутствие. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель заявителя Яковлев В.И., действующий на основании доверенности от 24.09.2010 г., уточнил требования. Просил признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия по формированию и предоставлению в собственность заявителя земельного участка, расположенного по адресу: __, обязать Росимущество принять решение о формировании запрашиваемого земельного участка путем раздела существующего земельного участка, принять решение о предоставлении заявителю земельного участка в установленный срок; обязать ТУ Росимущества в РБ образовать земельный участок по адресу: __ путем раздела существующего земельного участка и поставить на учет в Государственный кадастр недвижимости, осуществить регистрацию права собственности России на образованные земельные участки в ЕГРП, передать в соответствии с требованиями Российского законодательства в собственность заявителя сформированный земельный участок, расположенный по адресу: __, а именно: подготовить проект договора купли-продажи между ТУ Росимущества в РБ и Добрыниной Н.П. и направить его заявителю с предложением о его заключении в установленный законом срок. В судебном заседании представитель Яковлев В.И. пояснил, что государственный кадастровый учет спорного земельного участка не осуществлен, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка. Тем самым, кадастровый паспорт заявителем не может быть представлен в ТУ Росимущества в РБ. Кроме того, пояснил, что процедура предоставления земельных участков гражданам состоит из согласованных иерархических действий Росимущества и ТУ Росимущества в Республике Бурятия. Бездействие Росимущества выразилось в неосуществлении предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ действий, направленных на формирование и предоставление в собственность Добрыниной Н.П. земельного участка. Чтобы образовать новый земельный участок, на котором находится дом заявителя, необходимо разделить существующий земельный участок на два земельных участка. Заявление о формировании земельного участка путем раздела может подать только наделенный соответствующими полномочиями орган исполнительной власти, то есть ТУ Росимущества в РБ. Добрынина Н.И. в своем заявлении в суд указала причины непредставления кадастрового паспорта на земельный участок. В соответствии с п.7 ст. 36 ЗК РФ отсутствие кадастрового паспорта не лишает гражданина права обратиться с заявлением о приватизации земельного участка, не является основанием для бездействия исполнительного органа государственной власти и основанием для отказа в приватизации испрашиваемого земельного участка. В данном случае ТУ Росимущества по РБ не осуществило действия, предписанные п.7 ст. 36 ЗК РФ. При направлении заявления на выкуп земельного участка Добрыниной Н.П. были соблюдены все установленные нормы. Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в РБ Клишина С.Г., действующая на основании доверенности №346 от 01.09.10 г., с требованием не согласна. Полагает, что требование о необходимости представления дополнительных документов, в частности, кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок, не является бездействием органа государственной власти. В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ, приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. №370 заявитель обязан представить кадастровый паспорт. Не имея индивидуализирующих признаков, земельный участок не может являться предметом сделки. Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. Ранее представителем Росимущества Фрадкиным К.Б., действующим на основании доверенности от 25.02.2010г. №ЮП-03/4247, представлен отзыв на заявление, в котором представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении заявления отказать. Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по РБ Хандархаева Т.Н., действующая на основании доверенности №155 от 17.08.2010 г., в судебное заседание не явилась. Ранее, в судебном заседании 06.12.2010 г. пояснила, что спорный земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, не является ранее учтенным, поэтому кадастровый паспорт заявителю выдан быть не может. Представитель заинтересованного лица - ГНУ БурНИИСХ РАСХН Цыбенов Б.Э. в суд не явился, о рассмотрении дела извещен. Ранее суду пояснил, что пользователем земельного участка площадью __, в том числе спорного земельного участка, является ГНУ БурНИИСХ РАСХН. Для научной деятельности институту необходимо __ земли, от __ они намерены отказаться. Выслушав представителя заявителя, представителя ТУ Росимущества в РБ, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В соответствии с п.п. 5.4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. №423, исполнительным органом государственной власти, указанным в п.5 ст.36 ЗК РФ, является Росимущество. Согласно п.5.2 Положения Росимущество в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности. В соответствии со ст.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 г. №49, ТУ Росимущества в РБ осуществляет полномочия собственника по отчуждению федерального имущества по поручению Росимущества. В судебном заседании установлено, что 11.08.2010 г. Добрыниной Н.П. подано заявление в ТУ Росимущества в РБ о приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности. ТУ Росимущества в РБ на заявление Добрыниной Н.П. подготовлен ответ (исх.№ 02/1-5351 от 17 августа 2010 года) с указанием о недостатках представленного во исполнение приказа Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 года № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строение, сооружения» пакета документов, в соответствии с чем документы были возвращены Добрыниной Н.И. на доработку. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен Земельным кодексом РФ, где указано, что «граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности, приобретают права на эти земельные участки (п.1 ст. 36 ЗК РФ). При этом в соответствии с п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 года № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения»). При этом также установлено, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не праве требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Из анализа письма Добрыниной Н.И. __ следует, что пакет документов, представленный в целях приватизации земельного участка, не соответствовал требованиям, предъявляемым к комплектности документов. Кадастровый паспорт на запрашиваемый земельный участок в адрес ТУ Росимущества в РБ не представлялся. Следовательно, указание ТУ Росимущества по РБ на предоставление вместе с заявлением кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок требованиям действующего законодательства не противоречит, поскольку предоставление кадастрового паспорта для приватизации земельного участка обязательно, и обязанность предоставления указанного документа лежала на самой заявительнице. Согласно уведомлению, выданному __ Росреестром по РБ, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: __. Как следует из п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или в кадастровой карте соответствующей территории. После предоставления схемы расположения земельного участка, а также пакета документов, установленного п.2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, ТУ Росимущества в РБ принимает решение об образовании земельных участков. При этом в дальнейшем лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п.5 ст. 36 ЗК РФ). Таким образом, с учетом тех документов, которые были приложены Добрыниной Н.И. своему к заявлению, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не представилось возможным. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. ТУ Росимущества в РБ, ответив письмом от 17 августа 2010 года, действовало во исполнение Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, утвержденным приказом Росимущества от 27 февраля 2009 года № 49. Признаки бездействия (несовершение действий должностными лицами, предусмотренных их должностными обязанностями) в данном случае отсутствуют. ТУ Росимущества по РБ свои должностные обязанности исполнило - заявление с пакетом документов рассмотрено, дан мотивированный ответ о недостатках представленных документов в сроки, установленные ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Из материалов дела видно, что документы Добрыниной Н.И. в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на рассмотрение не направлялись, в связи с чем оснований полагать, что Росимущество допустило бездействие в данном случае не имеется. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие ТУ Росимущества по РБ и Росимущества допущено не было, оснований для удовлетворения заявления не усматривается. Вместе с тем заявитель не лишен возможности реализовать свое право на выкуп земельного участка при условии соблюдения требований действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Заявление Добрыниной Н.П. о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, об устранении допущенных нарушений оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение десяти дней. Судья Назимова П.С.