РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27апреля 2011 г. г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Гурман З.В., при секретаре Редикальцевой Н.Н., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Ионину Д.А. о признании действий по нарушению законодательства в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными, обязании устранения выявленных нарушений, приостановлении деятельности котельной до устранения выявленных нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду гр. Е.Н.В., проживающей по адресу: <адрес>, и обратившейся в природоохранную прокуратуру с заявлением.
Требования прокурора мотивированы тем, что по обращению Е.Н.В. Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Ионина Д.А. (далее – ИП Ионин Д.А.) по соблюдению действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды по факту загрязнения атмосферного воздуха.
Проведенной проверкой установлено, что ИП Ионин Д.А. (№, №) эксплуатирует котельную (котел водогрейный №) по адресу <адрес> для отопления здания офиса. Эксплуатация котельной приводит к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Для компенсации негативного воздействия на окружающую среду ИП Ионин Д.А. регулярно вносит предусмотренные законом платежи. Однако эксплуатация предпринимателем котельной осуществляется с нарушением действующего законодательства, поскольку для данной котельной не разработаны и не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов химических веществ, устанавливающие критерии безопасности атмосферного воздуха для человека.
Как считает прокурор, своими действиями по эксплуатации котельной с нарушениями действующего законодательства по настоящее время ИП Ионин Д.А. создает угрозу жизни и здоровью человека. Поэтому просил признать действия ИП Ионина Д.А. по нарушению законодательства в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязать ИП Ионина Д.А. устранить выявленные нарушения путем разработки и утверждения в установленном порядке для эксплуатации котельной нормативов ПДВ химических веществ, устанавливающих критерии безопасности атмосферного воздуха для здоровья человека и получения санитарно-эпидемиологического заключения на нормативы ПДВ химических веществ; приостановить деятельность котельной ИП Ионина Д.А. до устранения выявленных нарушений законодательства
В судебном заседании помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Зайцева Н.Н. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Е.Н.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Ответчик – ИП Ионин Д.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, но направил в адрес суда ходатайство об отложении рассмотрения дела. Определением суда от 27 апреля 2011 г. указанное ходатайство оставлено без удовлетворения.
Суд признает причину неявки ответчика в судебное заседание неуважительной и, руководствуясь требованиями ч.3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что деятельность ИП Ионина Д.А., связанная с эксплуатацией котельной, противоречит действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству РФ, поскольку им не разработан проект предельно допустимых выбросов химических веществ, не получено соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение. Требования предписания, которое было направлено ответчику, он не выполнил по настоящее время.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, а также на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ст. 1 ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В статье 4 Закона указано, что объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является в том числе и воздух.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ст.22 и ст.23 Закона).
Статьей 34 Закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Указанный Закон определяет правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статья 30 Закона перечисляет обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, к которым относятся: обеспечение проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Преамбула Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) устанавливает, что одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях изложены в ст. 20 Закона.
Так, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Статья 3 Закона предусматривает, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населенияосновывается на Конституции РФ и состоит из Закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных НПА субъектов РФ.
К нормативно-правовым актам РФ относятся в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработаны санитарные правила "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.
Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пункт 4.2.2. установлено, что при разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.
Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно - эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Как установлено в судебном заседании, ИП Ионин Д.А. (№) эксплуатирует котельную (котел водогрейный №) по адресу <адрес> для отопления здания офиса.
При эксплуатации котельной у предпринимателя ежегодно образовывается около 15 тонн отходов, в том числе отходы 2-5 класса опасности. Среди образовавшихся отходов имеются и золошлаки от сжигания углей в объеме более 6 тонн, что подтверждается отчетом формы 2ТП (отходы).
Кроме того, эксплуатация котельной приводит к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно представленным отчетам формы 2 ТП (воздух) за 2007 и 2009 года ИП Ионин Д.А. ежегодно производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в размере 3,253 тонны, из которых 1,149 тонны - твердые, 2,104 тонны - газообразные и жидкие вещества. К последним относятся диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота. Данными же отчетами подтверждается выбросы в атмосферный воздух таких специфических загрязняющих веществ, как бензапирен,сажа и оксид серы.
Для компенсации негативного воздействия на окружающую среду ИП Ионин Д.А. в июне 2010 года внес соответствующую плату в размере № руб. за 2007 год, № руб. за 2008 год и № руб. за 2009 год.
Однако эксплуатация ответчиком котельной осуществляется с нарушением действующего законодательства, поскольку нормативы предельно допустимых выбросов химических веществ, устанавливающие критерии безопасности атмосферного воздуха для человека, для данной котельной не утверждены и не имеют санитарно-эпидемиологического заключения.
ДД.ММ.ГГГГ за допущение вышеуказанных нарушений законодательства при эксплуатации котельной ИП Ионин Д.А. привлечен к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия по ст. 6.3 КоАП РФ. Постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловано и вступило в законную силу.
Для устранения выявленных нарушений законодательства Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия предпринимателю выдано предписание от 29 апреля 2010 года №127, срок исполнения которого – 01 сентября 2010 года.
Судом также установлено, что нарушения законодательства ответчиком к моменту обращения прокурора с настоящим иском не устранены, и ИП Ионин Д.А. продолжает эксплуатацию котельной с нарушениями законодательства в сфере охраны окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу жизни и здоровью человека.
Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами – копией справки помощника природоохранного прокурора от 31 декабря 2010 г., копией акта проверки Управления Роспотребнадзора по РБ от 28 апреля 2010 г., копией постановления по делу об административном правонарушении №222 от 04 мая 2010 г., копией предписания от 29 апреля 2010 г №127, а также пояснениями представителя Управления Роспотребнадзора по РБ Очирова А.Н. в судебном заседании.
Согласно ч.2 ст.34 Закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Статья 56 того же Закона устанавливает, что деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст.80 Закона).
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом установленных обстоятельств и перечисленных норм материального права суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать действия ИП Ионину Д.А. по нарушению законодательства в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными.
Обязать ИП Ионину Д.А. устранить выявленные нарушения путем совершения следующих действий:
- разработки и утверждения в установленном порядке для эксплуатации котельной нормативов ПДВ химических веществ, устанавливающих критерии безопасности атмосферного воздуха для здоровья человека;
- получениясанитарно-эпидемиологическое заключения на нормативы ПДВ химических веществ.
Приостановить деятельность котельной ИП Ионина Д.А., расположенной по адресу: <адрес>, до устранения выявленных нарушений законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме.
Судья З.В.Гурман