Решение от 09.06.2011 по делу № 2-2270/2011 по заявлению Герасимовой М.А.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2011 года г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Тубденова Ж.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Герасимовой М.А. об оспаривании решения заместителя начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ об отказе в регистрации по месту жительства

У С Т А Н О В И Л:

Герасимова М.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения заместителя начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ об отказе в регистрации по месту жительства. В обоснование требования указывает, что с 1986 г. проживает по адресу: <адрес>. Жилой дом возведен в 1960 г., в 1981 г. приобретен ее отцом Г.А., после смерти отца в жилом доме был зарегистрирован и проживал ее брат Г.Я., который умер ДД.ММ.ГГГГ. Она проживает в самовольно возведенном строении, однако в регистрации по месту жительства ей отказано.

В судебном заседании заявитель требование уточнила, просила признать незаконным решение заместителя начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ об отказе в регистрации по месту жительства. Пояснила, что в 1970-ых годах спорный жилой дом приобретен ее отцом, в доме проживали ее родители, они с братом. После смерти отца, умершего в ДД.ММ.ГГГГ., в доме проживали они с братом. Брат, умерший в ДД.ММ.ГГГГ г., был зарегистрирован по указанному адресу.

Заместитель начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ Спиридонова В.П. с требованием не согласна. Пояснила, что ввиду отсутствия у заявителя правоустанавливающего документа на жилой дом в регистрации по месту жительства отказано.

Выслушав заявителя, должностное лицо, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что решением заместителя начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ от 24.05.2011 г. Герасимовой М.А. отказано в регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. Согласно решению заявителю отказано в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия правоустанавливающего документа на жилой дом.

По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РБ первичная техническая инвентаризация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> /бывший адрес: <адрес>/ проведена 18.08.1961 г., пользователем дома являлся Т. С 18.03.1981 г. пользователем жилого дома значится Г.А..

Технический паспорт на вышеуказанное строение выдан 25.01.1988 г. Г.А.- отцу заявителя.

С 24.12.1973 г. по указанному адресу на регистрационном учете значился брат заявителя Г.Я..

Ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст.3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Тем самым, уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 02.02.1998 г. №4-П факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Также Конституционный суд РФ указал, что механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации лишь перечисленные в ст.8 Закона РФ "О

праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан,

который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Согласно ст. 8 вышеуказанного закона данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Тем самым, для регистрации гражданина по месту жительства достаточно представления любого из вышеуказанных документов. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

Для регистрации по месту жительства заявителем представлены паспорт, домовая книга, технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Из представленных документов следует, что в спорном жилом доме, 1961 года постройки, ранее были зарегистрированы отец, родной брат заявителя. Согласно техническому паспорту с 1981 г. пользователем спорного жилого дома являлся отец заявителя.

При указанных обстоятельствах суд считает отказ заместителя начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ в регистрации Герасимовой М.А. по месту жительства незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Заявление Герасимовой М.А. об оспаривании решения заместителя начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ об отказе в регистрации по месту удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение заместителя начальника отдела УФМС России по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ об отказе в регистрации Герасимовой М.А. по месту жительства от 24.05.2011 г.

Обязать УФМС по РБ в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ зарегистрировать Герасимову М.А. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение десяти дней.

Судья Ж.В. Тубденова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200