Решение от 03.08.2011 по делу № 2-2025/2011 по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУ `Бурятский республиканский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды`



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 августа 2011 года г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Тубденова Ж.В., с участием прокурора Алиева Р.С-оглы, при секретаре Цыренжаповой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГУ «Бурятский республиканский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании принятия мер к установлению охранной зоны пункта наблюдения за состоянием окружающей среды путем ее постановки на государственный кадастровый учет в шестимесячный срок

У С Т А Н О В И Л:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГУ «Бурятский республиканский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании принятия мер к установлению охранной зоны

пункта наблюдения за состоянием окружающей среды по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., участок №74, в шестимесячный срок. В обоснование исковых требований указывает, что в соответствии с п.5.4.3 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ №372 от 23.07.2004 г., на

службу возложена обязанность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе, организация и прекращение деятельности стационарных и передвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения. Согласно п.2.15 Устава ГУ «БЦГМС» к целям его деятельности относится обеспечение сохранности государственной наблюдательной сети, в том числе, охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть, контроль за получением с сети достоверной информации. В соответствии со ст.13 ФЗ «О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Согласно Постановлению Правительства РФ №972 от 27.08.1999 г. охранная зона представляет собой земельный участок, ограниченный на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстояние, как правило, 200 метров во все стороны. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий. Отсутствие охранной зоны пункта наблюдения по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., участок №74 существенно снижает качество получаемой информации о состоянии экологии на территории г. Улан-Удэ и не обеспечивает надлежащее качество экологического мониторинга.

В судебном заседании прокурор Алиев Р.С-оглы, действующий на основании доверенности, иск уточнил, просил обязать ответчика принять меры к установлению охранной зоны пункта наблюдения за состоянием окружающей среды путем ее постановки на государственный кадастровый учет в шестимесячный срок. Пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №972 от 27.08.1999 г. охранная зона представляет собой земельный участок, ограниченный на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстояние, как правило, 200 метров во все стороны. Согласно ст.13 ФЗ «О гидрометеорологической службе» в указанных охранных зонах устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Конкретизировать виды хозяйственной деятельности, на которые распространяется ограничение, пояснить не может. Полагает, что в Единый государственный реестр земель и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок должны быть внесены сведения о следующих ограничениях: «ограничение на осуществление хозяйственной деятельности, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении». Указать конкретный участок охранной зоны также затрудняется, полагает, что площадь охранной зоны должна быть установлена при проведении кадастровых работ. Согласно техническому делу стационарного поста, составленному в 1970 г., на расстоянии 100 м. от пункта располагается Локомотивное депо, на расстоянии 200 м. - завод «Электромашина», завод «Металлоизделия». Не отрицает, что в настоящее время на расстоянии ориентировочно 50 см. от стационарного пункта расположен огороженный земельный участок, занимаемый ОАО «РЖД», в частности зданием Локомотивного депо, железной дорогой «Москва-Владивосток». Перед стационарным пунктом располагается автомобильная дорога шириной ориентировочно 10 метров, за которой ведется строительство гостиницы, также за автомобильной дорогой располагаются гаражи.

Представитель ответчика Чугуевская Г.А., действующая на основании доверенности от 03.08.2011 г., оставила разрешение иска на усмотрение суда. Считала, что месторасположение стационарного пункта не позволяет в настоящее время установить охранную зону.

Представитель третьего лица ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия Клишина С.Г., действующая на основании доверенности от 01.09.2010 г., оставила разрешение иска на усмотрение суда. Считала, что непосредственная близость от стационарного пункта Локомотивного депо, железной дороги «Москва-Владивосток», строящейся гостиницы, а также неясность вводимых ограничений на осуществление хозяйственной деятельности, не позволяет установить охранную зону. Пояснила, что в соответствии с договором аренды от 29.06.2007 г. земельный участок, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, железная дорога «Москва-Владивосток» от <данные изъяты> км. <данные изъяты> до <данные изъяты> км. направления «Иркутск-Чита» площадью <данные изъяты> га, находящийся в собственности Российской Федерации, предоставлен в аренду ОАО «РЖД» на <данные изъяты> лет. На указанном земельном участке, который состоит из <данные изъяты> участков, расположены железнодорожные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, подъездные железнодорожные пути, административные здания, помещения для размещения временных сооружений, иные нежилые строения.

Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ Каратуев К.В., действующий на основании доверенности от 02.03.2011 г., оставил разрешение иска на усмотрение суда. Пояснил, что на государственном кадастровом учете стоит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., участок №74. Указанный земельный участок граничит с земельным участком, принадлежащим на праве собственности РФ, на праве аренды – ОАО «РЖД». Из кадастрового плана территории следует, что в кадастровом квартале недалеко от стационарного поста находится земельный участок для размещения трансформаторной подстанции, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства гостиницы и автостоянки.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по РБ Онкин Д.Г., действующий на основании доверенности от 30.06.2011 г., оставил разрешение иска на усмотрение суда. Пояснил, что в соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации. Считает, что прокурором должно быть конкретизировано ограничение прав на земельные участки, расположенные в пределах охранной зоны. В частности, возникают вопросы о возможности либо запрете возведения зданий и сооружений, автостоянок и т.д., соответственно их государственной регистрации, на земельных участках, принадлежащих собственникам либо иным землепользователям, в пределах охранной зоны.

Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, ОАО «РЖД», третье лицо Чэнь Чжиюй в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

Ранее, в судебном заседании 29.07.2011 г. представитель ОАО «РЖД» Коренева С.В., действующая на основании доверенности от 26.10.2010 г., считала, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку прокурором не указаны конкретные виды хозяйственной деятельности, на которые распространяется ограничение в пределах охранной зоны. Из иска и из пояснений прокурора в судебном заседании непонятно, какие ограничения будут распространяться на ОАО «РЖД». Кроме того, не конкретизирован участок охранной зоны, предварительно с ОАО «РЖД» не согласованы границы охранной зоны. В непосредственной близости от стационарного пункта располагается Локомотивное депо, осуществляющее хозяйственную деятельность, проходит железная дорога «Москва-Владивосток». Земельный участок, занимаемый по договору аренды ОАО «РЖД», фактически является полосой отвода железной дороги, которая имеет целевое назначение.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает, что удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 21.05.2005 г. №З-720 ФГУ «БРЦГМ» предоставлен в постоянное /бессрочное/ пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., для размещения стационарного поста наблюдений за загрязнением атмосферы.

*** право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в УФРС по РБ.

В соответствии с договором аренды от 29.06.2007 г. земельный участок, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, железная дорога «Москва-Владивосток» от <данные изъяты> до <данные изъяты> км. направления «Иркутск-Чита» площадью <данные изъяты> га, находящийся в собственности Российской Федерации, предоставлен в аренду ОАО «РЖД» на <данные изъяты> лет. Из приложения к договору следует, что на указанном земельном участке расположены железнодорожные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, подъездные железнодорожные пути, административные здания, помещения для размещения временных сооружений, иные нежилые строения.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован земельный участок, предоставленный по договору аренды Чжу Чжиной, для строительства гостиницы и автостоянки.

Ссылаясь на Постановление Правительства РФ №972 от 27.08.1999 г., прокурор просит обязать ГУ «БРЦГМ» принять меры к установлению охранной зоны пункта наблюдения за состоянием окружающей среды путем ее постановки на государственный кадастровый учет в шестимесячный срок.

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением.

Действительно п.3 Положения установлено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные

зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.

Вместе с тем, п.5 Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем самым, в соответствии с п.1 ст.20 Земельного кодекса РФ земельный участок под охранную зону должен быть предоставлен органом местного самоуправления на основании схемы размещения охранной зоны, утвержденной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Составление схемы размещения охранной зоны предполагает установление площади охранной зоны, межевание границ охранной зоны.

Из пояснений прокурора следует, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка под спорную охранную зону не принималось, схема размещения охранной зоны не составлялась.

Ввиду отсутствия решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка под охранную зону, являющегося основанием для проведения кадастровых работ по формированию земельных

участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации ограничений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на ответчика не может быть возложена обязанность по постановке охранной зоны на государственный кадастровый учет.

Кроме того, суд считает обоснованным довод представителей третьих лиц ОАО «РЖД», Управления Росреестра по РБ о том, что прокурором не указаны конкретные виды хозяйственной деятельности, на которые распространяется ограничение в пределах охранной зоны, что нарушает права землепользователей, осуществляющих хозяйственную деятельность в настоящее время в непосредственной близости от стационарного пункта.

В непосредственной близости от стационарного пункта осуществляют хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», Чэнь Чжиюй. Так, из кадастрового плана территории следует, что в кадастровом квартале находится земельный участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, на праве аренды – ОАО «РЖД», а также земельный участок, предоставленный КУИ г. Улан-Удэ по договору аренды Чэнь Чжиюй для строительства гостиницы и автостоянки.

Ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносится содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зон с особыми условиями использования.

Согласно п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Прокурор считал необходимым внести в Единый государственный реестр земель и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок сведения о следующих ограничениях в охранной зоне: «ограничение на осуществление хозяйственной деятельности, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении».

Суд считает, что указанное ограничение является общим, не конкретизированным, не предусматривает строго определенные ограничения /запреты/ осуществления хозяйственной деятельности, что нарушает права собственников, землепользователей земельных участков, находящихся в пределах охранной зоны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГУ «Бурятский республиканский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании принятия мер к установлению охранной зоны пункта наблюдения за состоянием окружающей среды путем ее постановки на государственный кадастровый учет в шестимесячный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение десяти дней.

Судья Ж.В. Тубденова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200