Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года г. Улан-Удэ Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Тубденова Ж.В., при секретаре Цыренжаповой М.С., с участием прокурора Виляк Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бурятского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к исполнению обязанностей – устранению нарушений законодательства о правах инвалидов У С Т А Н О В И Л: Бурятский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия, возложение обязанности по оборудованию железнодорожного вокзала ст. Заудинский передвижными подъемниками, пенниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. В обоснование исковых требований указывает, что в нарушение требований ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1.17 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача №12 от 04.03.2003 г., на железнодорожном вокзале ст. Заудинский отсутствуют специальные приспособления, создающие условия для беспрепятственного пользования маломобильными группами населения железнодорожным транспортом. Так, на железнодорожном вокзале ст. Заудинский отсутствуют передвижные подъемники и пенники, переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Указанный железнодорожный вокзал находится на балансе Улан-Удэнской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении –структурном подразделении Региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ВСЖД – филиала ОАО «РЖД». В соответствии со ст.1 ФЗ «О железнодорожном транспорте» одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Ст.ст.4, 7 ФЗ «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель услуги обязан оказать потребителю услугу, соответствующую требованиям, установленным действующим законодательством, потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья. Выявленные прокурором в ходе проверки нарушения создают не только препятствия, но и невозможность для определенной категории потребителей /инвалидов/ пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Бездействием ОАО «РЖД» права указанной категории граждан ограничены, что недопустимо. В судебном заседании прокурор Виляк Н.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Л.., действующий на основании доверенности 320/80 от 01.03.2011 г., иск не признал. Пояснил, что ФГУ «Главгосэкспертиза России» утверждена проектная документация «Строительство вокзала ст. Заудинский», согласно заключению государственной экспертизы от 26.02.2010 г. проектная документация «Строительство вокзала ст. Заудинский» соответствует требованиям законодательства, в том числе СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Кроме того, Комитетом по Архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ утверждена проектная документация на строительство железнодорожного вокзала ст. Заудинский. Также просил учесть, что в Российской Федерации отсутствуют нормативные документы, устанавливающие требования, предъявляемые к указанным передвижным подъемникам и пенникам, переносным рампам. В случае удовлетворения иска просил установить срок исполнения решения суда до 2014 г. Представитель третьего лица –Администрации г. Улан-Удэ Т.., действующий на основании доверенности №24 от 24.06.2011 г., считал иск подлежащим удовлетворению. Представители третьих лиц – Управления Архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, Управления Роспотребнадзора по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены. В судебном заседании 16.11.2011 г. представитель Управления Архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ Л.., действующая на основании доверенности №163 от 11.04.2011 г., считала иск подлежащим удовлетворению. Пояснила, что Управлением Архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта – железнодорожный вокзал ст. Заудинский. Проектная документация на предмет соответствия санитарным нормам и правилам Управлением Архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ согласованию не подлежит. Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, допросив специалиста, исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Ч.1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной Бурятским транспортным прокурором с привлечением специалистов Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» установлено, что на железнодорожном вокзале ст. «Заудинский» отсутствуют специальные приспособления, создающие условия для беспрепятственного пользования маломобильными группами населения железнодорожным транспортом. Указанный железнодорожный вокзал находится на балансе Улан-Удэнской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении –структурном подразделении Региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ВСЖД – филиала ОАО «РЖД». Ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. В соответствии со ст.1 ФЗ «О железнодорожном транспорте» одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Согласно ст.ст.4, 7 ФЗ «О защите прав потребителей» исполнитель услуги обязан оказать потребителю услугу, соответствующую требованиям, установленным действующим законодательством, потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья. П..3.1.17 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача №12 от 04.03.2003 г., предусмотрено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пенники, переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Тем самым, ответчиком нарушены вышеуказанные требования закона, а также ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающая, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Бездействие ответчика, выразившееся в не оборудовании железнодорожного вокзала ст. Заудинский специальными приспособлениями, позволяющим инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, незаконно. Вместе с тем, опрошенный в судебном заседании заведующий отделом Улан-Удэнского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Ш. пояснил, что п..3.1.17 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пенники, переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Действительно нормативных документов, устанавливающих требования, предъявляемые к специальным приспособлениям, нет. Однако в Сети «Интернет» имеются технические характеристики, фотографии передвижных подъемников и переносных рамп, указаны производители данных специальных приспособлений. Возможно, в Санитарных правилах 2.5.1198-03 допущена опечатка, вместо пенников имеется ввиду пенка, поскольку сведений о том, что такое, «пенники», нигде нет. Учитывая пояснения вышеуказанного специалиста, справку по санитарно-эпидемиологическому обследованию объекта, выданную Улан-Удэнским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» от 08.09.2011 г., из которой следует, что на железнодорожном вокзале ст. Заудинский отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, суд считает необходимым обязать ответчика оборудовать железнодорожный вокзал ст. Заудинский указанными специальными приспособлениями. Суд считает необходимым обязать ответчика оборудовать железнодорожный вокзал ст. Заудинский специальными приспособлениями в срок до 01.07.2012 г., данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Иск Бурятского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к исполнению обязанностей – устранению нарушений законодательства о правах инвалидов удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в не оборудовании железнодорожного вокзала ст. Заудинский специальными приспособлениями, позволяющим инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01.07.2012 г. оборудовать железнодорожный вокзал ст. Заудинский передвижными подъемниками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение десяти дней.