Решение от 15.12.2011 по делу № 2-3367/2011 Зуева С.К. к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ РБ в составе судьи Пономаренко И.С., при секретаре Микалюк В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зуева С.К. к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в РБ о взыскании суммы, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Зуев С.К. обратился в суд с вышеуказанным иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Республике Бурятия (далее Центр). При назначении ему 10.03.2009 пенсии был неправильно исчислен ее размер с учетом уплаченных страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты>. соответственно. Для расчета пенсии необходимо применять ожидаемый период в 174 месяца. С 01.02.2011 не применен коэффициент 1,088 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2011 № 21. Просит взыскать с ответчика <данные изъяты>. в счет невыплаченной пенсии, а также обязать выплачивать ему пенсию в размере <данные изъяты>.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Пенсионного фонда РФ (ГУ) по РБ.

Зуев С.К. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель по доверенности Зуева В.В. была извещена о времени и месте судебного заседания, однако в суд не явилась. О причинах своей неявки суду не сообщила. С учетом мнения представителя Центра Дамбиевой Е.Б., настаивавшей на рассмотрении дела по существу, суд в соответствии со ст. 167 п. 3 ГПК РФ полагает необходимым рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

Ранее участвуя в судебных заседания, представитель истца Зуева В.В. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии Зуеву С.К. с учетом вышеуказанных страховых взносов, ожидаемого периода в 180 месяцев, а также применить коэффициент 1,063 с 01.04.2010 в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 167 от 18.03.2010, с этой даты размер пенсии должен составлять <данные изъяты>. С 01.02.2011 пенсия подлежит увеличению на коэффициент 1,088 и должна составить <данные изъяты>. Таким образом, с этого времени Центр должен выплачивать пенсию в указанном размере, с него подлежит взыскать в счет невыплаченной пенсии <данные изъяты>

Представитель Центра по доверенности Дамбиева Е.Б. иск не признала. Суду пояснила, что сведения о начисленных страховых взносах работодателем Зуева С.К. за 2009 г. в сумме <данные изъяты> руб. были несвоевременно представлены в Центр в июне 2010 г. Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, в т.ч. о поступивших страховых взносах вносятся пенсионным органом в соответствии с п. 57 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 до 01 мая года, следующего за истекшим расчетным периодом, затем до 01 июня производится сверка сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах. Таким образом, произвести до 01.08.2010 корректировку трудовой пенсии с учетом уточненных страховых взносов не представилось возможным. На 01.08.2010 при корректировке учитывалась сумма страховых взносов за 2009 г. в <данные изъяты>., сведения о которых поступили в установленные сроки. По сумме уточненных страховых взносов в <данные изъяты> руб. (по которым сведения поступили к 12.06.2010) корректировка была произведена к 01.08.2011. Ранее учесть эту сумму было невозможно, т.к. подзаконными нормативными актами установлены единые сроки приема сведений о страховых взносах (до 01 марта), проверки правильности заполнения форм (до 01 апреля), внесения сведений в лицевые счета (до 01 мая), проверки сведений о начисленных взносах (до 01 июля). Расчетный пенсионный капитал (РПК) формируется на дату назначения пенсии, поэтому после назначения пенсии какие-либо коэффициенты к РПК не применяются. После назначения пенсии предусмотрена индексация страховой части пенсии. Так, с 01.02.2011 Зуеву С.К. применена индексация страховой части пенсии 1,088.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по РБ по доверенности Аханаев Т.Б. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав мнение представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Зуеву С.К. 10.03.2009 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закона). Расчетный размер трудовой пенсии определен согласно п. 1 ст. 7 Закона. На дату назначения при подсчете страховой части в расчет пенсионного капитала учтены страховые взносы за период с 01.01.2002 по 09.03.2008 с учетом индексации в размере <данные изъяты> в т.ч. сумма страховых взносов за 1 квартал 2009 г. в сумме <данные изъяты> всего <данные изъяты>

В 2009 г. Зуев С.К. работал в ОАО <данные изъяты> которым в установленные сроки были начислены и уплачены страховые взносы за истца в сумме <данные изъяты>., а также в ОАО <данные изъяты>, которым начислены и уплачены страховые взносы за Зуева С.К. в сумме <данные изъяты>.

12 июня 2010 г. бывший работодатель ОАО <данные изъяты> представил в пенсионный орган уточненные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах за Зуева С.К. в сумме <данные изъяты>., что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 6).

В силу п. 5 ст. 17 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в РФ" размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

Корректировка размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности осуществляется по формуле:

СЧ = СЧп + ПКр / (Т x К), где

СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или размер трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПКр - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления трудовой пенсии по инвалидности - отношению, указанному в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в зависимости от категории получателя указанной пенсии. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на 1 августа года, с которого производится соответствующая корректировка.

Пенсионер может отказаться от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, производимой в соответствии с настоящим пунктом, путем подачи соответствующего заявления.

Действующие подзаконные нормативные акты устанавливают порядок и сроки предоставления сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах, так в п. 57 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 указано, что срок приема сведений о страховых взносах до 01 марта, проверки правильности заполнения форм - до 01 апреля, внесения сведений в лицевые счета до 01 мая, проверки сведений о начисленных взносах до 01 июля. Данное постановление принято с целью упорядочивания работы как плательщиков страховых взносов, так и пенсионных органов, обрабатывающих поступающие сведения от работодателей. Вместе с тем, в п. 5 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что к 01 августа текущего года подлежат корректировке страховые части трудовой пенсии граждан на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета за предыдущий отчетный год. Каких-либо оговорок о том, что указанные сведения должны поступить в пенсионный орган к определенному сроку, либо исключительно в порядке и сроках, установленных подзаконным нормативным актом, закон не содержит. Таким образом, суд не вправе расширительно толковать нормы закона с учетом сроков, установленных в Постановлении Правительства РФ № 318. Иное толкование привело бы к необоснованному нарушению прав застрахованного лица на своевременную корректировку назначенной пенсии, в связи с чем, несвоевременно поступившие по вине работодателя сведения об уплаченных страховых взносах, к примеру в начале года, следующего за отчетным, могли бы быть учтены пенсионным органом при корректировке страховой части пенсии только спустя 1,5 года к 01 августу следующего года, что является недопустимым.

О правильности выводов суда свидетельствует и положения п. 1 ст. 18 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обязательном пенсионном страховании в РФ», согласно которым расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду РФ за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период.

Таким образом, данной нормой закона предусмотрен механизм компенсации пенсионному органу издержек за счет средств федерального бюджета в случае неуплаты страхователями начисленных страховых взносов своевременно.

В п. 11 ст. 37 ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"вышеуказанного закона предусмотрено, что в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Доводы Центра о том, что при направлении сведений об уплаченных взносах необходимо руководствоваться п. 12 ст. 37 вышеуказанного закона, не состоятельны, поскольку данной нормой установлены сроки предоставления сведений за 2010-й отчетный год. В данном же случае, предметом спора являются сроки предоставления сведений по уплаченным страховым взносам за 2009-й отчетный год.

Сам факт начисления и уплаты к 12 июня 2010 г. работодателем ОАО <данные изъяты> страховых взносов за 2009 г. в сумме <данные изъяты>. не оспаривался, следовательно, при корректировке страховой части пенсии Зуева С.К. к 01 августа 2010 г., указанные страховые взносы должны были быть учтены в полном объеме.

Таким образом, на 01.08.2010 с учетом данных об уточненных страховых взносах общая сумма страховых взносов за 2009 г. составит <данные изъяты> Поскольку что пенсия Зуеву С.К. назначена 10.03.2009 и к этому времени уже учтены страховые взносы, начисленные за 1 квартал 2009 г. в сумме <данные изъяты>., что подтверждается данными индивидуального лицевого счета (л.д. 7), указанная сумма подлежит вычету из общей суммы страховых взносов за 2009 г. Доводы истца о том, что сумму в <данные изъяты>. также необходимо учесть при корректировке размера страховой части пенсии не соответствуют положениям п. 5 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в котором говорится, что корректировке подлежит страховая часть трудовой пенсии на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении.

По смыслу п. 11 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный пенсионный капитал (РПК) пенсионера формируется на дату назначения ему пенсии, после чего РПК изменению не подлежит. Таким образом, доводы истца о том, что после назначения пенсии 10.03.2009 в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 167 от 18.03.2010 подлежит применению коэффициент 1,063, не состоятельны. Данный коэффициент применяется к страховой части пенсии, а не к РПК. Все подлежащие применению индексации к страховой части трудовой пенсии Зуева С.К. были применены, в т.ч. с 01.02.2011 применена индексация 1,088 расчетного пенсионного капитала в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 21.

С учетом наличия сведений о страховых взносах за 2009 г. в полном объеме, в т.ч. <данные изъяты> руб., уплаченных ОАО <данные изъяты> на 01 августа 2010 г. корректировка страховой части пенсии Зуева С.К. должна составить <данные изъяты>./ <данные изъяты>. (ожидаемый период) = <данные изъяты>

Фактически пенсионным органом на 01.08.2010 с учетом принятия во внимание не полной суммы уплаченных страховых взносов работодателем ОАО <данные изъяты> в <данные изъяты>. начислена корректировка в <данные изъяты>., таким образом, ежемесячная недоплата трудовой пенсии составляет <данные изъяты>. – <данные изъяты>. = <данные изъяты>.

В 2011 г. все ранее неучтенные суммы страховых взносов были учтены при корректировке на 01.08.2011, следовательно, за счет ответчика Центра подлежит взысканию в пользу Зуева С.К. сумма невыплаченной пенсии за период с 01.08.2010 по 31.01.2011 в размере <данные изъяты>., с 01.02.2011 по 31.07.2011 с учетом индексации <данные изъяты>. Всего за период с 01.08.2010 по 01.08.2011 – <данные изъяты>.

Доводы истца о том, что Зуеву С.К. следует выплачивать пенсию в размере <данные изъяты>., суд находит не состоятельными. Как следует из представленной справки, фактический размер пенсии Зуева С.К. с 01.08.2011 составляет <данные изъяты>., что превышает требуемую сумму.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Зуева С.К. удовлетворить частично.

Взыскать с Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в РБ в пользу Зуева С.К. невыплаченную сумму пенсии за период с 01.08.2010 по 01.08.2011 в размере <данные изъяты>.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.С. Пономаренко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200