Решение от 16.01.2012 по делу №2-292/2012 по иску Емельяновой Н.С. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей



Заочное решение

Именем Российской Федерации

16 января 2012 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Гурман З.В., при секретаре Редикальцевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Н.С. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей о выделении денежных средств для приобретения жилья в г. Улан-Удэ,

установил:

Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, Емельянова Н.С. сослалась на то, что после смерти матери 21 марта 1993 г. фактически осталась без попечения родителей. После окончания в 2000 г. Специального профессионального училища ... закрытого типа <адрес> она не была обеспечена жилым помещением. Поскольку она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет собственного или закрепленного за ней жилого помещения, Республиканское агентство по делам семьи и детей обязано выделить ей денежную субсидию для приобретения (строительства) жилья.

В судебном заседании истец Емельянова Н.С. исковые требования поддержала и суду пояснила, что после убийства матери отчимом в 1993 г. она жила с семьей отца. У мачехи было пятеро собственных детей, и между ними сложились неприязненные конфликтные отношения. Отец постоянно злоупотреблял спиртным, избивал ее, был неоднократно судим, вместе с мачехой они отбирали и пропивали ее пенсию. Она часто убегала из дома, бродяжничала, помещалась в спецприемник для неблагополучных детей. С 1997 г. по 2000 г. она содержалась в Специальном профессиональном училище ... закрытого типа <адрес>, в этот период отец не навещал ее и не оказывал никакой материальной помощи. После окончания училища она постоянно проживает в г. Улан-Удэ, не имея собственного жилья и скитаясь по родственникам и знакомым. В 2001 г. она вышла замуж за ФИО12., имеет двоих малолетних детей. Муж постоянно избивал ее, угрожал, и в 2007 г. она вынуждена была уйти от него. О судьбе детей ей ничего неизвестно. Она намерена добиваться определения их места жительства совместно с ней в судебном порядке, но для этого необходимо иметь жилое помещение. В 2004 г. с просьбой о защите своих нарушенных жилищных прав она обращалась в прокуратуру <адрес> РБ, и ею был получен ответ, из которого следовало, что после смерти матери она имела право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения в <адрес> однако органами опеки и попечительства не было принято никаких мер по сохранению за нею данного жилого помещения и оформлению договора приватизации. По представлению прокуратуры в 2004 <адрес> МО ГП «<адрес>» она была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как сирота, однако до настоящего времени ни жилое помещение, ни деньги на его приобретение ей не выделены.

Представитель ответчика - Республиканского агентства по делам семьи и детей, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. При таких данных суд, исходя из требований п. 1 ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица – Администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.п. 2 п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 5 указанного Федерального закона также установлено, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение категорий детей, перечисленных в законе, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.32 Закона РБ «Об отдельных полномочиях органов государственной власти РБ по реализации Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общий принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 07 декабря 2004 г. №899-III, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

Согласно п.10 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия № 102 от 31 марта 2005 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Постановления Правительства РБ от 03 октября 2011 г. №510), дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются жилой площадью в форме предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств республиканского и (или) федерального бюджета.

В соответствии с п. 1.1 Положения «О Республиканском агентстве по делам семьи и детей», утвержденного постановлением Правительства РБ от 01 ноября 2007 г. №343, Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом

государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в области семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как видно из представленных истцом документов, Емельянова Н.С. родилась *** Ее мать ФИО5 умерла 21 марта 1993 г.

С 04 марта 1997 г. по 21 июня 2000 г. Емельянова Н.С. содержалась в Специальном профессиональном училище ... закрытого типа <адрес> на полном государственном обеспечении.

По информации Баргузинского филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия сведений о регистрации права собственности на недвижимое имущество, зарегистрированных на Емельянову Н.С., не имеется.

Как следует из ответа, направленного старшим помощником прокурора Республики Бурятия ФИО6 на имя Емельяновой Н.С. 02 ноября 2004 г., по обращению истца в прокуратуру <адрес> РБ о защите нарушенных жилищных прав была проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

После убийства матери истца ФИО5 ее отчимом ФИО7 жилое помещение, занимаемое ФИО5 и ее несовершеннолетними детьми, в том числе и Емельяновой Н.С. (по адресу: <адрес>) было выделено ФИО8, впоследствии его приватизировавшим.

При этом в нарушение положений ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» со стороны органа опеки и попечительства и <адрес> РБ не было принято мер по сохранению данного жилого помещения за несовершеннолетними детьми ФИО13. и по оформлению договора передачи этого жилья в их собственность.

По результатам проверки прокуратурой <адрес> РБ в адрес главы Администрации района внесено представление с требованием об устранении допущенных нарушений и принятии мер по выделению жилья Емельяновой Н.С.

Как следует из ответа главы МО ГП «<адрес>» на запрос суда, согласно книге регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Емельнова Н.С. принята на учет как сирота (28 октября 2004 г., учетное дело ...).

Оценив перечисленные доказательства и проанализировав приведенные выше требования закона, в частности, ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу о том, что Емельянова Н.С. в возрасте до 18 лет фактически осталась без попечения родителей.

Указанный вывод суда мотивирован тем, что мать истца ФИО5 умерла, когда Емельяновой Н.С. было 11 лет.

Ее отец ФИО10 уклонялся от выполнения обязанностей родителя, в том числе от содержания дочери, злоупотреблял своими родительскими правами, жестоко обращался с дочерью, злоупотреблял спиртными напитками, был неоднократно судим. Указанные обстоятельства, установленные судом на основании пояснений истца и имеющихся в деле письменных доказательств (требования ИЦ МВД РБ, справки СПУ ... закрытого типа <адрес> и др.) в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ являются основанием к лишению родительских прав, однако ни прокурор, ни орган опеки и попечительства с подобным иском в суд не обратились.

Вывод суда о том, что Емельянова Н.С. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на выделение денежных средств для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подтверждается и тем, что в 2004 г. Емельянова Н.С. была принята на учет Администрацией МО ГП «<адрес>» в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, Емельянова Н.С., относясь к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и не имея закрепленного жилого помещения, а также будучи не обеспеченной жильем по окончании пребывания в образовательном учреждении - Специальном профессиональном училище ... закрытого типа <адрес>, имеет право на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилья по месту ее жительства – в г. Улан-Удэ.

Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию Емельяновой Н.С. указанного ее права, является Республиканское агентство по делам семьи и детей.

Принимая решение в части выделения денежных средств на приобретение жилья в г. Улан-Удэ, суд исходит из того, что пояснения истца Емельяновой Н.С. о том, что после окончания пребывания в образовательном учреждении - Специальном профессиональном училище ... закрытого типа <адрес> она постоянно проживает в г. Улан-Удэ в судебном заседании не опровергнуты, данных о наличии у Емельяновой Н.С. иного места жительства материалы дела не содержат.

Таким образом, иск Емельяновой Н.С. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Емельяновой Н.С. удовлетворить.

Обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей выделить Емельяновой Н.С. денежные средства на приобретение (строительство) жилья, исходя из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения и расчетной нормы площади жилья в пределах г. Улан-Удэ.

Ответчик вправе подать в суд, принявший настоящее решение, заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: З.В.Гурман