Дело №2-2887/2012 ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 октября 2012 года г. Улан-Удэ Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Баторова Д.А., при секретаре Хомутовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Улан-Удэ гражданское дело по иску ОАО «Бурятэнергосбыт» к Шангаевой Н.В. о взыскании задолженности за электроэнергию У С Т А Н О В И Л: Истец, обращаясь в суд, просит взыскать с ответчика задолженность за потребленную электроэнергию в размере <данные изъяты> пени в размере <данные изъяты> за период с *** по ***, расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> В судебном заседании представитель истца Федотова Ю.А., действующая на основании доверенности ... от *** исковые требования поддержала. В судебное заседание ответчик Шангаева Н.В. не явилась, надлежащим образом извещена по всем имеющимся в деле адресам. Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель ООО Управляющая организация «Дом» Никитина К.И. в судебном заседании пояснила, что с «Бурятэнергосбытом» договора купли-продажи (поставки) электрической энергии для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в <адрес> коммунальной услуги электроснабжения не заключались, поэтому со взысканием задолженности с ответчика не возражает. При таких данных и учитывая мнение представителя истца, представителя третьего лица не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, суд, исходя из требований п. 1 ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, изучив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в ст. 155 ЖК РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно – правовой формы или индивидуальным предпринимателем вносят плату за коммунальные услуги управляющей компании. Как следует из ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Обязанность по управлению общим имуществом дома согласно ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании договора возлагается на управляющую компанию, которая в силу норм Постановления Правительства РФ № 530, независимо от наличия (отсутствия) договора несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. В силу п.п.«а» п.23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам № 307, а именно по формуле №9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме. В соответствии с п. 16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. В силу п.1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии являются составной частью внутридомовой системы электроснабжения и отнесены к общему имуществу многоквартирного дома, что вытекает из содержания п. п. 2-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 7) Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом ( п. 8 Правил) Общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений данного дома. Право определять состав общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2-9 названных Правил принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п.28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Из изложенного следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, ТСЖ, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций, следовательно право требования получения платы за потребленную лицами электрическую энергию возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Из материалов дела усматривается, что ОАО «Бурятэнергосбыт» самостоятельно производит расчет платы за потребленную электроэнергию, в том числе включая в лицевые счета граждан начисления электроэнергии на общедомовые нужды, что подтверждается финансово-лицевым счетом ... на имя Шангаевой Н.В. Согласно справки с места жительства, выданной ООО «Дом» собственниками квартиры по адресу: <адрес> на основании ордера ... от *** являются Шангаева Н.В., А., Б. Протоколом ... конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным <адрес> от ***, утвержденным председателем Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ *** победителем стало ООО «Дом». Согласно договора, заключаемого между собственниками и ООО «Дом», последний обязуется в течение всего срока за плату осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, согласно приложению ..., которым предусмотрены уборка придомовой территории, вывоз ТБО и крупногабаритного мусора с контейнерной площадки, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, санитарная очистка выгребных ям и туалетов, аварийно-диспетчерское обслуживание. В перечень предоставляемых услуг управляющей компании отсутствует предоставление коммунальных услуг – электроснабжение. Как установлено судом, расчет платы за коммунальные услуги по общедомовым приборам учета предоставляется непосредственно гражданам-потребителям ресурсоснабжающей организацией, что противоречит требования закона и нормативных актов. Таким образом, начислением платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды занимается ОАО «Бурятэнергосбыт», что не предусмотрено действующим законодательством и является незаконным. Учитывая изложенное, суд считает, что у поставщика электроэнергии возникает право на получение платы не с граждан - потребителей, а с исполнителя предоставляемой услуги, которые обязаны приобретать электроэнергию на общедомовые нужды и оплачивать ее использованные объемы. Кроме того, суду не было представлено доказательств, что приборы учета электроэнергии, установленные в многоквартирном <адрес> являются коллективными (общедомовыми) приборами учета, поскольку в установленном порядке не включены в состав общего имущества многоквартирных жилых домов, решение о их использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета собственниками домов не принималось, в силу чего использование их показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета противоречит нормам ЖК РФ, положениям Правил ... и .... Таким образом, суд приходит к выводу, что в исковых требованиях ОАО «Бурятэнергосбыт» к Шангаевой Н.В. в части взыскания задолженности за общедомовые нужды отказать. Исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленную электроэнергию согласно показаниям индивидуального прибора учета за заявленный период с *** по *** подлежит удовлетворению в размере <данные изъяты> Исходя из следующего расчета: долг в размере <данные изъяты> Всего ко взысканию с ответчика задолженность по уплате электроэнергию – <данные изъяты> Поскольку абонент обязан оплачивать за потребленную электроэнергию ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным. При невыполнении в срок своих обязанностей с ответчика подлежит взыскание пени в соответствии с п.14 ст. 155 ЖК РФ за заявленный период с *** по *** в размере <данные изъяты> исходя из расчета по формуле, представленной истцом (л.д. 7) за *** <данные изъяты> Всего взыскать пени – <данные изъяты> В связи с частичным удовлетворением исковых требований ОАО «Бурятэнергосбыт» суд, руководствуясь ст. ст. 94, 98, ГПК РФ, присуждает ко взысканию с ответчика Шангаевой Н.В. в пользу истца понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования ОАО «Бурятэнергосбыт» удовлетворить частично. Взыскать с Шангаевой Н.В. в пользу ОАО «Бурятэнергосбыт» задолженность за потребленную энергию в размере <данные изъяты> пени в размере <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> В остальной части исковых требований отказать. Ответчик вправе подать в суд, принявший настоящее решение, заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ей копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ. Судья: Д.А.Баторова