Дело №2-2200/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2010 года
<данные изъяты> районный суд г. <данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Захарова В.В.
при секретаре Шмегеровской Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» о понуждении к исполнению требований противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском, в котором указал, что в соответствии с распоряжением прокурора области № от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний в ИК-№. Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» является самостоятельным юридическим лицом и в силу требований закона обязано соблюдать правила пожарной безопасности. В ходе вышеназванной проверки установлено, что в нарушение п.2.13 Правил, предписывающих, что расстояние от зданий и сооружений до лесных массивов смешанных пород должно составлять не менее 30 метров, расстояние от маскировочного забора до лесных насаждений составляет 10 метров. Лесной массив состоит из смешанных пород: береза, сосна, осина, кустарник. Бездействие администрации ИК-№ создает предпосылки для возникновения пожара и в случае его возникновения возможно причинение крупного имущественного ущерба, создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, просил суд признать незаконным бездействие администрации ФБУ ИК-№ УФСИН России по <данные изъяты> области в лице начальника учреждения подполковника Г.С. по соблюдению требований Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом № Федеральной службы исполнения наказаний ДД.ММ.ГГГГ, в части несоблюдения расстояния между сооружениями учреждения и лесным массивом. Кроме того, просил обязать начальника учреждения ФБУ ИК-№ УФСИН России по <данные изъяты> области подполковника в/с Г.С. обеспечить исполнение требований Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом № Федеральной службы исполнения наказаний ДД.ММ.ГГГГ, в части соблюдения расстояния не менее 30 метров между сооружениями и лесным массивом.
Представитель <данные изъяты> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по доверенности Плющ А.А в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» обеспечить исполнение требований Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № от ДД.ММ.ГГГГ, в части соблюдения расстояния не менее 30 метров от зданий и сооружений учреждения до лесных массивов смешанных пород.
Представитель ответчика ФБУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» Медведева М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления лесами <данные изъяты> области Красюкова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований полагала на усмотрение суда. Пояснила, что леса, имеющиеся вокруг учреждения-ответчика, не относятся у ведомству Управления лесами <данные изъяты> области, а являются с ДД.ММ.ГГГГ городскими лесами.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУП «Зеленое хозяйство г. <данные изъяты>» Юдин В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований полагал на усмотрение суда.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Администрации г. <данные изъяты> – Узбякова А.В. разрешение исковых требований полагала на усмотрение суда.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления по имущественным и градостроительным отношениям Администрации г. <данные изъяты> – Царева О.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением прокурора области № от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний в ИК-№. Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» является самостоятельным юридическим лицом и в силу требований закона обязано соблюдать Правила пожарной безопасности. В ходе вышеназванной проверки установлено, что в нарушение п.2.13 Правил, предписывающих, что расстояние от зданий и сооружений до лесных массивов смешанных пород должно составлять не менее 30 метров, указанный норматив не соблюдается. Лесной массив состоит из смешанных пород: береза, сосна, осина, кустарник. Бездействие администрации ИК-№ создает предпосылки для возникновения пожара и в случае его возникновения возможно причинение крупного имущественного ущерба, создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Данное обстоятельство подтверждается справкой <данные изъяты> прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ старшего советника юстиции П.К. (л.д. 13-14) и не оспаривается ответчиком и третьим лицами по делу.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 37 вышеназванного Закона предусмотрено, что руководители соответствующих организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 №5473-I, учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В исправительных учреждениях УФСИН России по <данные изъяты> области, исполняющих наказание в виде лишения свободы, действуют Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденные Приказом № Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.6 данного Приказа начальник учреждения, наряду с другими требованиями, обязан: обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами.
Согласно п. 2.13 Правил, при расположении учреждений, жилых поселков и отдельных объектов учреждений и органов ФСИН России в лесных массивах или в непосредственной близости от них территория вокруг здания и сооружений (в том числе мобильных (инвентарных) зданий и палаток) должна быть очищена от лесного мусора (сучьев, валежника и т.п.). Расстояние от зданий и сооружений до лесных массивов хвойных пород должно быть не менее 50 м, до лесных массивов смешанных пород – не менее 30 м, а лиственных пород – не менее 20 м.
Вышеуказанный Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ был опубликован (Ведомости уголовно-исполнительной системы, №, ДД.ММ.ГГГГ), по заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Данный нормативный акт никем не оспорен, продолжает действовать, что не отрицается никем из лиц, участвующих в деле.
Как следует из заключения от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела, комиссией в составе сотрудника ОГПН <данные изъяты> района г. <данные изъяты> Т.И., начальника участка лесного хозяйства МУП «Зеленое хозяйство г. <данные изъяты>» М.А., начальника ОПВПО ФБУ ИК-№ УФСИН России по <данные изъяты> области М.Ю., заместителя начальника охраны У.О. был проведен обход территории по периметру ФБУ ИК-№ УФСИН России по <данные изъяты> области по уточнению расстояния от маскировочного ограждения до лесного массива, подлежащего спилу. В ходе проведенного обхода было установлено, что согласно приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН» расстояние от зданий и сооружений до лесных массивов смешанных пород должно быть не менее 30 м. Лесной массив по периметру территории ФБУ ИК-№ состоит из смешанных пород. Объем леса, подлежащего спилу, составляет 180 м3.
Учитывая сказанное, суд считает необходимым удовлетворить требования <данные изъяты> прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривалось, что леса вокруг Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» являются городскими и приняты в ведение муниципального образования г. <данные изъяты> на основании Постановления главы Администрации города <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд полагает необходимым отметить, что обеспечение исполнения требований вышеуказанных Правил пожарной безопасности возможно со стороны ответчика любыми допустимыми законом способами, как путем обращения к полномочным организациям и органам власти для решения в установленном законом порядке вопроса о вырубке части лесного массива, так и путем переноса строений учреждения вглубь собственной территории для удаления зданий и сооружений от лесного массива.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» о понуждении к исполнению требований противопожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <данные изъяты> области» обеспечить исполнение требований Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № от ДД.ММ.ГГГГ, в части соблюдения расстояния не менее 30 метров от зданий и сооружений учреждения до лесных массивов смешанных пород.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд г. <данные изъяты> в течение 10-ти дней с момента составления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2010 года.
Судья В.В.Захаров