Дело № 2-2650/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года
Железнодорожный районный суд г. Пензы
В составе председательствующей судьи Г.К. Иртугановой
При секретаре Я.А. Беденко
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Пензы в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к УВД по Пензенской области о понуждении к выполнению законных требований
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Железнодорожного района г. Пензы обратился в суд с данным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, указывая, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы проведена проверка деятельности специального приёмника для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД по Пензенской области, расположенного по адресу: <адрес>
Как показала проверка, камеры специального приёмника при УВД по Пензенской области оборудованы общими деревянными нарами и частично кроватями. В каждой камере имеется туалет, оборудованный без соблюдения требований приватности, смывная система отсутствует. На стене над унитазом имеется водоразборный кран, который используется в качестве питьевого источника и смывания нечистот.
Средства радиовещания общегосударственных программ и кнопки вызова дежурного в камерах отсутствуют.
Так, в камере №, площадью 13,4 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 3 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 13,2 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 3 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 26,9 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 26,9 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 25,2 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 25,2 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 14,6 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 3 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 21,9 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 5 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 23,3 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 5 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 17,8 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 4 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 10,5 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 10,0 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 10,3 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места
(кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 11,1 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 16,8 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 4 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 11,0 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 21,5 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 5 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
Таким образом, индивидуальные спальные места в количестве 77 кроватей отсутствуют в 17 камерах.
В указанных выше камерах отсутствуют также 17 туалетных узлов, оборудованных с соблюдением требований приватности, 17 туалетных бачков, 17 радиодинамиков для вещания общегосударственных программ и 17 кнопок для вызова дежурного.
Таким образом, администрацией специального приёмника для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД по Пензенской области, допускаются грубые нарушения законодательства для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Проведенная прокуратурой района проверка также показала, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>, занимает специальный приемник при УВД по Пензенской области, который допустил следующие нарушения ППБ:
отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в 2-х помещениях гаража, расположенного на территории специального приемника (в нарушение НПБ 110-03);
- 2 двери, расположенные на лестничной площадке 1-го этажа здания и 2 двери, расположенные на лестничной площадке 2-го этажа здания, отсекающие лестничные клетки от общих коридоров не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах (в нарушение п. 6.18 * СНиП 21-07-97);
- 2 двери запасных эвакуационных выходов, расположенные на 1-м этаже здания спецприемника открываются не по направлению выхода из здания (в нарушение п. 52 ППБ 01-03);
отсутствует наружное противопожарное водоснабжение (в нарушение СНиП 2.04.02-84*). Необходимо на территории спецприемника установить емкость с водой, оборудовать противопожарным водоемом.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами УВД по Пензенской области возложенных на них обязанностей по обеспечению надлежащих условий для содержания лиц, отбывающих административный арест.
В соответствии с п. 13 Приказа МВД РФ № 605дсп от 06.06.2000 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства» контроль и проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности, организация бухгалтерского учета и отчетности в специальных приемниках возлагается на соответствующие финансовые службы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих финансирование деятельности этих учреждений.
В Пензенской области финансирование УВД по Пензенской области осуществляет <данные изъяты>.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Специальный приёмник для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД по Пензенской области, является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (арестованных в административном порядке, состав которых постоянно меняется).
В связи с чем, исковые требования подаются в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. Кроме того, арестованные, находятся в месте временной изоляции, в связи, с чем самостоятельно не имеют возможности передвигаться вне учреждения, доступ к правосудию у них ограничен.
На основании изложенного, просит суд обязать УВД по Пензенской области и <данные изъяты> привести камеры специального приёмника при УВД по Пензенской области для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в соответствие с требованиями федерального законодательства о содержании лиц, арестованных в административном порядке. Оборудовать 17 камер специального приемника 77 индивидуальными нарами или кроватями, 17 средствами радиовещания государственных программ, 17 кнопками вызова дежурного, 17 санитарными узлами, имеющими сливную систему и оборудованными с соблюдением условий приватности (отделить от жилой части камеры).
Обязать УВД по Пензенской области и <данные изъяты> в специальном приемнике при УВД по Пензенской области установить автоматическую пожарную сигнализацию в 2-х помещениях гаража, установить в помещениях спецприемника 2 двери на лестничной площадке 1-го этажа здания и 2 двери на лестничной площадке 2-го этажа здания, отсекающие лестничные клетки от общих коридоров,-устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах. Изменить направление на 1-м этаже здания спецприемника 2-х дверей запасных эвакуационных выходов, сделать их по направлению выхода из здания (в соответствии с п. 52 ППБ 01-03); Установить наружное противопожарное водоснабжение: на территории спецприемника установить емкость с водой, оборудовать противопожарным водоемом.
Впоследствии прокурор Железнодорожного района г. Пензы отказался от исковых требований к <данные изъяты>, просил исключить из числа ответчиков и привлечь его по делу в качестве третьего лица.
Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Прокурора Железнодорожного района г. Пензы в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к УВД по Пензенской области, <данные изъяты> о понуждении к выполнению законных требований прекращено в части исковых требований к <данные изъяты>.
<данные изъяты> исключено из числа ответчиков и привлечено по делу в качестве третьего лица.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Пензы ФИО2 исковые требования поддержала, основывая их на изложенном в исковом заявлении.
Представители ответчика УВД по Пензенской области ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенности ( в деле), пояснили, что не оспаривают обстоятельств выявленных в ходе проверки Прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы и согласны с тем, что помещения спецприемника необходимо привести в должное состояние. В связи с этим они неоднократно обращались с письмами в органы местного самоуправления. Однако финансирования на устранение недостатков выделено не было.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие. В предыдущем судебном заедании пояснила, что действительно спецприемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке финансируются за счет средств бюджета Пензенской области. Ежегодно в бюджет Пензенской области закладывается объем расходов на УВД по Пензенской области. УВД по Пензенской области является главным распорядителем бюджетных средств и самостоятельно распределяет статьи расходов.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве указала на обстоятельства, изложенные представителем <данные изъяты>, дополнительно сообщив, что на 2010г. общий объем расходов УВД по Пензенской области составляет <данные изъяты>. рублей, исполнение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей (88%). Подразделения милиции общественной безопасности Пензенской области финансируются по заявкам главного распорядителя – УВД по Пензенской области путем перечисления денежных средств на его лицевой счет, открытый в Управлении федерального казначейства по Пензенской области. Дальнейшее осуществление кассовых расходов производится УФК по Пензенской области.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (по факсимильной связи), рассмотреть дело в их отсутствие не просил.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 21, 41 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со статьёй 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Судом установлено, что в соответствии с приказом прокурора Пензенской области №-в от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении прокурорского надзора за порядком и условиями отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Железнодорожного района г. Пензы ФИО5 с привлечением специалиста-заместителя начальника ОГПН Железнодорожного района г. Пензы ФИО6, а также помощником прокурора Железнодорожного района г. Пензы ФИО7 была проведена проверка соблюдения законов администрацией специального приемника при УВД по Пензенской области, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе законов о пожарной безопасности.
В результате проведенной проверки были выявлены следующие нарушения:
камеры специального приёмника при УВД по Пензенской области оборудованы общими деревянными нарами и частично кроватями. В каждой камере имеется туалет, оборудованный без соблюдения требований приватности, смывная система отсутствует. На стене над унитазом имеется водоразборный кран, который используется в качестве питьевого источника и смывания нечистот.
Средства радиовещания общегосударственных программ и кнопки вызова дежурного в камерах отсутствуют.
Так, в камере №, площадью 13,4 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 3 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 13,2 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 3 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 26,9 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 26,9 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 25,2 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 25,2 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 6 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 14,6 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 3 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 21,9 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 5 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 23,3 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 5 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 17,8 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 4 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 10,5 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 10,0 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 10,3 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места
(кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 11,1 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 16,8 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 4 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 11,0 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 2 индивидуальных спальных места (кровати). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
В камере №, площадью 21,5 кв.м., исходя из санитарных норм 4 кв.м. на одного человека, отсутствуют 5 индивидуальных спальных мест (кроватей). Административно-арестованные спят в данной камере на общих нарах, санитарного узла (туалета), оборудованного с соблюдением необходимых требований приватности нет, смывная система (в виде туалетного бачка) отсутствует. Радиодинамик для вещания общегосударственных программ и кнопка для вызова дежурного в камере не установлены.
Таким образом, индивидуальные спальные места в количестве 77 кроватей отсутствуют в 17 камерах.
В указанных выше камерах отсутствуют также 17 туалетных узлов, оборудованных с соблюдением требований приватности, 17 туалетных бачков, 17 радиодинамиков для вещания общегосударственных программ и 17 кнопок для вызова дежурного.
Проведенная прокуратурой района проверка также показала, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, занимает специальный приемник при УВД по Пензенской области, который допустил следующие нарушения ППБ:
отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в 2-х помещениях гаража, расположенного на территории специального приемника (в нарушение НПБ 110-03);
- 2 двери, расположенные на лестничной площадке 1-го этажа здания и 2 двери, расположенные на лестничной площадке 2-го этажа здания, отсекающие лестничные клетки от общих коридоров не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах (в нарушение п. 6.18 * СНиП 21-07-97);
- 2 двери запасных эвакуационных выходов, расположенные на 1-м этаже здания спецприемника открываются не по направлению выхода из здания (в нарушение п. 52 ППБ 01-03);
отсутствует наружное противопожарное водоснабжение (в нарушение СНиП 2.04.02-84*). На территории спецприемника отсутствует емкость с водой, не оборудован противопожарный водоем.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра камер от ДД.ММ.ГГГГ, а также не отрицаются в судебном заседании представителями УВД по Пензенской области.
В силу ч.4 ст. 32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002г. №726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста» определен порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту, в соответствии с п. 2 которого арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее именуются - специальные приемники).
В силу п. 6 названного Положения о порядке отбывания административного ареста камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно п. 7 указанного Положения в специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).
Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (Приложение 4 к Приказу МВД РФ от 06.06.2000 N 605дсп) (далее Правила) регламентируют норму санитарной площади в камере на одного человека, которая устанавливается в размере 4 кв. метров.
В соответствии с п. 19 Правил арестованные размещаются в камерах и обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями (на время сна).
Приказом МВД России от 22.11.2005г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД России от 22.11.2005г. № 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Такими актами являются Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г., Строительные нормы и правила.
Положения Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, перечисленные в пунктах 1, 2, 7 таблицы 1, пунктах 1 - 8 таблицы 2, пунктах 1 - 15, 16.1, 17.1, 19, 20 таблицы 3, пунктах 1 - 8 таблицы 4 приложения настоящих норм, допускается оборудовать АУПС без устройства АУПТ. При этом на указанных объектах должна быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами, а применяемое в АУПС оборудование должно отвечать современным требованиям.
В соответствии с положениями Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утв. постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N123) п. 2.11 противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Примечание 1: СНиП 2.04.02-84* допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с
учетом требований п.п. 9.27-9.33 для: населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. человек: отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 куб. м, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода.
Согласно п. 9.27 СНиП 2.04.02-84* хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примечании 1 к п.2.11.
Согласно п. 52 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 6.18 * Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7) (в редакции от 3 июня 1999 г., 19 июля 2002 г.) двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.
Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.
Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Таким образом, судом установлено, что администрацией специального приёмника для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД по Пензенской области, допускаются грубые нарушения законодательства при содержании лиц, арестованных в административном порядке.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием для строительства спецприемника, общей площадью <адрес> и находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
На основании Распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование УВД по Пензенской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Нежилое здание (объединенный приемник) лит. АА1, административно-управленческого назначения, площадью 1461,7 кв. м, нежилое здание (гараж) лит. Б, жилищно-бытового (вспомогательного) назначения, площадью 33,8 кв. м, нежилое здание (сарай) лит. Г, площадью 36,8 кв. м, нежилое здание (гараж) лит. В, жилищно-бытового (вспомогательного) назначения, площадью 84,7 кв. м, расположенные по адресу: <адрес> являются собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанное федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за УВД по Пензенской области.
В соответствии с Положением о специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД по Пензенской области, утвержденным приказом УВД по Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке при УВД по Пензенской области является структурным подразделением милиции общественной безопасности при УВД…
В соответствии со ст. 8 Положения о милиции общественной безопасности, утвержденного Указом Президента РФ от 12.02.1993г. № 209 финансирование милиции общественной безопасности и органов управления этой милицией осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт - Петербурга, а также за счет других средств местных бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, объекты которых охраняются милицией по договорам.
В соответствии с п. 134 Приказа МВД РФ № 605 от 06.06.2000г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства» контроль и проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности, организация бухгалтерского учета и отчетности в специальных приемниках возлагается на соответствующие финансовые службы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих финансирование деятельности этих учреждений.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 296 ч. 1 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, на основании изложенное суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу, на которое должно быть возложено исполнение требований прокурора, является УВД по Пензенской области, поскольку непосредственно ему передано в оперативное управление здание спецприемника и бремя содержание его в надлежащем состоянии в силу вышеприведенных норм законодательства несет именно УВД по Пензенской области.
Кром того, из средств бюджета Пензенской области ежегодно на содержание милиции общественной безопасности, структурным подразделением которой является спецприемник, выделяются денежные средства, при этом цели, на которые расходуются выделенные средства, определяются УВД по Пензенской области самостоятельно.
Таким образом, суд полагает, что на УВД по Пензенской области должна быть возложена обязанность привести камеры специального приёмника при УВД по Пензенской области для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в соответствие с требованиями федерального законодательства о содержании лиц, арестованных в административном порядке. Обязать УВД по Пензенской области оборудовать 17 камер специального приемника 77 индивидуальными нарами или кроватями, 17 средствами радиовещания государственных программ, 17 кнопками вызова дежурного, 17 санитарными узлами, имеющими сливную систему и оборудованными с соблюдением условий приватности (отделить от жилой части камеры), установить в специальном приемнике при УВД по Пензенской области автоматическую пожарную сигнализацию в 2-х помещениях гаража, установить в помещениях спецприемника 2 двери на лестничной площадке 1-го этажа здания и 2 двери на лестничной площадке 2-го этажа здания, отсекающие лестничные клетки от общих коридоров,-устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах, изменить направление на 1-м этаже здания спецприемника 2-х дверей запасных эвакуационных выходов, сделать их по направлению выхода из здания (в соответствии с п. 52 ППБ 01-03), установить наружное противопожарное водоснабжение: на территории спецприемника установить емкость с водой, оборудовать противопожарным водоемом.
Доводы представителя УВД по Пензенской области ФИО3 о том, что в УВД по Пензенской области на выполнение требований прокурора не имеется денежных средств, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие финансирование не может является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Обязать УВД по Пензенской области привести камеры специального приёмника при УВД по Пензенской области для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в соответствие с требованиями федерального законодательства о содержании лиц, арестованных в административном порядке. Обязать УВД по Пензенской области оборудовать 17 камер специального приемника 77 индивидуальными нарами или кроватями, 17 средствами радиовещания государственных программ, 17 кнопками вызова дежурного, 17 санитарными узлами, имеющими сливную систему и оборудованными с соблюдением условий приватности (отделить от жилой части камеры).
Обязать УВД по Пензенской области в специальном приемнике при УВД по Пензенской области установить автоматическую пожарную сигнализацию в 2-х помещениях гаража, установить в помещениях спецприемника 2 двери на лестничной площадке 1-го этажа здания и 2 двери на лестничной площадке 2-го этажа здания, отсекающие лестничные клетки от общих коридоров,-устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах, изменить направление на 1-м этаже здания спецприемника 2-х дверей запасных эвакуационных выходов, сделать их по направлению выхода из здания (в соответствии с п. 52 ППБ 01-03), установить наружное противопожарное водоснабжение: на территории спецприемника установить емкость с водой, оборудовать противопожарным водоемом.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2010г.
Судья Железнодорожного
Районного суда г. Пензы Г.К. Иртуганова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>