Дело № 2 - 2527/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Железнодорожный районный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Денисовой С.А.
При секретаре Касимовой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в здании суда
ДЕЛО по иску Брюхановой Нины Сергеевны к Администрации <адрес> о признании отказа в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления земельного участка в собственность незаконным и понуждении к проведению работ по формированию земельного участка,
Исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л :
Брюханова Н.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что она ДД.ММ.ГГГГ почтовой связью направила в адрес Главы администрации <адрес> заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного в районе <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуальной усадебной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> письмом для решения данного вопроса по предоставлению вышеуказанного земельного участка запросила предоставить кадастровый план территории Управления Росреестра по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> ею был получен кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), данный кадастровый план в тот же день был сдан в администрацию <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила в адрес истца письмо, в котором было сообщено, что испрашиваемый земельный участок находится в землях особо охраняемых природных территорий местного значения - рекреационная зона «Сосновка» согласно решению Пензенского городской Думы от 26.06.2007 г. №702-36/4 «О землях особо охраняемых природных территорий местного значения», и подготовить исходно-разрешительную документацию не представляется возможным.
Считает действия администрации по отказу в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления вышеуказанного земельного участка необоснованными и незаконными, поскольку какого-либо решения, соответствующего действующему законодательству, по отказу в предоставлении земельного участка по результатам работ по его формированию не принято, указывая, что письмо не может являться таковым решением.
Так же указала, что, решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план <адрес>, который является документом, устанавливающим границы земель особо охраняемых природных территорий, к каковым относятся и земли рекреационного назначения. В соответствие с положениями ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и информацию о разрешенном использовании земельного участка, проектные решения Генерального плана являются основанием для разработки документации по планировке территории города. Размещенный на сайте администрации <адрес> генеральный план города предусматривает в районе выбранного ею земельного участка зону малоэтажной застройки с участками (светло-желтого цвета), в т.ч. возможность размещения индивидуального жилого дома.
Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 г. №229-13/5 утверждены Правила землепользования и застройки <адрес> (опубликованы в Пензенском городском вестнике №1 (248) от 15.01.2010 г. (далее - Правила). Правила являются нормативно-правовым актом <адрес>, разработанным в соответствие с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другими нормативными правовыми актами РФ, <адрес> и <адрес>, на основе Генерального плана <адрес>. Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории <адрес> - разделения территории на зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента. Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом представительного органа и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. По определению, Градостроительное зонирование - зонирование территории <адрес> в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны. Применительно к каждой территориальной зоне установлены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешённым считается такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту. Согласно схем Правил, градостроительным регламентом для территориальной зоны испрашиваемого земельного участка установлена зона Ж-1-зона индивидуальной усадебной жилой застройки, основными видами разрешенного использования являются отдельно стоящие односемейные лома с участками.
Указала так же, что полученный и представленный в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> не содержит каких-либо отметок и сведений о наличии ограничений в пользовании данным земельным участком. Кроме того, информация о разрешенном использовании прилегающих к испрашиваемому участку земель (размещение индивидуальных жилых ломов) позволяет сделать вывод о том, что на испрашиваемом участке возможно строительство жилого дома.
Из ст. 3 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вытекает, что разрешенное использование должно определяться на основании правил землепользования и застройки: «вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года. .. разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства».
Кроме того, Генеральный план города и Правила были приняты в соответствии с механизмом, установленным Градостроительным кодексом РФ, а до «приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации».
Статья 94 Земельного кодекса РФ определяет понятие и состав земель особо охраняемых территорий (к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим). К землям особо охраняемых территорий относятся и земли рекреационного назначения (пп.З п.2 ст. 94 ЗК РФ). И согласно Правил, статьей 23, на природно-рекреационные зоны также установлены градостроительные регламенты, т.е. они уже выделены на Генеральном плане <адрес> и схеме Правил - испрашиваемый земельный участок в данную зону согласно Генерального плана и Правил не входит.
Таким образом, считает, что при формировании земельного участка с учетом положений Правил (Формирование земельного участка - индивидуализация земельного участка посредством определения: его границ (документально и на местности); разрешённого использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом той зоны, в которой этот участок расположен; технических условий подключения объектов земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения) администрацией <адрес> при определении разрешенного использования земельного участка, наличия ограничений в обороте по его использованию, обременении, во внимание должны приниматься Генеральный план города и Правила застройки и землепользования <адрес>, утвержденные также решениями Пензенской городской Думы, а решение Пензенской городской Думы от 26.06.2007 г. №702-36/4 «О землях особо охраняемых природных территорий местного значения», на которое администрация ссылается в письме, по сути, является документом, утратившим силу и актуальность, указанное решение не может противоречить Генеральному плану и Правилам, может применяться в части, не противоречащей указанным актам.
Просила суд признать действия администрации <адрес> по отказу в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления в собственность земельного участка, расположенного в районе ул. <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуальной усадебной жилой застройки, незаконными и обязать администрацию <адрес> продолжить работы по формированию данного земельного участка и других работ в целях предоставления в собственность для индивидуальной усадебной жилой застройки в рамках её заявления от ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание истец Брюханова Н.С. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель Брюхановой Н.С.- Нерусина Е.Ю. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, исковые требования своего доверителя поддержала и настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> – Горланов А.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), он же представитель привлеченного судом в качестве третьего лица - Управления по имущественным и градостроительным отношениям <адрес> (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании иск не признал, пояснив, что процедура предоставления земельных участков для индивидуального строительства установлена Земельным Кодексом РФ. В настоящее время спорный земельный участок не сформирован и выставить его на торги не представляется возможным, поскольку расположен в рекреационной зоне, что определено решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы особо охраняемых природных территорий местного значения <адрес> согласно приложению к решению Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ На основании этого разработана схема, где видно, что в пределах рекреационной зоны строительство индивидуального жилого дома и других объектов не возможно, в связи с чем Брюхановой Н.С.и дан отказ в подготовке исходно- разрешительной документации в целях предоставления в собственность земельного участка.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Исходя из содержания п.2 указанной статьи следует, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 30 ЗК РФ.
Процедура предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объектов определена п.4 статьи 30 ЗК РФ.
В соответствии с п.4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица почтовой связью направила в адрес Главы администрации <адрес> заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного в районе <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуальной усадебной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила в адрес истца письмо, в котором было сообщено, что испрашиваемый земельный участок находится в землях особо охраняемых природных территорий местного значения - рекреационная зона «Сосновка» согласно решению Пензенского городской Думы от 26.06.2007 г. №702-36/4 «О землях особо охраняемых природных территорий местного значения», и подготовить исходно-разрешительную документацию не представляется возможным.(л.д.9).
Вместе с тем, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории №, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации <адрес> испрашиваемый заявителем земельный участок входит в границы рекреационной зоны «Сосновка», которая входит в перечень земель особо охраняемых природных территорий местного значения, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 26.06.2007 г. № 702-36/4.(л.д.30).
Согласно п. 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В силу ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением городской Думы от 28.04.2006 N 352-22/4 был утвержден Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий местного значения.
На основании указанного решения решением Пензенской городской Думы от 26.06.2007 г. № 702-36/4 «О землях особо охраняемых природных территорий местного значения» был утвержден перечень земель особо охраняемых природных территорий местного значения, в который также включена рекреационная зона «Сосновка», в которую входит испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с п. 4 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, утвержденного решением Пензенской городской думы от 28.04.2006г. № 352-22/4 на землях особо охраняемых территорий местного значения запрещается:
- предоставление земельных участков для ведения садоводства и огородничества, дачного строительства;
- строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых территорий;
- движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых территорий;
- иные виды деятельности, осуществление которых на особо охраняемых территориях запрещено законодательством.
Постановлением главы администрации <адрес> от 20.03.2009 г. № 432 были установлены границы особо охраняемых природных территорий местного значения <адрес> согласно приложению к решению Пензенской городской Думы от 26.06.2007 г. № 702-36/4.
Согласно пояснениям к решению Пензенской городской Думы от 26.06.2007 г. № 702-36/4 территориальное развитие города должно предусматривать сохранение, восстановление и целесообразное использование всех ценных объектов природного ландшафта и их органичное включение в планировочную структуру, тем самым повышая градостроительную ценность территории.
Система зеленых насаждений и открытых пространств города формируется для оздоровления окружающей жизненной среды, наилучшей организации массового отдыха населения, обогащения внешнего облика города.
Указанные в перечне участки являются исторически сложившимися зелеными территориями, соответствуют утвержденной градостроительной документации и являются излюбленными местами проведения отдыха и досуга жителей и гостей города. На данных территориях размещаются элементы благоустройства и малые архитектурные формы, памятники и скульптурные группы.
Данные участки свободны от застройки и прав третьих лиц, что так же подтверждается и ответом на запрос суда ФГУ «земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Из изложенного, следует, что размещение на таких земельных участках каких-либо иных объектов, не указанных в решении Пензенской городской Думы от 26.06.2007 г. № 702-36/4, не предусмотрено, как не предусмотрено и того, что указанные земельные участки могут предоставляться заинтересованным лицам на каком-либо виде права.
В соответствии с ч.9 и ч.12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, являются земельными участками общего пользования, используются для отдыха граждан и туризма и не могут находиться в собственности граждан.
Таким образом, оценив в совокупности все предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации <адрес> Брюхановой Н.С. в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в районе <адрес> и подготовке исходно-разрешительной документации от ДД.ММ.ГГГГ является законным, следовательно исковые требования истицы не могут подлежать удовлетворению.
Доводы представителя истицы Нерусиной Е.Ю. о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная начальником управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам вызывает сомнение поскольку учетный номер № записан в виде дроби, суд считает несостоятельными, поскольку в ответ на запрос суда администрацией <адрес> предоставлен договор на изготовление указанной схемы, заключенный между МУП «Управление градостроительства и архитектуры» и ООО «ИнформГеоЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает законность изготовления данной схемы и кроме того, сообщается, что учетный номер схеме присваивается в соответствии с порядковым номером журнала учета схем (л.д.40,42).
Что касается ссылки Нерусиной Е.Ю. на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-1 ( индивидуальной усадебной жилой застройки», суд не может принять ее во внимание, поскольку этот довод безоснователен. Кроме того, даже наличие данного факта не отменяет правового режима, которым установлены границы земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Брюхановой Нины Сергеевны к Администрации <адрес> о признании отказа в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления земельного участка в собственность незаконным и понуждении к проведению работ по формированию земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда.
Решение изготовлено 29.12.2010г.
СУДЬЯ С.А. ДЕНИСОВА