Дело №2-98/2011 Решение



Дело № 2-98/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 года

Железнодорожный районный суд г. Пензы

В составе председательствующей судьи Г.К. Иртугановой

При секретаре Я.А. Беденко

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Круглова С.В. к УВД по г. Пензе и УВД по Пензенской области о признании их действия (бездействия) незаконными и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Круглов С.В. обратился в суд с данным иском, указывая, что он являясь сотрудником ОВД имеет право на участие в федеральной целевой программе «Жилище».

Желая воспользоваться своим правом ДД.ММ.ГГГГ он обратился к руководителю УВД по г. Пензе с рапортом о предоставлении ему жилищного сертификата.

В декабре 2010г. ему направлено письмо из УВД по г. Пензе за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника УВД по г. Пензе, где вместо признания его права на жилищный сертификат и уведомления о его выдаче, разъяснен порядок действия федеральной программы.

С ответом начальника УВД по г. Пензе он не согласен и просит суд признать незаконными действия (бездействие) УВД по г. Пензе, связанные с лишением его конституционного права на жилище, взыскать с УВД по г. Пензе компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

29.12.2010г. истец изменил исковые требования и дополнительно к заявленным, просил суд признать незаконными действия (бездействие) УВД по Пензенской области по не предоставлению жилищного сертификата и взыскать с УВД по г. Пензе и УВД по Пензенской области компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Круглов С.В. исковые требования поддержал, пояснив, что незаконные действия (бездействие) ответчиков выражается в не предоставлении ему жилищного сертификата.

Представитель УВД по г. Пензе Алмакаева Д.Ш., действующая на основании доверенности ( в деле), исковые требования не признала, указав, что УВД по г. Пензе не наделено полномочиями на формирование списков очередников на получение жилищных сертификатов и не направляет документы на получение жилищных сертификатов. Истцу на полученный рапорт было разъяснено, что ему необходимо обратиться с данным вопросом в УВД по Пензенской области.

Представитель УВД по Пензенской области Матрохин В.В., действующий на основании доверенности ( в деле), исковые требования не признал, пояснив, что УВД по Пензенской области формирует очередность сотрудников на получение жилищного сертификата (ГЖС), принимает рапорта с необходимыми документами, направляет их в МВД РФ для решения вопроса о получении жилищного сертификата. В настоящее время в УВД по Пензенской области поступил рапорт Круглова С.В. о включении его в список очередников на получение ГЖС, однако кроме самого рапорта, ни одного документа, подтверждающего право истца на получение ГЖС не приложено. Поэтому мы не можем пока решить вопрос о возможности его включения в список. Ответ Круглову С.В. на его рапорт еще не дан, но у УВД по Пензенской области имеется время.

Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Круглов С.В. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с приказом начальника УВД по Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов внутренних дел по п. «з» ч. 6 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья).

На день увольнения истец Круглов С.В. имеет выслугу в календарном исчислении - <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>

10.11.2010г. истец Круглов С.В. обратился в УВД по г. Пензе с рапортом, в котором просил включить его в число участников программы «Жилищные сертификаты», оформить необходимые документы и выдать жилищный сертификат для приобретения жилья.

24.11.2010г. письмом за подписью начальника УВД по г. Пензе ФИО5 истцу было рекомендовано для положительного решения вопроса обратиться в жилищно-бытовую комиссии УВД по Пензенской области с разъяснением, что УВД по г. Пензе, в силу возложенных на него полномочий, жилищного фонда не имеет и жилищного строительства не ведет.

Из представленного суду рапорта Круглова С.В. и объяснений истца в судебном заседании следует, что им был подан в УВД по г. Пензе только рапорт и других документов к рапорту не прикладывалось.

24.12.2010г. истец Круглов С.В. обратился в УВД по Пензенской области с рапортом, в котором просил включить его в число участников программы «Жилищные сертификаты», оформить необходимые документы и выдать жилищный сертификат для приобретения жилья.

До настоящего момента ответ на представленный рапорт ответчиком не дан, что не противоречит закону. Поскольку на день вынесения решения суда месячный срок не истек.

К рапорту от 24.12.2010г. истцом также иных необходимых документов не приложено.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001г. цели и задачи

Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

В соответствии с разделом 2 подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 право на получение социальных выплат имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

1) военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях):

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

В рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ были приняты Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с п.п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г.право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с п. 18 - 21, 24, 26, 28, 33, 35 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

а) граждане, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

Копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Государственный заказчик подпрограммы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников подпрограммы.

Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.

Из вышеприведенных норм следует, кандидаты на получение ГЖС имеют право на обращение в орган исполнительной власти с рапортом, при этом к рапорту они обязаны приложить вышеуказанный перечень документов, то есть не УВД по г. Пензе и УВД по Пензенской области обязаны собирать документы, а сам сотрудник или бывший сотрудник органов внутренних дел

Списки кандидатов на получение ГЖС формируются федеральными органами исполнительной власти в субъектах РФ, то есть в данном случае УВД по Пензенской области, а не УВД по г. Пензе, а затем направляются в Министерство внутренних дел РФ, а последним предоставляются государственному заказчику в лице Министерства регионального развития РФ, которое в свою очередь на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.

В судебном заседании истец указывал, что просит суд признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не предоставлении ему жилищного сертификата, однако, как указано выше ни УВД по г. Пензе, ни УВД по Пензенской области не выдают жилищные сертификаты, это является прерогативой МВД РФ.

Следовательно, истцом предъявлены требования к ненадлежащему истцу.

Круглову С.В. разъяснялось право на изменение исковых требований, однако он своим правом не воспользовался, просил суд удовлетворить требования в заявленном виде, а именно признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не предоставлении жилищного сертификата.

Доводы истца о том, что пакет документов к его рапорту о включении в список кандидатов на получение ГЖС должны подготовить ответчики, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку УВД по г. Пензе не обладает полномочиями на формирование таких списков, а кроме того, в силу закона, обязанность по предоставлению документов лежит на гражданине, а не на УВД по Пензенской области или УВД по г. Пензе. И более того, в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. не предоставление полного пакета документов является самостоятельным основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы.

Требования же истца о признании незаконными действия (бездействие) ответчиков, обусловленные ущемлением его жилищных прав, связанных с неисполнением требований ст. 30 Закона РФ «О милиции», то есть о внеочередном предоставлении ему жилья, как нуждающемуся в жилье являются самостоятельным исковым требованием, с которым истец вправе обратиться вне рамок данного гражданского дела, в связи с чем, определением Железнодорожного районного суда г. Пензы от 14.01.2011г. ему было отказано в принятии увеличенных исковых требований и рекомендовано обратиться в суд с самостоятельным исковым заявлением.

Таким образом, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд полагает, что требования истца Круглова С.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении иска Круглову С.В. к УВД по г. Пензе и УВД по Пензенской области о признании их действия (бездействия) незаконными и компенсации морального вреда.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Решение суда изготовлено 18.01.2011г.

Судья Железнодорожного

Районного суда г. Пензы Г.К. Иртуганова