Дело N 2-867\11г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2011 года
Железнодорожный районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Г.К. Иртугановой,
при секретаре Я.А. Беденко,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе, в здании суда
Дело по иску Ларина А.В. к Пензенскому ЛОВДТ об установлении льготной выслуги лет для начисления пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он являлся сотрудником органов внутренних дел и проходил службу в <данные изъяты>.
При обращении в ПЛОВД он узнал, что при подсчете выслуге лет для назначения пенсии были нарушены его права. Выслуга лет для назначения пенсии ему была засчитана из расчете один месяц службы за один месяц двадцать пять дней ( в редакции п. 4 Постановления Правительства РФ N2 941-1993 г.), вместо один день службы за полтора дня (в редакции ст.22 Федерального Закона "О борьбе с терроризмом"). Федеральный Закон "О борьбе с терроризмом" вступил в законную силу 1.08.1998 года.
Считает, что расчет выслуги лет произведен неверно, поскольку согласно ст. 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N2 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).
Указал также, что правовой статус ОМОН выражен в приказе МВД РФ N2 162-1997 года и приказе УВД Пензенской области № 126-1998 года.
В соответствии с Приказом МВД № 162-97 “О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения ОВД РФ”, утверждающим “ Типовое Положение об отряде милиции особого назначения ОВД РФ”
2. Основные задачи отряда милиции особого назначения:
2.5. Участие совместно с другими службами и подразделениями ОВД, воинскими частями ВВ МВД России, органов ФСБ, ВС Р.Ф, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами.
3. Функции отряда милиции особого назначения
3.1 При выполнении задач в обычных условиях на ОМОН возлагается выполнение следующих функций:
3.1.4. Осуществление совместных с другими службами и подразделениями ОВД и ВВ МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.
Аналогичные задачи и функции Отряда Милиции Особого Назначения при УВД Пензенской области были установлены и в приложении 1 к приказу УВД Пензенской области от 27 февраля 1998 года N2 126 "Положении об отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области".
Статьей 28 Федерального Закона "О борьбе с терроризмом" определено, что Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствии с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу, т.е. к 1.11.1998 года.
Просит суд установить льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в подразделении, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, для исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день службы за полтора дня в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика засчитать ему службу в <данные изъяты> в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день службы за полтора дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истец Ларин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Решетников С.В., действующий на основании доверенности ( в деле), исковые требования поддержал, основывая их на изложенном в исковом заявлении.
Представитель ответчика Пензенского ЛОВДТ Учайкина О.Б., действующая на основании доверенности ( в деле), возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является сотрудником <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в <данные изъяты>
Из обозренного в судебном заседании послужного списка следует, что период службы истца засчитан ему в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,25.
При обращении в Пензенское ЛОВДТ он узнал, что при подсчете выслуге лет для назначения пенсии были нарушены его права. Выслуга лет для назначения пенсии ему была засчитана из расчете один месяц службы за один месяц двадцать пять дней ( в редакции п. 4 Постановления Правительства РФ N 941-1993г.), вместо один день службы за полтора дня, как он считает, (в редакции ст. 22 Федерального Закона "О борьбе с терроризмом").
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Судом установлено, что в соответствии СП. 4 П.п. "В" Постановления Совета министров-Правительства Российской Федерации N2 941 от 22.09.1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", служба в подразделениях Милиции Особого Назначения МВД России - с 1 января 1991 Г. засчитывается один месяц службы за один и одну четверть месяца в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (л.д;48 дело NQ 2-1051/03).
При этом, действие вышеуказанного Постановления распространено на СОТРУДНИКОВ других федеральных органов исполнительной власти, предусматривает различные основания льготного исчисления выслуги лет, но не упоминает лица, непосредственно осуществляющие (осуществлявшие) борьбу с терроризмом.
В соответствии со ст. 22 Федерального Закона РФ "О борьбе с терроризмом" от 25.07.1998 года в редакции ФЗ от 7.08.2000 №122-ФЗ, от 21.11.2002г. № 144-ФЗ, военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу в терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).
В соответствии с п.3 ст. 6 вышеназванного Закона подразделениями,
непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей
компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
Министерство внутренних дел; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство Обороны Российской Федерации; Федеральная пограничная служба Российской Федерации.
Таким образом, под льготное исчисление выслуги лет подпадают только военнослужащие и сотрудники федеральных органов, проходящие или проходившие службу в указанных подразделениях.
Правовой статус ОМОН выражен в приказе МВД РФ №-ДД.ММ.ГГГГ и приказе УВД Пензенской области №-ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Приказом МВД N 162-97г. "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения ОВД РФ", утверждающим "Типовое Положение об отряде милиции особого назначения ОВД РФ":
2. Основные задачи отряда милиции особого назначения
2.5. Участие совместно с другими службами и подразделениями ОВД, воинскими частями ВВ МВД России, органов ФСБ, ВС РФ других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными
группами. п. 3. Функции отряда милиции особого назначения
3.1 При выполнении задач в обычных условиях на ОМОН возлагается выполнение следующих функций:
3.1.4. Осуществление coвместных с другими службами и подразделениями ОВД и ВВ МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.
При этом, обнаружение, блокирование и задержание указывают на непосредственность функции (действий) подразделения ОМОН в осуществлении специальных мероприятий.
" Аналогичные задачи и функции Отряда Милиции Особого Назначения при УВД
Пензенской области были установлены и в приложении 1 к приказу УВД Пензенской области от 27 февраля 1998 года № 126 "положении об отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области”.
Статьей 28 Федерального закона “О борьбе с терроризмом" определено, что Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствии с настоящим Федеральным Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в законную силу, т.е. к 01.11.1998 года.
До настоящего времени вышеуказанное Постановление не приведено в соответствии с федеральным Законом "О борьбе с терроризмом”, как указано в ст. 28 вышеназванного Закона, хотя при анализе Закона и норм Положения, определяющее функции и задачи ОМОН, можно сделать вывод: что на подразделение ОМОН возложена борьба с терроризмом. Это исходит как из п. 2.5 и 3.1.4 Положения об Отряде Милиции Особого Назначения, так и ст. 3 ФЗ "О борьбе с терроризмом".
При таких обстоятельствах, суд считает, что данные нормы нормативно-правовых актов указывают на непосредственность действий подразделения ОМОН в специальных мероприятиях по борьбе с терроризмом наряду с другими функциями и задачами особого назначения, то есть ФЗ "О борьбе с терроризмом" распространяет свое действие и на ОМОН. Как подразделения субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения преступлений контртеррористического характера, преследующих корыстные цели.
Ст. 22 ФЗ «О борьбе с терроризмом» подразделяется на две части, где первая часть говорит о выслуге лет для назначения пенсии сотрудникам, проходящим (проходившим) службу в подразделениях непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, а вторая часть говорит о выслуге лет для назначения пенсии сотрудникам непосредственно участвующим в контртеррористических операциях. При этом суд отмечает, что в первой части нормы ст. 22 ФЗ не конкретизировано, где расположено подразделение, где оно осуществляет свою деятельность, а определена лишь функция, а именно непосредственное участие в борьбе с терроризмом, т.е. деятельность (функция) по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности. Такая деятельность МВД РФ как субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом, заложена и закреплена в функциях ОМОН совместно с другими подразделениями, указанными в приказе № 162-1997г. При этом, не имеет значения где возникают такие задачи и в каком регионе Российской Федерации они разрешаются.
Вторая часть вышеуказанной нормы, говорит о непосредственном участии в контеррористических мероприятиях, то есть специальных мероприятиях, направленных на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также минимизацию последствий террористических акций, но не подразделения, о сотрудников органов власти. При этом привлечение сотрудников ОМОН к задачам по борьбе с террористическими, диверсионными разведывательно-десантными группами совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований обязательно без их согласия, поскольку это задача и функция подразделения ОМОН, тогда как привлечение сотрудников органов внутренних дел к участию в контеррористических операций, приказом УВД Пензенской области, возможно только с их согласия, но не обязательно, поскольку в функциях других подразделений МВД не заложено осуществление совместных с другими службами и подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.
Тот факт, что в постановления Правительства РФ не были внесены соответствующие изменения, не свидетельствует о том, что истец не имеет право на выслугу лет в льготном исчислении в соответствии со ст. 22 ФЗ «О борьбе с терроризмом». Кроме того, положение, сохраняющееся в результате бездействия органов власти в течении длительного времени, достаточного для устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорного вопроса, если от этого зависит реализация, вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.
Таким образом, ст. 22 ФЗ предусматривает исчисление выслуги лет наиболее льготным в российском законодательстве.
Судом также установлено, что ранее действовавшим нормативно-правовым документом МВД РФ от 03 ноября 1993г. № 480 «О мерах по реализации Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N2 941 ", была утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства Внутренних Дел РФ.
Приказом МВД РФ от 9 апреля 2003 года N2 238 данный Приказ МВД отменен. Но в связи с тем, что другой порядок организации работы по пенсионному обеспечению не утвержден, в ОВД продолжают использовать ранее действующую Инструкцию;
Из п.2.1 Инструкции следует, что оформление документов для назначения пенсий
лицам, увольняемым со службы, а также уволенным до введения в действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, и их семей", производится кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений органов внутренних дел.
Из п.2.7 Инструкции на основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии, которые утверждаются руководителями ФЕУ (ФЕО) МВД, ГУВД, УВД.
Таким образом, расчет выслуги лет для назначения пенсии составляет кадровый аппарат, а работу по пенсионному обеспечению: проверку расчета выслуги лет, предоставленного кадровым аппаратом, обоснованность внесения туда записей, подтверждающих периоды службы и коэффициентов льготной выслуги, оформление пенсионного дела, начисление пенсии, и др. - осуществляет пенсионный орган.
Доводы представителя ответчика о том, что права истца никоим образом не нарушаются, поскольку в настоящее время он продолжает служить в <данные изъяты>, расчет выслуги лет кадровым аппаратом производится лишь при увольнении со службы, судом также не могут быть приняты во внимание, поскольку при переводе истца на службу из одного структурного подразделения в другое в послужном списке ему установлена выслуга лет службы в ОМОН из расчета 1 месяц службы за 1,25 месяц, что уже нарушает его право. Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, имея более льготное исчисление выслуги лет получает право выйти на пенсию раньше, чем это право появилось бы у него при исчислении выслуги лет из расчета 1 месяц службы за 1,25 месяц.
При таких обстоятельствах, оценив все доказательства в совокупности, суд считает, что заявленные истцом требования полностью подлежат удовлетворению, поскольку истец в соответствии со ст. 22 ФЗ "О борьбе с терроризмом" имеет право на установлении выслуги лет в льготном исчислении и на ее перерасчет для исчисления пенсии.
Вместе с тем, из расчета 1 день выслуги лет за полтора дня подлежат включению периоды службы истца в ОМОН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исключенные периоды службы истца подлежат включению в выслугу лет из расчета 1 день службы за 3 дня, то есть в более льготном исчислении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Установить Ларину А.В. льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в подразделении, непосредственно осуществляющем борьбу с терроризмом из расчета один день службы за полтора дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Пензенское ЛОВДТ включить Ларину А.В. службу в ОМОН при УВД по Пензенской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один день службы за полтора дня.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня его вынесения
Судья Железнодорожного
районного суда г. Пензы Г.К. Иртуганова