Дело №2-1040/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 мая 2011 года Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе: председательствующего судьи Захарова В.В. при секретаре Шмегеровской Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» о понуждении к исполнению требований противопожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Пензенский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском, в котором указал, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний в ИК-№. Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» является самостоятельным юридическим лицом и в силу требований закона обязано соблюдать правила пожарной безопасности. В ходе вышеназванной проверки установлено, что в нарушение п.2.13 Правил, предписывающих, что расстояние от зданий и сооружений до лесных массивов смешанных пород должно составлять не менее 30 метров, расстояние от маскировочного забора до лесных насаждений составляет 10 метров. Лесной массив состоит из смешанных пород: береза, сосна, осина, кустарник. Бездействие администрации ИК-№ создает предпосылки для возникновения пожара и в случае его возникновения возможно причинение крупного имущественного ущерба, создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, после уточнения требований, просил суд обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» обеспечить исполнение требований Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № от ДД.ММ.ГГГГ, в части соблюдения расстояния не менее 30 метров от зданий и сооружений учреждения до лесных массивов смешанных пород. Представитель Пензенской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по доверенности Плющ А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, просил иск удовлетворить. Представители ответчика ФБУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» Зимаков С.А. и Пилипенко С.Б., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований только в случае, если решение суда будет исполнено путем переноса забора, а не сноса городских лесов. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления лесами Пензенской области Шалыгин С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований полагал на усмотрение суда. Пояснил, что леса, имеющиеся вокруг учреждения-ответчика, не относятся к ведомству Управления лесами Пензенской области, а являются с ДД.ММ.ГГГГ городскими лесами. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУП «Зеленое хозяйство г. Пензы» Юдин В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований полагал на усмотрение суда, представил письменные возражения на иск. Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Администрации г. Пензы – Узбякова А.В. в судебном заседании против предложенного варианта исполнения решения суда представителями ответчика ФБУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» не возражала. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления по имущественным и градостроительным отношениям Администрации г. Пензы – Нагарева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании также поддержала позицию представителей ответчика. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний в ИК-№. Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» является самостоятельным юридическим лицом и в силу требований закона обязано соблюдать Правила пожарной безопасности. В ходе вышеназванной проверки установлено, что в нарушение п.2.13 Правил, предписывающих, что расстояние от зданий и сооружений до лесных массивов смешанных пород должно составлять не менее 30 метров, указанный норматив не соблюдается. Лесной массив состоит из смешанных пород: береза, сосна, осина, кустарник. Бездействие администрации ИК-4 создает предпосылки для возникновения пожара и в случае его возникновения возможно причинение крупного имущественного ущерба, создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Данное обстоятельство подтверждается справкой помощника Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <данные изъяты> Плюща А.А. (л.д. 6) и не оспаривается ответчиком и третьим лицами по делу. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьей 37 вышеназванного Закона предусмотрено, что руководители соответствующих организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 №5473-1, учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В исправительных учреждениях УФСИН России по Пензенской области, исполняющих наказание в виде лишения свободы, действуют Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденные Приказом №214 Федеральной службы исполнения наказаний от 30.03.2005. Согласно п. 1.6 данных Правил начальник учреждения, наряду с другими требованиями, обязан: обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами. Согласно п. 2.13 Правил, при расположении учреждений, жилых поселков и отдельных объектов учреждений и органов ФСИН России в лесных массивах или в непосредственной близости от них территория вокруг здания и сооружений (в том числе мобильных (инвентарных) зданий и палаток) должна быть очищена от лесного мусора (сучьев, валежника и т.п.). Расстояние от зданий и сооружений до лесных массивов хвойных пород должно быть не менее 50 м, до лесных массивов смешанных пород – не менее 30 м, а лиственных пород – не менее 20 м. Вышеуказанный Приказ №214 от 30.03.2005 был опубликован (Ведомости уголовно-исполнительной системы, №1-3, 2008), по заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста РФ от 17.03.2006 №01/1979-ЕЗ). Данный нормативный акт никем не оспорен, продолжает действовать, что не отрицается лицами, участвующими в деле. Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ и оценочной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, комиссией в составе помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <данные изъяты> Плюща А.А., и.о. начальника ФБУ ИК-№ УФСИН России по Пензенской области <данные изъяты> Б.В., главного лесничего МУП «Зеленое хозяйство г. Пензы» Б.А., начальника ИВПО УФСИН России по Пензенской области <данные изъяты> С.Ю., начальника ОП ВПО ФБУ ИК-№ УФСИН России по Пензенской области <данные изъяты> З.С. был составлен акт осмотра территории участка колонии-поселения ФБУ ИК-№ и прилегающей территории к основному ограждению участка колонии поселения ФБУ ИК-№ на предмет сноса лесных насаждений и установления количества вырубаемых деревьев, установления восстановительной стоимости. Лесной массив по периметру территории ФБУ ИК-№ состоит из смешанных пород. Объем леса, подлежащего спилу, в случае сохранения существующих ограждений, составляет <данные изъяты> деревьев. Учитывая сказанное, суд считает необходимым удовлетворить требования Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ, действующего в интересах неопределенного круга лиц. Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривалось, что леса вокруг Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» являются городскими и приняты в ведение муниципального образования г. Пензы на основании Постановления главы Администрации города Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд полагает необходимым отметить, что обеспечение исполнения требований вышеуказанных Правил пожарной безопасности возможно со стороны ответчика любыми допустимыми законом способами, как путем обращения к полномочным организациям и органам власти для решения в установленном законом порядке вопроса о вырубке части лесного массива с соблюдением существующей для городских лесов процедуры, так и путем переноса (сноса) строений и ограждений учреждения вглубь собственной территории для удаления зданий и сооружений от имеющегося лесного массива. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» о понуждении к исполнению требований противопожарной безопасности удовлетворить. Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области» обеспечить исполнение требований Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № от ДД.ММ.ГГГГ, в части соблюдения расстояния не менее 30 метров от зданий и сооружений учреждения до лесных массивов смешанных пород. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента составления его в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2011 года. Судья В.В.Захаров