Дело №2-1405/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Железнодорожный районный суд г.Пензы В составе председательствующего судьи Горлановой М.А. При секретаре Хлопоткиной А.Ю., Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда ДЕЛО по заявлению Ерхова В.В. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Ерхов В.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что Постановлением главы Администрации г.Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ему предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> в СНТ «ФИО8», участок № для ведения садоводства в собственность бесплатно. ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу г.Пенза, С/Т «ФИО9», участок № с уточненными границами, площадь которого составила <данные изъяты>. С указанным кадастровым паспортом, постановлением Главы Администрации г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Пензенской области в Железнодорожный отдел с заявлением о государственной регистрации его прав на выше указанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ сообщением Управления Росреестра в лице Железнодорожного отдела ему было сообщено, что выявлены недостатки, препятствующие государственной регистрации - не представлен Договор передачи земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации по тем основаниям, что в постановлении Главы администрации указана площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., а в кадастровом паспорте и в его заявлении о регистрации отражена площадь <данные изъяты> кв.м. Документы, подтверждающие изменение площади земельного участка в сторону увеличения, в том числе договор передачи земельного участка в собственность, не представлен. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Пензенской области направило ему сообщение об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок по причине, указанной в сообщении о приостановлении - не представлены документы, подтверждающие изменение площади земельного участка. В связи с этим Управление считает, что им не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о регистрации для государственной регистрации прав. Считает данный отказ незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, препятствующим реализации его права собственности на земельный участок. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации...» в В выданном ему отказе в регистрации ответчиком не приведено конкретных норм и положений закона «О государственной регистрации прав...», вопреки которым им не представлены какие-либо необходимые документы и требования закона, которым противоречат представленные им документы о регистрации. Согласно ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Статьей 17 названного закона определены основания для государственной регистрации прав, среди которых предусмотрено: «Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания...»; В соответствии с названной нормой «…Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации». Полагает, что все представленные им документы отвечают требования ст. 18 выше приведенного закона, согласно которым, они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Согласно письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.06.2010г. № 14-4670-ГЕ, отражающего официальную позицию Росреестра по рассматриваемому вопросу, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, проводимая государственным регистратором, направлена на определение соответствия указанных документов нормам и требованиям не только закона о регистрации, но и иных нормативных правовых актов, в том числе Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Так, на основании п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости допускается проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ в случае, если в результате данного учета площадь земельного участка не будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН. В этой связи Росреестром сделан вывод о том, что в случае, если разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого участка, внесенной в ГКН, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством РФ (или десяти процентов площади, если указанный размер не установлен), то право собственности на такой участок может быть зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Таким образом, можно заключить, что позиция Росреестра основана на том, что если земельный участок с указанной разницей в значениях площади может быть объектом кадастрового учета и соответственно является объектом права, то он может быть объектом права собственности и, следовательно, может быть зарегистрирован в ЕГРП. Аналогичные положения содержатся и в письме МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ от 16.08.2010 N Д23-3181, в письме МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ ОТ 07.07.2010 N Д23- 2539, согласно которых, несоответствие сведений о площади земельного участка, При отсутствии оснований для приостановления (отказа) государственной регистрации, установленных Законом о регистрации, право собственности на такие земельные участки регистрируется в порядке, установленном Законом о регистрации. Полагает, что оспариваемый отказ в регистрации нарушает все выше указанные нормы Федерального закона «О государственной регистрации.», ФЗ «О государственном кадастре недвижимости...» и положения подзаконных нормативных актов, их разъясняющих. На основании изложенного и в соответствии со ст. 12-13 ГК РФ, ст. 20, 31 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственный регистрации его права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, С/Т «ФИО10», участок № площадью <данные изъяты> кв.м., обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в лице Железнодорожного отдела по г.Пензе зарегистрировать за ним право собственности на указанный объект. В судебном заседании заявитель Ерхов В.В. свое заявление поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области (Управления Росреестра по Пензенской области) ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ возражал против удовлетворения заявления Ерхова В.В., полагая, что отказ в регистрации земельного участка является законным и обоснованным. Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области (Управления Росреестра по Пензенской области), исследовав материалы, дела суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органом государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены. На основании абз.4, 10 п. 1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Согласно п. 2. ст. 16 вышеназванного Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с п.1 ст. 17 данного Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Россреестра по Пензенской области обратился Ерхов В.В. с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с/т «ФИО11», уч.<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация прав была приостановлена, а ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации прав было отказано на основании абз.4, 10 п. 1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Довод заявителя о том, что указанный отказ является незаконным, суд считает несостоятельным, по следующим основаниям. Так, согласно п.1 Постановления Главы администрации г. Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ Ерхову В.В. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок № из состава земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв. метра в СНТ « ФИО12» для ведения садоводства( л.д.6). В соответствии с п.2.1 вышеназванного Постановления Ерхов В.В. обязан в течение месяца со дня выхода настоящего постановления обратиться в территориальный отдел по г. Пенза Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области для проведения кадастрового учета земельного участка. В силу п.2.2 данного Постановления Ерхов В.В. обязан в течение месяца с момента проведения государственного кадастрового учета земельного участка обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы по вопросу оформления договора передачи земельного участка в собственность. Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположенный в г. Пенза, с/т « ФИО13», участок № имеет площадь <данные изъяты> кв. метра ( л.д. 7-10). Однако на регистрацию не были предоставлены документы изменяющее площадь земельного участка в сторону его увеличения. Кроме того, согласно сообщению Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ Ерхову В.В. был предоставлен в собственность земельный участок № в СНТ « ФИО14» площадью <данные изъяты> кв. метра. В настоящее время постановление является действующим. Дополнительный земельный участок Ерхову В.В. не предоставлялся. ( л.д.36). П.1 ст. 18 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Важнейшей характеристикой земельного участка как объекта недвижимого имущества является его площадь. Заявитель полагает, что им были представлены все необходимые для регистрации документы. При этом в обоснование своей позиции заявитель ссылается на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.06.2010 №14-4670-ГЕ, письма Минэкономразвития РФ №Д23-2539 от 07.07.2010 и №Д23-3181 от 16.08.2010. В указанных письмах речь идет о применении положений п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -закон о кадастре) к государственной регистрации прав на земельный участок в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.2 Закона о регистрации. В соответствии с п.1 ст.25.2 Закона о регистрации в упрощенном порядке осуществляется государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права. Однако, земельный участок предоставлен заявителю в 2008 году, т.е после введения в действие ЗК РФ. Соответственно государственная регистрация осуществляется в общем порядке, а не в упрощенном в соответствии с нормами ст.25.2 Закона о регистрации. Кроме того, заявителем не учтено, что в указанных письмах речь идет о регистрации прав в случае расхождения площади земельного участка в правоустанавливающем документе со сведениями, внесенными в ГКН, когда происходит уточнение площади земельного участка в соответствии с нормами п.5 ст.27 Закона о кадастре. Однако по сведениям ГКН данный участок является вновь образованным, ранее в ГКН он не учитывался, соответственно уточнения границ в данном случае не происходило.( л.д.35). В связи с вышеизложенным рекомендации, изложенные в письмах, в данном случае не подлежат применению. Кроме того, регистрация права заявителя на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м может повлечь нарушение прав смежных землепользователей либо садоводческого товарищества, поскольку увеличение площади участка заявителя могло произойти за счет смежных земельных участков либо имущества общего пользования. П.4 ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлена процедура предоставления земельного участка, составляющего территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставленного данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение. В соответствии с указанной нормой гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что отказ Управления Россреестра по Пензенской области в регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: г.Пенза, С\Т «ФИО15», участок №, площадью <данные изъяты> кв. метра является законным и обоснованным и соответственно оснований для понуждения регистрирующего органа в регистрации права собственности не возникает, в связи с чем заявление Ерхова В.В. удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В удовлетворении заявления Ерхова В.В. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок отказать. Решение может быть обжаловано в Пензенский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: Горланова М.А.
г.Пенза 27 июня 2011г.
государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав по. форме или
содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим
Федеральным законом для государственной регистрации прав; отказ может быть оспорен в судебном порядке.
внесенных в государственный кадастр недвижимости при осуществлении
государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, сведениям о площади такого земельного участка, указанным в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, не является основанием для приостановления (отказа) государственной регистрации прав на соответствующий земельный участок.