Дело 2-1600/2011 Решение



Дело №2-1600/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Захарова В.В.

при секретаре Шмегеровской Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Быхуна А.В. к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению в собственность за плату земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Быхун А.В., действуя через своего представителя Никитина А.Г., обратился с названным исковым заявлением в суд, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ на условиях продажи путем публичного предложения им было приобретено нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>. Условия приватизации вышеназванного нежилого здания, опубликованные в газете «Н» от ДД.ММ.ГГГГ истцом надлежащим образом исполнены. ДД.ММ.ГГГГ Быхуном А.В. был заключен договор купли-продажи объекта нежилого фонда посредством публичного предложения . ДД.ММ.ГГГГ был составлен передаточный акт на нежилое помещение по <адрес>. Право собственности на нежилое здание лит. <данные изъяты> по <адрес> истцом зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ. По условиям приватизации названного нежилого здания данный объект недвижимости находится на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., входящим в земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , принадлежащий Российской Федерации. На основании постановления Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ). В настоящее время земельный участок с кадастровым находится в муниципальной собственности г. Пензы. ДД.ММ.ГГГГ Быхун А.В. обратился в Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>. Решением начальника Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Пензы, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ , в представлении указанного земельного участка истцу было отказано без указания причин. В данном письме не указано, какие еще документы необходимо представить истцу, нормативно-правовое обоснование причин недостаточности представленных документов не приведено. Вместе с тем, в названном письме указано, что на испрашиваемом земельном участке расположены иные объекты недвижимости, правоустанавливающие документы на которые отсутствуют. Однако указанные обстоятельства не могут служить поводом для отказа истцу в представлении в собственность земельного участка, так как на испрашиваемом земельном участке отсутствуют иные объекты недвижимости, кроме принадлежащего истцу нежилого здания лит. <данные изъяты>, и как следствие отсутствуют иные законные владельцы недвижимости, кроме истца. В то же время, как следует из технического паспорта на дом по ул. <данные изъяты> в г. <данные изъяты>, действительно, на территории земельного участка под зданием лит. <данные изъяты> расположено еще <данные изъяты> объекта: лит. <данные изъяты>. Данные объекты представляют собой металлические гаражи, установленные на трубном фундаменте, не имеющие прочной связи с землей и в соответствии с положениями п.1 ст. 130 ГК РФ, не являющиеся недвижимым имуществом.

На основании вышеизложенного, просил суд признать за истцом право на получение в собственность за плату по цене <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, и обязать ответчика представить истцу указанный земельный участок, признать незаконным отказ администрации г. Пензы, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ , в предоставлении истцу в собственность вышеназванного земельного участка.

В процессе рассмотрения дела представитель истца Быхуна А.В. – Никитин А.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил и просил суд признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме Администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ . Также просил обязать Администрацию г. Пензы предоставить истцу земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым в собственность за плату.

Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Быхуна А.В. к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению в собственность за плату земельного участка были удовлетворены.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное заочное решение было отменено.

Истец Быхун А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца Быхуна А.В. – Никитин А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. В обоснование сослался на обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Пензы Горланов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать. В обоснование сослался на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве на иск.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение исковых требований полагал на усмотрение суда. Также указал, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав на земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебном заседании разрешение исковых требований Быхуна А.В. полагал на усмотрение суда.

Представитель третьего лица МУП «БТИ г. Пензы» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях разрешение исковых требований полагал на усмотрение суда. Также пояснял, что в архиве МУП «БТИ г. Пензы» имеется инвентарное дело на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с материалами указанного инвентарного дела объекты лит. <данные изъяты> являются объектами движимого имущества. Прочная связь с землей у данных объектов отсутствует, данные объекты могут быть перемещены без несоразмерного ущерба их назначению.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение исковых требований полагал на усмотрение суда. Также указал, что спорный земельный участок не является собственностью Российской Федерации, основания для отнесения его к собственности Российской Федерации на сегодняшний день отсутствуют.

Представитель третьего лица Управления по имущественным и градостроительным отношениям Администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы инвентарного дела на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Как следует из положения ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

На основании ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 7 Закона Пензенской обл. от 07.04.2003 №461-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального образования обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для выполнения задач, определенных пунктом 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления муниципального образования Пензенской области в соответствии с федеральным законодательством: устанавливают порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством; устанавливают процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Исходя из содержания п.3 ст.3, п. 1.3 ст. 33 Устава г. Пензы, земля в пределах городской черты, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, используется и предоставляется в порядке, установленном решением Пензенской городской Думы в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Пензенского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства учреждения Я УВД Пензенского облисполкома, исполком горсовета решил предоставить учреждению Я Управления внутренних дел Пензенского облисполкома земельный участок площадью <данные изъяты> га для разработки проекта застройки <адрес> и учреждения Я (том 1, л.д. 89-90).

В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Малого Совета Пензенского городского Совета народных депутатов Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было зарегистрировано право собственности муниципального образования г.Пензы на здание школы общей площадью <данные изъяты> кв.м., лит. <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись .

В ДД.ММ.ГГГГ в связи с предстоящей приватизацией муниципального имущества – нежилого здания (школы) общей площадью <данные изъяты> кв.м., лит. <данные изъяты>, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., являющемся частью земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Пензы обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области с целью постановки на кадастровый учет указанного земельного участка.

Извещением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ КУМИ г. Пензы был уведомлен о невозможности проведения кадастрового учета земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка с кадастровым , расположенного в <адрес>, в связи с тем, что на данный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в связи с чем КУМИ г.Пензы является ненадлежащим заявителем (том 1, л.д. 110).

В связи с данным отказом КУМИ г. Пензы в адрес Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо с предложением о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка между Территориальным управлением МОИ РФ по Пензенской области и Быхуном А.В.

В ответ на данное письмо Территориальное управление МИО РФ по Пензенской области указало, что собственник здания по <адрес>, обязан заключить договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с Территориальным управлением Росимущества по Пензенской области (том 1, л.д. 94).

ДД.ММ.ГГГГ Быхуном А.В. в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы была подана заявка на приобретение вышеуказанного здания посредством публичных торгов.

На основании данной заявки ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, с одной стороны, и Быхуном А.В., с другой стороны, был заключен договор купли-продажи объекта нежилого фонда посредством публичного предложения , в соответствии с которым КУМИ г.Пензы обязался передать в собственность Быхуну А.В. нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>. Указанный объект состоит из помещений в литере <данные изъяты>: общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., и в литере <данные изъяты>: общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м. Общая полезная площадь объекта <данные изъяты> кв.м. согласно техническому паспорту Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». В договоре указано, что объект расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., входящем в земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , принадлежащий Российской Федерации на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации (том 1, л.д. 67).

Из имеющейся в материалах дела копии передаточного акта на нежилое помещение по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 99) следует, что оплата по договору купли-продажи объекта нежилого фонда посредством публичного предложения от ДД.ММ.ГГГГ произведена в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной регистрационной службы по Пензенской области обратилась С.О., действующая от имени Быхуна А.В., с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. В качестве документов – оснований ею были представлены договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация была приостановлена по причине несоблюдения процедуры приватизации, установленной ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Заявителю было предложено представить документы, подтверждающие соблюдение процедуры приватизации в соответствии с законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена сроком на <данные изъяты> месяца по инициативе заявителя.

В связи с тем, что недостатки не были устранены, ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., было отказано на основании абз. 4 п.1 ст. 20 Закона о регистрации.

В ДД.ММ.ГГГГ Быхуном А.В. в адрес главы Администрации г. Пензы было подано заявление с просьбой оформить земельный участок под приобретенным истцом нежилым помещением в собственность муниципального образования с целью дальнейшего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Однако, как следует из письма заместителя главы Администрации г. Пензы – председателя КУМИ г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> (в том числе участок площадью <данные изъяты> кв.м. под приобретенным Быхуном А.В. зданием по <адрес>) находится в собственности РФ. Комитет обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области с предложением о передаче земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, в муниципальную собственность. Согласно ответу Территориального управления земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> относится к землям, ограниченным в обороте. Он включен в план работ по межеванию на ДД.ММ.ГГГГ. После проведения указанной процедуры Территориальное управление рассмотрит вопрос о передаче земельного участка по <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность г.Пензы (том 1, л.д. 123).

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что до настоящего времени спорный земельный участок из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Пенза не передавался.

Уже после заключения вышеуказанного договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Быхуну А.В. спорный участок был предоставлен в аренду для размещения административного здания. На основании совместного обращения Быхуна А.В. и ТУФАУФИ по Пензенской области данный участок был поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимого имущества с указанием его назначения – для размещения административного здания. Данный участок прошел межевание, границы его уточнены и согласованы.

Решением Железнодорожного районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен иск Быхуна А.В. к Управлению по имущественным и градостроительным отношениям Администрации г. Пензы о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Данным решением было постановлено: зарегистрировать переход права собственности на нежилое здание, расположенное в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый (условный) , от Муниципального образования г. Пензы к Быхуну А.В. Решение вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением, в котором просил предоставить ему земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, в собственность за плату.

Своим письмом на данное обращение от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 7) начальник Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам Администрации г. Пензы сообщил Быхуну А.В., что по данным кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на испрашиваемом истцом земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ) расположены иные объекты недвижимости, правоустанавливающие документы на которые отсутствуют. На основании вышеизложенного, принять решение о подготовке документов о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>, в собственность не представляется возможным.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Часть 2 названной статьи предусматривает, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку спорный земельный участок образован из земель участка, находящегося в собственности РФ, то у органа местного самоуправления в настоящее время отсутствуют какие-либо полномочия по распоряжению указанным земельным участком.

Указанная позиция также подтверждается и распоряжением ТУ ФАУФИ по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , пунктом 2 которого Быхуну А.В. был предоставлен в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельный участок площадью <данные изъяты>.м., являющийся частью земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , для эксплуатации административного здания. Суду представлены сведения, о том, что договор аренды на основании данного распоряжения так и не был заключен, однако само распоряжение не отменено и недействительным в судебном порядке не признано.

Суд не может принять во внимание ссылку стороны истца на положения абзаца 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", т.к. она является ошибочной.

На основании Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым , был назван среди земельных участков, на которые возникает государственная собственность РФ (том 1, л.д. 93).

Право собственности на единый земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., из которого был образован спорный объект, зарегистрировано в установленном законом порядке за Российской Федерацией (том 2, л.д. 70). Таким образом, поскольку право на целый участок зарегистрировано за РФ, часть соответствующего участка должна иметь тот же статус. Согласно сообщению Управления ФРС по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ права на вышеуказанный объект (земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.) прекращены в связи с его реальным разделом (том 1, л.д. 97).

На момент вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ у суда отсутствовала информация о том, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, в связи с чем в настоящее время оснований полагать спорный земельный участок относящимся к категории земель, собственность на которые не разграничена, нет. Территориальное Управление Росимущества по Пензенской области лишь предоставляло информацию о том, что на момент рассмотрения вышеуказанного дела основания считать спорный земельный участок находящимся в федеральной собственности отсутствуют. В вышеуказанном решении суда установлен лишь факт нахождения спорного участка и строения, расположенного на нем, в различных видах собственности (том 1, л.д. 133, об.), что только подтверждает обоснованность выводов суда по настоящему делу о неправомочности органа местного самоуправления распоряжаться спорным участком.

Вместе с тем официально вопрос о передаче вышеуказанного земельного участка в муниципальную собственность не решен, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении его в аренду не отменено, следовательно, предъявление требований о предоставлении земельного участка к Администрации г. Пензы преждевременно, поскольку Администрация г. Пензы на настоящий момент не является полномочным субъектом, который имел бы право предоставить спорный участок.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.43 этого же Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты органов муниципального образования.

Из смысла вышеуказанных норм следует, что орган местного самоуправления не вправе в настоящее время принять правоприменительное решение, которое преодолело бы действие не отмененного распоряжения территориального органа федеральной органа исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, основанием для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет была совместная заявка Быхуна А.В. и ТУ ФАУФИ по Пензенской области (том 1, л.д. 28 и др.) и распоряжение указанного органа от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 116 и др.) Данный вывод подтверждается сообщением ФБУ «Кадастровая палата по Пензенской области» (том 2, л.д. 24). Таким образом, в собственность муниципального образования спорный участок не передавался, орган местного самоуправления в его формировании никакого участия не принимал, следовательно, и распоряжаться им был не вправе. Напротив, орган местного самоуправления обращался в ТУ ФАУФИ по Пензенской области за постановкой спорного земельного участка на кадастровый учет.

Также суд учитывает, что при формировании земельного участка на основании Приложения «Г» Свода Правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 г. №820, аналогичные положения действовали и ранее) минимально возможный коэффициент застройки территориальных зон равен 0, 2 (отношение площади, занятой зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала). По данным Правилам плотность застройки допускается повышать не более, чем на 30%. По представленному кадастровому паспорту, даже с учетом всех строений, площадь застройки на спорном участке составляет за вычетом площади литеров <данные изъяты><данные изъяты> кв.м. Таким образом, при применении вышеуказанного коэффициента площадь участка при строении должна была составлять при его формировании максимум <данные изъяты> кв.м. Причем такие коэффициенты установлены для застройки одно- и двухквартирными жилыми домами с приусадебными земельными участками, для других объектов коэффициенты застройки значительно выше, т.е. площадь участка должна быть еще меньше.

Аналогичный вывод следует и из анализа Приложения «В» Свода Правил «Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*» (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 г. №790) - «Показатели минимальной плотности застройки земельных участков производственных объектов».

К ТУ Росимущества по Пензенской области сторона истца за предоставлением спорного земельного участка не обращалась, что представителем истца не отрицалось.

В соответствии с п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370 установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в соответствии с которым вместе с заявлением также прилагается: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3)копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; 6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Пензы, гражданам и юридическим лицам, утвержденным Решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что для предоставления в собственность либо в аренду земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, граждане или юридические лица, являющиеся собственниками таких объектов, обращаются в Администрацию г. Пензы с соответствующим заявлением на имя Главы администрации г. Пензы.

Как следует из обстоятельств дела, Быхун А.В. обратился в Администрацию г.Пензы с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения административного здания, находящегося у заявителя в собственности.

В ходе рассмотрения представленного с заявлением пакета документов было установлено, что испрашиваемый земельный участок помимо здания, принадлежащего заявителю на праве собственности, занят иными объектами нежилой застройки.

Вместе с тем, в представленном в орган местного самоуправления пакете документов отсутствовали предусмотренные п.4 приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из имеющейся в материалах дела копии технического паспорта на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 15-19), действительно, следует, что на территории земельного участка под зданием лит. <данные изъяты> расположено еще <данные изъяты> объекта: лит. <данные изъяты>.

Как следует из пояснений представителя третьего лица МУП «БТИ г.Пензы» Боброва В.Н., в соответствии с материалами инвентарного дела объекты лит. <данные изъяты> представляют собой: лит. <данные изъяты> – уборная тесовая; лит. <данные изъяты> – гараж металлический (фундамент – металлические столбы; каркас, стены и перегородки – металлические; покрытие и перекрытия – деревянные; кровля металлическая; ворота железные); <данные изъяты> – гараж металлический (фундамент – металлические столбы; каркас, стены и перегородки – металлические; покрытие и перекрытия – деревянные; кровля металлическая; ворота железные); лит. <данные изъяты> – гараж металлический (фундамент – металлические столбы; каркас, стены и перегородки – металлические; покрытия и перекрытия – деревянные; кровля металлическая; ворота железные). Прочная связь с землей у данных объектов отсутствует, данные объекты могут быть перемещены без несоразмерного ущерба их назначению. В данной связи, объекты лит. <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, не являются объектами недвижимого имущества.

Кроме того, на запросы суда были представлены сведения от полномочных органов (Управления по имущественным и градостроительным отношениям Администрации г. Пензы, ТУ Росимущества по Пензенской области, ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы, Управления Росреестра по Пензенской области и др.) об отсутствии у них сведений о правообладателях указанных объектов.

Согласно акту экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ , подготовленному АНО «П» (том 2, л.д. 85-89), вышеуказанные объекты не относятся к недвижимому имуществу.

Однако в настоящее время данные объекты внесены в Государственный кадастр недвижимости в качестве объектов недвижимого имущества (том 1, л.д. 11 и др.)

На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Ст. 7 того же Закона определяет, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Поскольку в распоряжение органа местного самоуправления были представлены сведения об учете объектов, расположенных на спорном земельном участке, собственник которых неизвестен, в качестве объектов недвижимого имущества, у органа местного самоуправления имелись, пусть и формальные основания для отказа в удовлетворении заявления Быхуна А.В. Статус указанных построек не определен, требования об их сносе не заявлены, сведения о них из Государственного кадастра недвижимого имущества не исключены, бесхозяйными они не признаны. Следовательно, при предоставлении соответствующих документов истцом у органа местного самоуправления были основания полагать, что участок не свободен от прав третьих лиц, что также свидетельствует о наличии формальных, но законных оснований для отказа в предоставлении земли.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ Быхуну А.В. в предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме Администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ , является законным.

На основании п. 3 Положения о порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам (утв. Решением ФИО2 городской Думы от 31 октября 2008 г. №1096-50/4) в месячный срок со дня поступления заявления с приложением полного пакета документов Администрация города Пензы принимает решение в форме приказа первого заместителя главы Администрации города Пензы о предоставлении земельного участка в собственность либо направляет заявителю уведомление о невозможности подготовки документов о предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием причин. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка Управление по имущественным и градостроительным отношениям Администрации города Пензы осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, аренды либо безвозмездного срочного пользования земельным участком и направляет его заявителю с предложением о его заключении.

На основании ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Также суд учитывает, что согласно п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности, в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе Быхуну А.В. в удовлетворении его исковых требований к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению в собственность за плату земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Быхуну А.В. к Администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению в собственность за плату земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента составления его в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года.

Судья В.В. Захаров