Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе председательствующего судьи Г.К. Иртугановой, при секретаре Ю.А. Варламовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе, в здании суда Гражданское дело по иску Сарайкиной Н.Г. , Сарайкина Д.В. к администрации города Пензы, Управлению Росреестра по Пензенской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области о признании частично недействительным постановления об утверждении проектов границ земельного участка, решения о проведении кадастрового учета, прекращении существования земельного участка, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов У С Т А Н О В И Л: Истцы Сарайкины Н.Г.,Д.В. обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что они являются сособственниками в праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждый квартиры <адрес> на основании Договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем имеются Свидетельства о государственной регистрации права, выданные Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области, кадастровый номер: № В ходе проведенных проверок Прокуратурами Пензенской области, Генеральной Прокуратурой РФ и данных ими ответов по их жалобам им стало известно, что Главой администрации города Пензы было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ на земельные участки» с нарушением действующего законодательства. В этой связи прокурором Ленинского района г.Пензы ДД.ММ.ГГГГ внесено представление на имя Главы администрации города Пензы об устранении допущенных нарушений градостроительного законодательства. Просили учесть, что вышеназванное постановление Главы города Пензы явилось основанием для внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, а с учетом имеющихся сведений о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, в котором они проживают, им начисляется земельный налог. Полагают, что порядок определения местоположения границ земельного участка, где расположен многоквартирный дом, в котором они проживают, а также определение площади этого участка нарушены, что привело к завышению размера земельного налога. При этом, именно на администрации г.Пензы лежит обязанность по формированию земельного участка. Считают, что указанное постановление подлежит отмене в силу того, что застроенные территории, на которых расположены многоквартирные жилые дома, в том числе дом <адрес>, на земельные участки разделены не были; границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий не установлены; постановление принято без соблюдения процедуры публичных слушаний. Изначально просили признать недействительным постановление Главы города Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ на земельные участки» и регистрацию в государственном кадастре недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер которого №, площадью 6978 кв.м (декларированная), способ определения границ – ручной картометрический; участок поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, как незаконно принятые. Поскольку в результате принятия оспариваемого Постановления им причинены убытки, просили их взыскать с администрации города Пензы в пользу Сарайкиной Н.Г. - в сумме <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.; в пользу Сарайкина Д.В. – <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. Кроме того, просили взыскать неустойку с администрации города Пензы в пользу них, истцов, исходя из уплаченных денежных сумм по земельным налогам по датам требования налогового органа и с учетом индекса потребительских цен по Пензенской области либо по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (по усмотрению суда), а также возложить на администрацию города Пензы обязанность денежной компенсации морального вреда за физические и нравственные страдания: Сарайкиной Н.Г. - в сумме <данные изъяты> рублей; Сарайкину Д.В. – в сумме <данные изъяты> рублей. Определением Железнодорожного районного суда г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 39 ГПК РФ принято заявление Сарайкиных Н.Г.,Д.В. об изменении п.1 своих исковых требований, в котором истцы просили признать частично недействительным постановление Главы администрации города Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ на земельные участки» в части касаемо утверждения границ земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> регистрацию в государственном кадастре недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер которого №, площадью 6978 кв.м (декларированная), способ определения границ – ручной картометрический; участок поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, как незаконно принятые. В остальной части исковые требования оставили прежними. Определением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 01.06.2011г. по настоящему делу в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Росреестра по Пензенской области. Определением Железнодорожного районного суда г. Пензы к производству приняты измененные исковые требования к администрации г. Пензы, Управлению Росреестра по Пензенской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области» о признании частично недействительным постановление Главы администрации города Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ на земельные участки» в части касаемо утверждения границ земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> и регистрацию в государственном кадастре недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер которого <адрес>, площадью 6978 кв.м (декларированная), способ определения границ – ручной картометрический; как незаконно принятые, решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении кадастрового учета земельного участка с ориентировочной площадью 6978 кв. м без описания границ, по адресу: <адрес>, на основании поданной заявки от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления Главы администрации г. Пензы «Об утверждении границ земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ № без документа о межевании земельного участка, с присвоением земельному участку кадастрового номера № как незаконно-принятое и прекратить его существование с момента возникновения (проведения), взыскать с администрации г. Пензы убытки в пользу Сарайкиной Н.Г. в размере <данные изъяты> руб., в пользу Сарайкина Д.В. в размере <данные изъяты> руб., неустойку по <данные изъяты> руб. в пользу каждого из истцов, компенсацию морального вреда по <данные изъяты> руб. в пользу каждого из истцов. В судебное заседание истцы Сарайкины Н.Г.,Д.В. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В судебном заседании представитель истцов Сарайкиных Н.Г., Д.В. – Сарайкин В.Д., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и допущенный в качестве такового на основании п.6 ст. 54 ГПК РФ, измененные исковые требования истцов поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении и дополнениях к нему. Дополнительно просил взыскать с ответчика расходы, связанные с ксерокопированием документов по настоящему гражданскому делу в сумме <данные изъяты> рубля. Представитель ответчика – администрации города Пензы – Уткина Я.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, иск Сарайкиных Н.Г., Д.В. не признала, полагая, что законных оснований для его удовлетворения не имеется, поскольку оспариваемое истцами постановление полностью соответствует требованиям действующего на момент его принятия гражданского и земельного законодательства и не нарушает права истцов. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований и по тем основаниям, что истцами пропущен срок исковой давности. Представитель ответчика Управления Росреестра по Пензенской области – Черных В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности, при этом, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6978 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был внесен в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) на основании заявки о постановке на кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ №, к которой были приложены Постановление Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проектов границ на земельные участки» и Описание земельного участка. В соответствии со ст.3 ФЗ № 221-ФЗ от 27.04.2007 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Если иное не установлено Правительством РФ, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения (ч.2 ст.3 Федерального закона № 221-ФЗ от 27.04.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре)). Полагает, что в данном случае имеется спор по границе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 6978 кв.м. ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает порядок и формирование земельного участка на основании федеральных законов. К порядку относится вынесение границ земельного участка на местности, согласование границ со смежными землепользователями, координирование и иные признаки (ст. ст. 38, 39, 40 Закона). По сведениям государственного кадастра недвижимости площадь спорного земельного участка - декларированная, а границы требуют уточнения. В связи с этим, площадь и границы спорного земельного участка требуют уточнения. При этом, в ходе подготовки межевого плана, истцы могут разрешить посредством согласования границ разночтения в части пользования спорным земельным участком. В связи с этим законодательством предусмотрен другой порядок устранения рассматриваемых спорных правоотношений в части использования земельного участка, а именно в данном случае при установлении границ. Разрешать данный спор следует в ходе установления границ. Кроме того, просил учесть, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (п. 10 ст. 4 Закона о кадастре). Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010г. № 42 в соответствии с указанной нормой Закона утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок), который устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила их внесения в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел. В соответствии с п. 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; 3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); 4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; 5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, 6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Таким образом, просил учесть, что полномочия органа кадастрового учета ограничены предусмотренными кадастровыми процедурами. Признание недействительной регистрации в государственном кадастре недвижимости не предусмотрено законом. Кроме того, не предусмотрено понятие регистрации в Законе о кадастре. В связи с этим считает, что данное требование противоречит требованиям действующего законодательства. Полагает, что истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права в части требований о признании недействительной регистрации в государственном кадастре недвижимости. Представитель ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области» Нефедова О.А., действующая на основании доверенности ( в деле), исковые требования не признала, указав, что ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области» является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, Землеустроительного дела территориального землеустройства на земельные участки по адресу: <адрес> кадастровый квартал № от 2007г., надзорное производство по обращению Сарайкиной Н.Г. №г. в 2-х томах, инвентарное дело, исследовав доказательства, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истцы Сарайкина Н.Г. и Сарайкин Д.В. являются сособственниками по 1/2 доли каждый в праве общей долевой собственности кВ.<адрес> на основании Договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № и Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области выданы Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № и серии № соответственно. Из Выписки за № от ДД.ММ.ГГГГ из Реестра муниципальной собственности города Пензы, Раздел 1У. Объекты, входящие в состав муниципальной казны, Подраздел 1У - 6. Жилые здания и помещения, следует, что жилое здание по <адрес> входит в состав муниципальной казны, то есть является муниципальной собственностью города Пензы. Из Землеустроительного дела территориального землеустройства на земельные участки по адресу: <адрес> кадастровый квартал № от 2007г. МУП «БТИ г.Пензы», видно, что изначально земельный участок, местоположение <адрес> стоял на кадастровом учете, имел кадастровый номер №, разрешенное использование /назначение/: под жилую застройку Многоэтажную, площадь земельного участка составляла 35000 кв.м, правообладатель – Государственная собственность, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ за №. Из указанного Кадастрового плана также следует, что Площадь земельного участка ориентировочна и подлежит уточнению при межевании. Указанные обстоятельства подтверждаются и Государственным Актом на право пользования землей №, предоставленным суду представителем Управления Росреестра по Пензенской области и из которого следует, что Государственный акт выдан Учреждению ЯК-7/4 исполнительным комитетом Пензенского (городского) Совета народных депутатов в том, что за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 3,5 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для строительства 5-этажного жилого дома. Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за № от ДД.ММ.ГГГГ Сторонами не опровергнут. Из обозренного в судебном заседании инвентарного дела следует, что домовладение <адрес> принадлежало ЯК 7/4 УВД по Пензенской области на основании акта о праве пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ (запись от ДД.ММ.ГГГГ), на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № указанное домовладение было передано в М.П.Ж.Х. (запись от ДД.ММ.ГГГГ) Документов, на основании которых производилось строительство дома и передача его в муниципалитет не сохранилось, что подтверждается ответом ФГУ ИК-4 г. Пензы. Домовладение 1994 года постройки, имеет 5 этажей, 98 квартир, общеполезная площадь дома 5517,9 кв.м, жилая – 3391,8 кв. м, средняя площадь квартир 34,6 кв. м, объем 22124 кв. м, средняя высота помещений 2,5 кв. м, на 23.08.1994г. застроенная площадь земельного участка составляла 1770 кв. м. Судом также установлено, что на основании заявления, поступившего от Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Пензы на имя Начальника территориального отдела Управления Роснедвижимости по г.Пензе с просьбой выполнить землеустроительные работы на земельном участке, кадастровый номер земельного участка №, адрес земельного участка: <адрес> МУП «БТИ г.Пензы» был выполнен комплекс работ по территориальному землеустройству и оформлению землеустроительного дела на земельные участки занятых муниципальными домами в г.Пенза, расположенных в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> (Землеустроительное дело территориального землеустройства на земельные участки по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № от 2007г. МУП «БТИ г.Пензы»). Основанием для проведения работ послужили: Муниципальный контракт № на выполнение комплекса работ по инвентаризации земель г.Пензы; Техническое задание, утвержденное заказчиком и зарегистрированное территориальным отделом по Пензенскому району Управления Роснедвижимости Пензенской области. Целью проведения работ являлось: подготовка и оформление землеустроительных дел на земельные участки, занятые муниципальными объектами для постановки их на кадастровый учет и оформление прав землепользования с указанием границ части земельного участка, на котором расположены строения; дополнения и уточнения информационной основы, предназначенной для ведения государственного земельного кадастра на территории г.Пензы; подготовка цифровой информации о землях, занятых муниципальными объектами, для автоматизированной системы ведения земельного кадастра. При этом, в качестве исходных данных при производстве работ использованы: проект установления границ; материалы подготовительных работ, сведения о землепользователях в кадастровом квартале; имеющиеся материалы плановой инвентаризации; госакты и свидетельства на право пользования землей и другие землеотводные документы и др. Согласно результатам выполненных работ общая площадь земельного участка по адресу: <адрес>, по результатам картометрических измерений составила 6978 кв.м. Целевое назначение участка – под размещение жилого дома среднеэтажного и многоэтажного. Постановлением Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении проектов границ на земельные участки» на основании Муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях проведения работ по формированию земельного участка и подготовки исходно-разрешительной документации, руководствуясь решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены проекты границ на земельные участки из состава земель населенных пунктов, занимаемые многоэтажными и среднеэтажными муниципальными жилыми домами (Первомайский, Железнодорожный, Ленинский, Октябрьский районы), согласно приложению № к настоящему постановлению (п.1 Постановления). П.2 указанного постановления было поручено обеспечить проведение государственного кадастрового учета земельных участков в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области. Из Приложения № к постановлению Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что указанным Постановлением утверждены проекты границ на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 6978 кв.м. Из объяснений представителей администрации г.Пензы – Уткиной Я.В. и Управления Росреестра по Пензенской области Черных В.А. в судебном заседании, а также сообщения Управления Росреестра по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ за № (надзорное производство по обращению Сарайкиной Н.Г. №) следует, что в Государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>: кадастровый номер №; площадь 6978 кв.м (декларированная); способ определения границ ручной картометрический; поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы администрации города Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ; разрешенное использование – для размещения многоэтажного жилого дома; удельный показатель 2173,65 руб./кВ.м; кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> руб.; земельный участок находится в общей долевой собственности, правообладателями являются собственники помещений многоквартирного дома, доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения. Информация в электронном виде по земельному участку была направлена в Управление ФНС по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ Сведения о других объектах недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, отсутствуют. Истцы обратились в суд с вышеназванным иском. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; 5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) вследствие причинения вреда другому лицу; 7) вследствие неосновательного обогащения; 8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; 9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с п.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с Уставом г. Пензы от 30.06.2005г. № 130-12/4 с последующими дополнениями и изменениями Глава администрации города: принимает решения о подготовке генерального плана города и предложений о внесении в него изменений, утверждает план реализации генерального плана города (1.22. ст.31); принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, направлении проекта правил землепользования и застройки в Пензенскую городскую Думу в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ (1.23. ст. 31); утверждает градостроительные планы земельных участков, проекты планировки и проекты межевания территорий (п.1.24. ст.31); осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и контрактом (п.2. ст.31); Глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Пензенской области, Уставом города Пензы, нормативными правовыми актами Пензенской городской Думы, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пензенской области … (п.3. ст.31). В соответствии с Уставом г. Пензы от 30.06.2005г. № 130-12/4 с последующими дополнениями и изменениями, в компетенцию Администрации г. Пензы входит: предоставление в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Пензенской городской Думой, муниципальных земельных участков во все виды пользования, их продаже, продаже права на заключение договора аренды земельного участка (п.п.1.3. п.1 ст. 33); осуществление контроля за использованием земель города Пензы (п.п.1.4. п.1 ст. 33); выдача разрешений на строительство в порядке, установленном действующим законодательством (п.п.1.6. п.1 ст.33); выдача градостроительных планов земельных участков (п.п. 1.6.а п.1 ст.33); определение порядка использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п.п.1.6.б. п.1 ст.33); осуществление полномочий, связанных с владением, пользованием и распоряжением имущества, находящегося в муниципальной собственности города Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями городской Думы (п.п.1.20 п.1 ст. 33); осуществление отдельных государственных полномочий в случае их передачи федеральными законами и законами Пензенской области (п.п.1.57 п.1 ст. 33); осуществление иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами органов самоуправления и действующим законодательством (п.п.1.60 п.1 ст. 33). Таким образом, администрация города Пензы является надлежащим ответчиком по настоящему делу. При этом, из вышеуказанных положений закона следует, что постановление Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № может быть признано незаконным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц. Между тем, суд, проанализировав предоставленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что оспариваемое истцами постановление полностью соответствует требованиям действующего на момент его принятия законодательства и не нарушает их права. При этом, суд исходит из следующего. Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с частью 3 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010г. № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО9, ФИО10 и ФИО11» часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1, 2) и 36. Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном Постановлении указал, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Между тем, частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Как установлено материалами дела, на момент принятия обжалуемого постановления в г. Пензе градостроительная документация не была утверждена. Генеральный план города Пензы утвержден решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, Правила землепользования и застройки города Пензы утверждены решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с этим, проведение работ по подготовке и утверждению документации по планировке территории в 2007 году не представлялось возможным, в виду отсутствия утвержденных документов территориального планирования муниципального образования города Пенза. Формирование границ земельного участка, занятого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, проводилось на основании заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы, как собственника муниципальных помещений в указанном доме, что согласуется с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В связи с этим, доводы истцов о том, что указанное постановление подлежит отмене в силу того, что застроенные территории, на которых расположены многоквартирные жилые дома, в том числе дом <адрес>, на земельные участки разделены не были; границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий не установлены; постановление принято без соблюдения процедуры публичных слушаний, являются несостоятельными и не могут быть положены в основу для удовлетворения требований истцов. Кроме того, судом с достоверностью установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6978 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был ответчиком сформирован, границы определены картометрическим способом и внесен в государственный кадастр недвижимости на основании заявки о постановке на кадастровый учет от 10.10.2007г. №29/07-04238, к которой были приложены Постановление Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проектов границ на земельные участки» и Описание земельного участка. В соответствии со ст.3 ФЗ № 221-ФЗ от 27.04.2007 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Если иное не установлено Правительством РФ, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения (ч.2 ст.3 Федерального закона № 221-ФЗ от 27.04.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре)). ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает порядок и формирование земельного участка на основании федеральных законов. К порядку относится вынесение границ земельного участка на местности, согласование границ со смежными землепользователями, координирование и иные признаки (ст. ст. 38, 39, 40 Закона). Данные требования Закона соблюдены, что подтверждается Землеустроительным делом территориального землеустройства на земельные участки по адресу: г.Пенза, ул.Молодогвардейская, 24, 32, 46, кадастровый квартал 58:29:02 003002 от 2007г. МУП «БТИ г.Пензы», в котором имеются Акт согласования границ земельного участка МУ «Управляющая организация жилищного хозяйства г.Пензы» по адресу: <адрес>; схема границ земельного участка; план границ земельного участка, каталог координат границ земельного участка по вышеуказанному адресу и др. Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по формированию земельного участка ответчиком исполнена. По сведениям государственного кадастра недвижимости площадь спорного земельного участка - декларированная, а границы требуют уточнения. В связи с этим, площадь и границы спорного земельного участка требуют уточнения. Размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в его состав, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав домовладения, а также доступ ко всем объектам. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений. Выездом на место было установлено, что конфигурация земельного участка совпадает с его конфигурацией, представленной на геосъемке от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в указанном документе между школой, имеющей адрес: <адрес> а и домовладением <адрес> имеется разрыв, на месте этого разрыва проходят коммуникации, что было установлено в выездном судебном заседании. Истцами не представлено доказательств, не добыты они и судом о наличии прав на земельный участок собственников металлических гаражей. Кроме того, если учитывать конфигурацию земельного участка, то металлические гаражи расположены за пределами данного земельного участка. На территории спорного земельного участка расположены площадка, на которой организована стоянка для автомашин, внутридомовые дороги, световые опоры. Ссылка представителя истца на то, что одна из дорог ведет не только к дому №, но и является единственным проездом к школе (<адрес>), по мнению суда не может свидетельствовать о нарушении прав истцов, поскольку, проезд по указанной дороге возможен только к школе и домовладению №. Истцы фактически указывают на то, что порядок определения местоположения границ земельного участка, где расположен многоквартирный дом, в котором они проживают, а также определение площади этого участка нарушены, что привело к завышению размера земельного налога. Между тем, в судебном заседании сторона истца не смогла точно указать с какой конкретно площадью и границами земельного участка, поставленного на кадастровый учет, они не согласны. По мнению суда, в данном случае имеет место спор о границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 6978 кв.м. При этом, в ходе подготовки межевого плана, истцы могут разрешить посредством согласования границ разночтения в части пользования спорным земельным участком. В связи с этим, истцы не лишены возможности разрешить указанный спор в установленном законом порядке при установлении границ. Как уже отмечалось ранее, для признания судом незаконными решений органов местного самоуправления необходимо наличие доказанности совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом бремя доказывания в указанной части возлагается на истцов. В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что истцы не представили в суд доказательств, безусловно подтверждающих, что оспариваемыми ненормативными актами органов местного самоуправления нарушены их права и свободы или создаются препятствия к их осуществлению, что само по себе исключает возможность удовлетворения их требований об оспаривании решений органов местного самоуправления, даже при наличии доказательств, подтверждающих наличие нарушений, допущенных органом местного самоуправления при издании указанных ненормативных актов. Кроме того, в соответствии со ст. 256 ч. 1 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Как указывают истцу в своем заявлении «О точках отсчета срока исковой давности» о правах на земельный участок им стало известно из уведомления налогового органа в сентябре 2009г., после чего от них последовали обращения в органы прокуратуры района г. Пензы, Пензенской областной прокуратуры, Генеральной прокуратуры РФ. В ответе Генеральной прокуратуры Р.Ф. от 22.10.2010г., который как указали истцы, они получили 28.10.2010г., им было разъяснено, что оспариваемое ими постановление было принято без соблюдения процедуры публичных слушаний, в связи с чем прокурором Ленинского района г. Пензы ДД.ММ.ГГГГ внесено представление Главе администрации г. Пензы об устранении допущенных нарушений градостроительного законодательства. Этим же ответом истцам было разъяснено, что указанное постановление Главы администрации г. Пензы может быть оспорено ими в судебном порядке. В суд же с иском истцы обратились лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами трехмесячного процессуального срока. Доводы истцов о том, что они после получения ответа из Генеральной прокуратуры РФ неоднократно обращались в прокуратуру Ленинского района г. Пензы не могут свидетельствовать об уважительности пропуска процессуального срока для обращения в суд с заявлением. На основании изложенного, суд полагает, что истцами пропущен процессуальный срок для обращения в суд с требованиями о признании недействительным в части постановления Главы администрации г. Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ на земельные участки». Решением начальника территориального отдела г. Пензы Управления Роснедвижимости по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено: поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по <адрес>. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (п. 10 ст. 4 Закона о кадастре). Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с указанной нормой Закона утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок), который устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила их внесения в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел. В соответствии с п. 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 4) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; 5) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); 4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; 5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, 6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Таким образом, полномочия органа кадастрового учета ограничены предусмотренными кадастровыми процедурами. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000г. № 28-ФЗ (в настоящее время утратил силу) государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены. Не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Все предусмотренные данной статьей документы в орган кадастрового учета были представлены. Сам по себе орган кадастрового учета не формирует земельные участки, не устанавливает процедуру предоставления земельных участков, он лишь осуществляет постановку на кадастровый учет уже сформированного земельного участка. А учитывая, что в признании недействительным постановления Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № истцам было отказано, суд полагает, что оснований для признания недействительным решения о постановке на кадастровый учет земельного участка от 18.10.2007г. с присвоением ему кадастрового номера не имеется. Такого способа защиты как прекращение существования земельного участка с момента его возникновения, законом не предусмотрено, в связи с чем исковые требования истцов в этой части, также не подлежат удовлетворению. Поскольку оснований для признания частично недействительным постановления Главы администрации г.Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектов границ на земельные участки» и решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка не имеется, следовательно, не подлежат удовлетворению и требования истцов о возмещении убытков, неустойки, компенсации морального вреда, а также взыскании расходов за ксерокопирование. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении иска Сарайкиной Н.Г. , Сарайкина Д.В. к администрации города Пензы, Управлению Росреестра по Пензенской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области о признании частично недействительным постановления об утверждении проектов границ земельного участка, решения о проведении кадастрового учета, прекращении существования земельного участка, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 31.10.2011г. Судья Г.К. Иртуганова
поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия приведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее - порядок информационного взаимодействия);
поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия приведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее - порядок информационного взаимодействия);