№2-232/2012,Решение



Дело № 2-232/12г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2012 года

Железнодорожный районный суд г. Пензы

В составе председательствующей судьи Г.К. Иртугановой

При секретаре Торкуновой Е.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Алхимова А.В. к УМВД России по Пензенской области о признании прохождения службы в условиях вооруженного конфликта, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий

У С Т А Н О В И Л :

Алхимов А.В. обратился в суд с данным иском, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ он, в период прохождения военной службы по призыву в воинской части МВД РФ, находился в служебной командировке в н.п. Куртат Республики Северная Осетия. Считает, что он выполнял обязанности военной службы по призыву в условиях вооруженного конфликта.

Он обращался в УМВД России по Пензенской области с заявлением о выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий», однако получил отказ. Ответчик мотивировал его тем, что в данный период территория Республики Северной Осетии не являлась, зоной вооруженного конфликта.

Основным основанием для ответчика в выражении своей позиции стало Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым Республика Северная Осетия - Алания являлась зоной вооруженного конфликта только в ДД.ММ.ГГГГ и в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к ФЗ «О ветеранах») не входит. Ответчик считает, что данный Перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Не соглашаясь с позицией ответчика, он просит суд признать, прохождение им военной службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории населенного пункта Куртат Республики Северной Осетии – Алании, выполнением задач в зоне вооруженного конфликта.

Обязать УМВД России по Пензенской области выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий», как гражданину проходившему военную службу по призыву в условиях вооруженного конфликта.

Впоследствии истец изменил исковые требования и просил суд признать, прохождение им военной службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории населенных пунктов Куртат и Дачное Пригородного района Республики Северной Осетии – Алании, выполнением задач в условиях вооруженного конфликта. Обязать УМВД России по Пензенской области выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий», как гражданину проходившему военную службу по призыву в условиях вооруженного конфликта.

В судебном заседании истец и его представитель Решетников С.В., действующий на основании доверенности ( в деле), измененные исковые требования поддержали, основывая их на изложенном в исковом заявлении и письменной позиции.

Представитель УМВД России по Пензенской области Истомин М.А., действующий на основании доверенности ( в деле), возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О ветеранах» перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к ФЗ «О ветеранах».

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах» осуществляется федеральными органами исполнительной власти, направлявшими указанных лиц для выполнения задач в район боевых действий. В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Как следует из искового заявления, Алхимов А.В. проходил срочную воинскую службу в воинской части (внутренние войска МВД России). В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял служебно-боевые задачи в н.п. Куртат Республики Северная Осетия. Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к ФЗ «О ветеранах») для получения статуса «ветеран боевых действий» необходимо: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с ДД.ММ.ГГГГ; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ; выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О зонах вооруженных конфликтов» территория Республики Осетия признавалась зоной вооруженного конфликта с октября по ноябрь 1992 года. Данный перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и в нем не значится выполнение задач на территории Республика Северная Осетия в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, сам по себе факт выполнения истцом задач на территории Республике Северная Осетия в указанные им периоды времени не является основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий».

С мнением истца о том, что ряд нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ (утратившие силу) приравнивают выполнение служебно-боевых задач на территории Республика Северная Осетия (в период воинской службы истца на ее территории) к выполнению задач при вооруженных конфликтах, также нельзя согласиться.

В соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ от 15 февраля 1995 г. №139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.» (утратившим силу в соответствии с Указом Президента РФ от 09.07.1997 N 710) на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующий в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики распространено действие Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».

В соответствии с пунктом 8 Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 343 «Вопросы Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.10.1996 N 1276) отнесено в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» выполнение на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.», к выполнению задач при вооруженных конфликтах. В последующем, аналогичное положение нашло свое отражение в пункте 5 Постановления Правительства РФ от 28.10.1996 N 1276 (ред. от 26.12.2001) «О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 «Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия». При этом Постановление Правительства РФ от 28.10.1996 г. №1276 не утратило силу полностью, как указывает истец в исковом заявлении, а только в части, а именно вышеуказанный пункт 5, который утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 896 «О зонах вооруженных конфликтов». Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 г. №896 «О зонах вооруженных конфликтов» выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре -ноябре 1992 г. отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Таким образом, как следует из содержания вышеуказанных нормативно-правовых актов, в том числе пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 и пункта 8 Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 343 выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики именно в ДД.ММ.ГГГГ, приравнено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Указанный вывод подтверждается и изданным в последующем Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 г. № 896, которое фактически и разъяснило, что выполнение задач на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г. отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. При этом ни Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139, ни Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 343 не содержат в себе сведений о том, что в ДД.ММ.ГГГГ территория Республики Северная Осетия являлась зоной вооруженного конфликта, также в указанных нормативно-правовых актах отсутствуют сведения о том, что выполнение задач на территории Республики Северная Осетия именно в 1995 г., приравнено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Также, нельзя согласиться с мнением истца о том, что Постановление Правительства РФ 26.12.2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» противоречит действующему законодательству, в именно статье 4 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, так как, во-первых, вопрос о легитимности и соответствия действующему законодательству Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 г. № 896 может быть рассмотрен только Верховным Судом Российской Федерации; во-вторых, законодательная ветвь власти делегировала Правительству РФ полномочия в части установления порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций вышеуказанной категории военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, о чем имеется указание в статье 7 Закон РФ от 21.01.1993 N 4328-1 (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Алхимов А.В. проходил военную службу по призыву, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия.

Указанное обстоятельство подтверждается копией военного билета от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписками из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , учетной карточкой военнослужащего.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с/ч Алхимову А.В., находившемуся в районе чрезвычайного положения, выплачено единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания.

В соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ личный состав войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия (н.п. Дачное, Куртат).

Несмотря на то, что истец выполнял задачи по защите конституционных прав граждан на территории Республики Северная Осетия в условиях чрезвычайного положения, суд полагает его требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, уволенные в запас, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводятся в приложении к Федеральному закону «О ветеранах».

В соответствии с указанным Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации значатся выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года, выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с ДД.ММ.ГГГГ

На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах» осуществляется федеральными органами исполнительной власти, направлявшими указанных лиц для выполнения задач в район боевых действий. В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 07.05.2004 г. N 282 основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является документально подтвержденный факт прохождения службы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождение сотрудников в командировке в соответствии с приказами начальников УВД субъектов Российской Федерации в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверении личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.

Согласно п.п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. N 280 дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудника органов внутренних дел только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

П/п. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции.

Как верно указал истец, исходя из норм Федерального закона « О ветеранах» для придания истцу статуса ветеран боевых действий необходимо соблюдение условий:

- боевые действия на территории Российской Федерации;

- территория, прилегающая к Чеченской Республике;

- территория вооруженного конфликта;

- решение органов государственной власти

- период с декабря 1994 по декабрь 1996 года.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г. N 4328-1 право определять порядок установления факта выполнения задач при вооруженных конфликтах, а, следовательно, и зоны вооруженных конфликтов предоставлено только Правительству Российской Федерации.

И Правительство их определило, указав в постановлении Правительства РФ № 896 от 26.12.2011г., что выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г. относится к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ от 15 февраля 1995 г. №139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.» (утратившим силу в соответствии с Указом Президента РФ от 09.07.1997 N 710) на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующий в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики распространено действие Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».

В соответствии с пунктом 8 Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 343 «Вопросы Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.10.1996 N 1276) отнесено в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» выполнение на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.», к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Позже это же положение было отражено в пункте 5 Постановления Правительства РФ от 28.10.1996 N 1276 (ред. от 26.12.2001) «О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 «Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия». А п. 5 указанного постановления в редакции от 28.10.1996г., на которую ссылается истец, и которым выполнение на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 "Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия", отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах, утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 896 от 26.12.2001г. и в настоящее время применяться не может.

Указанным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 г. № 896 фактически было разъяснено, что именно выполнение задач на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г., а не в иной период времени, отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. При этом ни Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139, ни Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 343 не содержат в себе сведений о том, что в 1995 г. территория Республики Северная Осетия являлась зоной вооруженного конфликта, также в указанных нормативно-правовых актах отсутствуют сведения о том, что выполнение задач на территории Республики Северная Осетия именно в 1995 г., приравнено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Довод истца о том, что Постановление Правительства РФ 26.12.2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» противоречит действующему законодательству, в именно статье 4 Гражданского кодекса РФ, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о соответствии действующему законодательству Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 г. № 896 не входит в компетенцию рассмотрения районного суда общей юрисдикции, а может быть рассмотрен только Верховным Судом Российской Федерации.

Таким образом, проанализировав все вышеизложенное, суд полагает, что истец выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия в населенных пунктах Куртат и Дачное Пригородного района.

Однако выполнение им задач по защите конституционных прав в условиях ЧП, само по себе не может свидетельствовать о том, что он проходил службу в условиях вооруженного конфликта, поскольку как указывалось выше зоны вооруженного конфликта определяются Правительством РФ и оно их определило, в частности на территории Республики Северная Осетия в октябре-ноябре 1992г.

Доказательств того, что в период прохождения службы в условиях чрезвычайного положения принимал участие в боевых действий, таких как приказы командира и т.д., истцом, также, вопреки ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

На основании изложенного, суд полагает, что требования истца о признании прохождения военной службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Северная Осетия в условиях вооруженного конфликта, не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что указанное требование истца не удовлетворено, законных оснований для возложения обязанности на ответчика по выдаче удостоверения ветерана боевых действий как гражданину, проходившему военную службу по призыву в условиях вооруженного конфликта, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении иска Алхимову А.В. к УМВД России по Пензенской области о признании прохождения службы в условиях вооруженного конфликта, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Г.К. Иртуганова

Копия верна.

Судья:

Секретарь: