Дело №2-1889/2012,Решение



Дело №2-1889/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2012 года

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Захарова В.В.,

при секретаре Шмегеровской Н.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина А.В. к УМВД России по Пензенской области о признании неправомерным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании принимавшим участие в проведении контртеррористической операции, возложении обязанности выдать удостоверение,

У С Т А Н О В И Л :

Фомин А.В. обратился в суд с названным иском, указав, что он проходил службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Приказом начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ был командирован бойцом сводного отряда в <адрес> для поддержания правопорядка. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фомин А.В. входил в состав сводного отряда <данные изъяты> и принимал участие в мероприятиях по выполнению служебно-боевых задач в ходе контртеррористических операций на территории <данные изъяты> по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, а также по охране особо важных объектов. За время нахождения в служебной командировке истец неоднократно поощрялся приказами командира <данные изъяты>, командованием <данные изъяты>. Кроме того, Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец был награжден нагрудным знаком МВД России «Участник боевых действий». ДД.ММ.ГГГГ Фомин А.В. обратился в Управление кадров УМВД России по Пензенской области с рапортом о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий». Однако в удовлетворении названного рапорта было отказано. Основанием для отказа послужило то, что истец не участвовал в каких-либо специальных мероприятиях. Считал отказ УМВД России по Пензенской области в выдаче названного выше удостоверения необоснованным, поскольку за время служебной командировки истец в составе сводного отряда <данные изъяты> обеспечивал охрану важных стратегических объектов, в том числе <данные изъяты>, а также безопасность пассажиров аэропорта. В условиях боевых действий, шедших на территории <адрес> в то время, работа Фомина А.В., обусловленная направлением в командировку, была сопряжена с ежедневным риском для жизни.

На основании вышеизложенного, просил суд признать неправомерными действия должностных лиц УМВД России по Пензенской области, выразившиеся в отказе в выдаче истцу удостоверения «Ветеран боевых действий»; признать Фомина А.В. принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать УМВД России по Пензенской области выдать истцу удостоверение «Ветеран боевых действий».

Ответчик Фомин А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика УМВД России по Пензенской области Истомин М.А., действующий на основании доверенности (л.д. 30), в судебном заседании с требованиями истца не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать. В обоснование сослался на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. 49-50).

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Фомин А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , во исполнение распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ МВД РФ и ГУВДТ от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Фомин А.В., <данные изъяты> был командирован для выполнения служебно-боевых задач в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Из имеющейся в материалах дела справки командира <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45) следует, что <данные изъяты> Фомин А.В., <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

В соответствии с указанным Перечнем выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года дает право гражданину на получение удостоверения ветерана боевых действий.

Из положения пункта 3 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» следует, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца производится лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации Приказом МВД России от 07.05.2004 №282 утверждена Инструкция о порядке выдаче удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 3.3 названной Инструкции установлено, что к подтверждающим документам для получения удостоверения относятся для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. №65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Последним Постановлением №65 от 09.02.2004 предусмотрено (п.1.1), что состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, определяется руководителем Федерального оперативного штаба по представлению руководителя оперативного штаба в Республики Дагестан.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 24.02.2009 №КАС09-2, сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона в период начиная с 1 августа 1999 года в составе Объединенной группировки войск, направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без участия указанного лица в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Указанная позиция Верховного Суда Российской Федерации основана и на подпункте «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 №65, в соответствии с которым периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

Из материалов дела следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории <данные изъяты>, при этом доказательств того, что в указанный период времени он принимал участие в боевых действиях, им вопреки ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. Не получено данных сведений и на запрос суда по материалам личного дела истца, находящегося в <адрес>.

В соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и Инструкцией о порядке определения времени непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказкого региона Российской Федерации командиры, начальники воинских частей, органов и подразделений, участвующих в проведении контртеррористической операции, не позднее дня, следующего за днем завершения операции, представляют в Региональный оперативный штаб донесение о фактическом количестве и персональном составе военнослужащих (сотрудников), непосредственно привлекавшихся к участию в этой операции, по периодам её проведения с приложением выписок из приказов по личному составу, подтверждающих такое участие.

На основании поступивших выписок из перечней, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба, командиры (начальники) воинских частей, органов и подразделений издают приказы о периодах непосредственного участия каждого военнослужащего (сотрудника) в проведении контртеррористической операции с указанием воинского (специального) звания, фамилии, имени, отчества военнослужащего (сотрудника), личного номера, условного наименования воинской части, органа и подразделения, в составе которых военнослужащий (сотрудник) принимал участие в контртеррористических операциях, дат или периодов его участия в этих операциях.

Из представленных истцом документов не следует, что он фактически принимал участие в боевых действиях. Никаких дополнительных сведений он суду не предоставил, об истребовании каких-либо доказательств не ходатайствовал.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что истец принимал участие в боевых действиях, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Ссылки истца на полученный нагрудный знак «Участнику боевых действий» судом не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие этого знака само по себе не означает наличия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Таким образом, требования истца о признании неправомерными действий УМВД России по Пензенской области, выразившихся в отказе выдачи удостоверения ветерана боевых действий, и о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, не подлежат удовлетворению.

Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению и по еще одному самостоятельному основанию.

В соответствии с п.п. 2.5 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД РФ (утв. Приказом МВД РФ от 07.05.2004 №282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России») удостоверения оформляются и выдаются гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России без права на пенсию, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по их месту жительства по соответствующим запросам этих кадровых подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и воинских формирований внутренних войск МВД России.

Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: <адрес>.

Как следует из полученных на запросы суда ответов, по данным отделов пенсионного обслуживания УМВД России по <адрес> и УМВД России по Пензенской области, Фомин А.В. получателем пенсии по линии МВД РФ не значится в обоих субъектах РФ.

На основании изложенного, УМВД России по Пензенской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, поскольку неправомочно осуществлять истцу выдачу вышеуказанного удостоверения.

На основании ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Поскольку Фомин А.В. в своем письменном заявлении отказался произвести замену ненадлежащего ответчика УМВД России по Пензенской области на УМВД России по <адрес>, его требования не подлежат удовлетворению и по данному основанию.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Фомину А.В. к УМВД России по Пензенской области о признании неправомерным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании принимавшим участие в проведении контртеррористической операции, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение одного месяца.

Судья В.В. Захаров