Решение о признании отказа в постановке на учет недействительным



                                                                                                    Дело № 2-1777/10

 

Р Е Ш Е Н И Е

< Российской Именем> 

19 августа 2010 года                                                                 г. Железнодорожный

  Железнодорожный городской суд Московской области в составе судьи Цуркан Л.С., при секретаре Прудниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васеновича Кирилла Филипповича к Администрации городского округа Железнодорожный о признании недействительным отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

 Васенович К.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Железнодорожный Московской области о признании недействительным отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий и об обязании поставить на учет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, указав, что 28.04.10 г. он подал ответчику заявление о постановке на учет у качестве нуждающегося в жилищном помещении, в заявлению был приложен ряд документов. Иных помещений для проживания ни у кого из членов его семьи не имеется. 18.05.10 г. на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам ответчик отказал ему в постанове на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Он считает отказ ответчика необоснованным и носит чисто формальный характер, не учитывая всех нюансов его ситуации. Просил суд признать отказ ответчика в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец Васенович К.Ф. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался.

  В судебном заседании представитель истца Васеновича К.Ф. - Михольская В.В. исковое заявление поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в нем, просила удовлетворить, а также указала, что при составлении акта обследования жилищно-бытовых условий комиссия не выходила по месту жительства её доверителя, а данное жилое помещение, общей площадью 17 кв. м., а он (истец Васенович К.Ф.) является инвалидом-колясочником, в такой квартире ему тяжело передвигаться.

  В судебном заседании ответчик - представитель Администрации городского округа Железнодорожный Московской области - Михайлова М.А. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, площадь, имеющаяся у истца Васеновича К.Ф., соответствует учетной норме площади жилого помещения, равной 9 кв. м., установленной органом местного самоуправления на территорииг. Железнодорожный Московской области, кроме того, жилое помещение, в котором проживает истец Васенович К.Ф., не признано непригодным для проживания, также гражданин должен быть признан малоимущим и проживать на территории Московской области не менее 5 лет, а, если жилое помещение не было признано непригодным для проживания, то гражданин не может быть признан нуждающимся, а будет признан нуждающимся, будет поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

  Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся… установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Судом установлено, что истец Васенович К.Ф. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу:<...>,<...>,<...>,<...>,<...>, с 07.12.2006 г., также в данном жилом помещении зарегистрированы: Васенович Н.Д., Васенович К.С. и Васенович Т.И. л.д. 17).

22.12.2004 г. истцу Васеновичу К.Ф. была установлена I гр. инвалидности л.д. 11).

28.04.2010 г. истец Васенович К.Ф. обратился в Администрацию городского округа Железнодорожный Московской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, к которому были приложены следующие документы: акт проверки жилищных условий; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; копия договора социального найма; технический паспорт на жилое помещение; копии документов, подтверждающих родственные отношения; копии паспортов всех членов семьи; документы, подтверждающие право на дополнительную площадь; копии удостоверений; копия военного билета; копия справки с указанием диагноза; копия доверенности; копия справок об инвалидности л.д. 6).

Постановлением  Главы городского округа Железнодорожный Московской области от 28.05.2010 г. № 2044 был утвержден протокол  заседания общественной комиссии по жилищным вопросам № 6 от 18.05.2010 г., которым Васеновичу К.Ф. было отказано в постановке на чет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», т. к. нет 5 лет постоянного проживания в Московской области, а также в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т. к. имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы л.д. 7 - 8).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если…представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из вышеприведенных норм следует, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 ЖК РФ категории  граждан, к которым относятся малоимущие, иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

В связи с чем, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории  граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Данном Федеральным законом необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

При этом остальные условия постановки на учет нуждающихся к указанной категории граждан должны применяться.

Из представленных документов для решения вопроса о постановке Васеновича К.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий следует, что общая площадь жилого помещения - двухкомнатной квартире, в которой зарегистрирован и проживает Васенович К.Ф., составляет, что 52,10 кв.м. Кроме Васеновича К.Ф. в квартире зарегистрированы и проживают члены семьи: Васенович Н.К. дочь, Васенович К.С., <Дата обезличена> года рождения, - внук, Васенович Т.И. - жена. Указанное жилое помещение является пригодным для проживания, данные обстоятельства никто не оспаривает.

Решением Совета Депутатов Муниципального образования «Город Железнодорожный» Московской области «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях гарантия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения» от 16.02.2005 года № 09/57 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Таким образом, на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится 13,02 кв.м. общей жилой площади жилого помещения, что превышает учетную норму.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 года № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995  года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Данным указом предложено Правительству  РФ в 2-х месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п. 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.  Однако, в настоящее время данный нормативно-правовой акт не принят, кроме того, в данном случае речь идет  о норме предоставления жилой площади.

Что касается доводов представителя истца о том, что в силу имеющихся у истца заболеваний он имеет право на получение дополнительной жилой площади, то суд находит их несостоятельными, поскольку такое право учитывается при предоставлении жилой площади, а не при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, судом исследовались  принятые Советом Депутатов Городского округа Железнодорожный решение от 17.12.2008 года № 22/54 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 01.01.2005 года, постоянно проживающих на территории г. Железнодорожный и решение от 16.12.2009 года № 13/68 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Московской области от 17.12.2008 года № 22/54 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 01.01.2005 года, из которых следует, что никаких иных локальных норм, улучающих положение указанных категорий граждан в области обеспечения их жильем, по сравнению с действующим жилищным законодательством, принято не было.        

 В соответствии со ст. 2 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ от 12.12.2005 г. «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством РФ имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее 5 лет.

     Между тем, судом установлено, что истец Васенович К.Ф. был зарегистрирован в жилое помещение, в котором и проживает по настоящий момент, только 07.12.2006 г. после приезда для постоянного проживания в г. Железнодорожный Московской области, ранее же он проживал в Волгоградской области, что составляет менее 5 лет.

      При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований Васеновича Кирилла Филипповича к Администрации городского округа Железнодорожный о признании недействительным отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней через Железнодорожный городской суд Московской области со дня принятия его судом в окончательной форме.

 Федеральный судья:                                                                         Цуркан Л.С.

Решение в окончательной форме изготовлено <Дата обезличена> года.