Дело № 2-1512/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года г. Железнодорожный
Железнодорожный городской суд Московской области в составе судьи Цуркан Л.С., при секретаре Прудниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ручкина Федора Васильевича к Федеральной службе исполнения наказаний России о выдаче разрешения на приватизацию служебной квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
Ручкин ФВ. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о выдаче разрешения на приватизацию служебной квартиры, указав, что в июне 2005 года он был принят на службу в Федеральную службу исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации на должность начальника отдела ФСИН России. Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность начальника управления ФСИН России.
Решением жилищной комиссии ФСИН России 24.11.2005 года ему была предоставлена квартира для проживания с семьей по адресу <адрес>. Договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. В декабре 2010 года после смены руководителя ФСИН России были проведены оргштатные изменения и ему было выдано уведомление об увольнении со службы. Он обратился к директору ФСИН России Реймеру А.А. с рапортом о приватизации квартиры, в которой он проживает с семьей на основании того, что в связи с увольнением из органов УИС с правом на пенсии по п. «е» ч. 1 ст. 58 (по сокращению штатов) «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел РФ», утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 (ред. от 25.12.2008 года), у него как сотрудника, уволенного из органов внутренних дел, имеющего выслугу 20 и более лет сохраняется право на безвозмездное закрепление жилого помещения, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В своем ответе ФСИН России, признавая его право на безвозмездное закрепление жилого помещения, отказала ему, ссылаясь на то, что указный порядок Правительством РФ до настоящего времени не определен.
Считает, что порядок предоставления жилого помещения определяется ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 с изм. от 11.06.2008 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой собственники жилищного фонда вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, что позволяет ему приватизировать служебную квартиру по адресу: <адрес>.
Вторую указанную причину для отказа в предоставлении ему жилья, а именно, что он не является очередником организации, считает также не имеющей правового основания. Он прибыл в Москву из <адрес>, жилых помещений в собственности не имел, при приеме на службу директором ФСИН России был подписан контракт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется пункт о предоставлении ему квартиры. Жилищная комиссия ФСИН России признала его нуждающимся в предоставлении жилья, поэтому ему и была выделена квартира. Но на очередь он не был поставлен, так как поступил на службу в июне 2005 года, а Жилищный кодекс РФ от 28.12.2004 года, который упразднил данную очередь, вступил в действие с 01.03.2005 года.
Он, генерал-майор внутренней службы. Выслуга лет в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении для назначения пенсии составляет 23 года 10 месяцев. На протяжении службы в УИС РФ замечаний не было, неоднократно награждался ведомственными наградами, имел поощрения от директора ФСИН России и министра юстиции Российской Федерации.
На территории Российской Федерации жилья не имеет. За время службы приобрел ряд заболеваний, решением Центральной военно-врачебной комиссии ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ признан ограниченно годным к военной службе. Имеет на иждивении дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения, студентку 1 курса Московского государственного лингвистического университета.
Просил обязать ответчика выдать ему разрешение на приватизацию служебной квартиры, в которой он проживает с ноября 2005 года по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец - Ручкин Ф.В. и его представитель исковые требования поддержали, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, кроме того, дополнили, что ответчиком спорное жилое помещение в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду не отнесено. Поскольку служебным указанное жилое помещение не являлось, то оно было предоставлено истцу на условиях социального найма, кроме того, истец добросовестно исполнял обязанности нанимателя.
В судебном заседании представители ответчика - Федеральной службы исполнения наказаний России возражали против исковых требований, при этом пояснили, что истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФСИН России не состоит. Жилищной комиссией ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении сотруднику ФСИН России Ручкину Ф.В. на семью из четырех человек (он, жена и двое совершеннолетних детей) по договору найма служебного жилого помещения - трехкомнатной квартиры, общей площадью 74,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение на праве оперативного управления закреплено за ФСИН России. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 уволен из УИС по п. «з» ст. 58 положения о службе в органах внутренних дел РФ. Согласно п. 2 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ФСИН России и Ручкиным Ф.В., жилое помещение предоставляется нанимателю в связи с прохождением службы. Право принимать решение о приватизации жилого помещения закреплено за наймодателем. Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма служебных жилых помещений.
Согласно ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе, переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством РФ. Считают, что слова «сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений», примененные законодателем в ст. 64 Положения предполагают наличие такого право, полученного ранее. Истец обратился с рапортом о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 22.06.2005 года. Учитывая, что действующим законодательством постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы не предусмотрена, Ручкин Ф.В. не был поставлен на такой учет в ФСИН России.
Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом установлено, что в 2005 году Ручкин Ф.В. был принят на службу в Федеральную службу исполнения наказаний Министерства юстиции РФ на должность начальника отдела ФСИН России, что подтверждается Контрактом от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 120-121.
Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Ручкин был назначен на должность управления ФСИН России (л.д.10).
Жилищной комиссией ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) было принято решение о предоставлении сотруднику ФСИН России Ручкину Ф.В. на семью из четырех человек (он, жена, дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) по договору найма служебного жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 104-107).
Из Свидетельства о государственной регистрации права от 12.10.2006 года следует, что данное жилое помещение находится в оперативном управлении ФСИН (л.д. 108).
ДД.ММ.ГГГГ между ФСИН (наймодателем) и Ручкиным Ф.В. (нанимателем) был заключен Договор найма служебного жилого помещения № (л.д. 110-114), в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование указанное выше жилое помещение для временного проживания в нем.
Согласно п. 2 настоящего Договора жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы.
Пунктом 12 части 7 настоящего Договора предусмотрено, что наниматель обязан при расторжении или прекращении настоящего Договора освободить жилое помещение…
Пунктом 18 Договора установлено, что Договор прекращается наряду с другими основаниями в связи с окончанием срока службы.
Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 уволен из УИС по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (л.д. 109).
Судом также установлено, что в июне 2010 года жилищной комиссией ФСИН России было рассмотрено обращение истца от 16.03.2010 года с просьбой разрешить ему приватизировать занимаемое служебное жилое помещение. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении просьбы истцу было отказано.
В соответствии с ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма служебных жилых помещений по договорам найма служебных жилых помещений.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Между тем, в соответствии с данной статьей собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы (ФСИН России), который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314 предусмотрено, что ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» на сотрудников органов внутренних дел, перешедших на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года.
В соответствии со ст. 54 настоящего Положения сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от из размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством РФ.
Статьей 64 Положения предусмотрено, что сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по определенным основаниям и имеющими определенную выслугу, такое же право на безвозмездное закрепление жилых помещений, какое предоставлено действующим сотрудникам статьей 54 Положения.
В судебном заседании установлено, что Ручкин Ф.В. обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 22.06.2005 года, однако, в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ему было отказано.
Суд не может согласиться с доводами истца с ссылкой на п. 6 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе России от 21.06.2005 года, поскольку указанный пункт закрепляет предоставление сотруднику жилой площади в порядке общей очереди в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.
Суд находит несостоятельными доводы стороны истца о том, что спорному жилому помещению не был присвоен статус служебного жилого помещения при предоставлении его истцу, в связи с чем, ему было предоставлено жилое помещение по договору социального найма, поскольку Ручкину Ф.В. было известно о заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения, данный договор подписан им, однако, Ручкиным предоставление данного жилого помещения в таком порядке Ручкиным оспорено не было.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами истца о том, что статус служебного жилого помещения был присвоен ненадлежащим образом, не были предоставлены сведения для регистрации данного помещения в качестве служебного в органах службы государственной регистрации по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение отнесено к служебным на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. Не предоставление данной информации в органы службы государственной регистрации не влечет за собой изменение присвоенного жилому помещения статуса «служебного».
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение было представлено истцу и членам его семьи как служебное жилое помещение. На сегодняшний день статус данного помещения не изменился, более того, статус служебного жилого помещения закреплен распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, что является правом лица, распоряжающимся данным жилым помещением. В связи с чем, приватизации квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ручкина Федора Васильевича к Федеральной службе исполнения наказаний России о выдаче разрешения на приватизацию служебной квартиры - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней через Железнодорожный городской суд Московской области со дня принятия его судом в окончательной форме.
Федеральный судья: Цуркан Л.С.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.