Дело № 2–226/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011 года г. Железнодорожный
Железнодорожный городской суд Московской области в составе судьи Ермолиной М.Н., при секретаре Быковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Измайловой О.Е. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 7 по Москве и Московской области о восстановлении нарушенного права, компенсации материального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Измайлова О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 7 по Москве и Московской области о восстановлении нарушенного права, компенсации материального вреда, указав, что ответчик при назначении ей трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. и ее валоризации с ДД.ММ.ГГГГ, незаконно лишил ее приобретенного в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. права на получение пенсии за стаж обучения в институте, исключив этот период из общего стажа, дающего право на пенсию, зафиксированного в ее трудовой книжке. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее общий (трудовой и приравненный к нему) стаж на пенсию, исчисленный и зафиксированный по Законам, действующим во время его приобретения, округленно до полного года, равен <данные изъяты>. Ответчик, нарушив п. 9 ст.30 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ О трудовых пенсиях, исключил их него стаж обучения в институте (округленно <данные изъяты> лет) приобретенный по Закону о пенсиях от ДД.ММ.ГГГГ. (ст.ст. 39, 236, 241-243 КЗоТ РСФСР), лишил ее части пенсии. Ее попытки разрешить конфликт в досудебном порядке результата не дал. Нарушение ее прав и недоплата пенсии продолжается, исполнение государством социальных обязательств срывается.
Просит суд обязать ответчика устранить нарушения законности допущенные при назначении и валоризации пенсии, и произвести перерасчет. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине ответчика, выплатить посредством индексации. За причиненный моральный вред в течение <данные изъяты> лет выплатить ей компенсацию в размере месячной пенсии.
Определением Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Измайловой О.Е. было оставлено без движения. Истцу было предложено уточнить исковые требования.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение определения Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Измайлова О.Е. представила заявление, указав, что ответчик, при назначении ей трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и ее валоризации с ДД.ММ.ГГГГ незаконно лишил ее приобретенного в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. права на получение пенсии за стаж обучения в институте, исключив этот период из общего стажа, дающего право на пенсию, зафиксированного в ее трудовой книжке. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее общий (трудовой и приравненный к нему) стаж на пенсию, исчисленный и зафиксированный по Законам, действовавшим во время его приобретения (округленно до полного года) – равен <данные изъяты>. Ответчик, нарушив п. 9 ст. 30 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ О трудовых пенсиях, исключил из него стаж обучения в институте (округленно 6 лет), приобретенный по Закону о пенсиях от ДД.ММ.ГГГГ., лишил ее части пенсии, причинил материальный и моральный вред Согласно п. 9 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ применяемся порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсия и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Несоблюдение закона привело к фальсификации стажа и пенсии. Ее попытки разрешить конфликт мирно, в досудебном порядке, результата не дали. Нарушение ее прав и недоплата пенсии продолжается, исполнение государственном социальных обязательств срывается.
Просит суд обязать ответчика устранить нарушения законности допущенные при назначении и валоризации пенсии, восстановить ее право на получение в зависимости от приобретенного стажа в размере ДД.ММ.ГГГГ год, в том числе в советский период – ДД.ММ.ГГГГ лет. Произвести перерасчет выплаченных пенсий за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Суммы пенсий, недополученные своевременно по вине ответчика, выплатить посредством индексации (в течение <данные изъяты> после принятия судебного решения). За причиненный моральный вред в течение <данные изъяты> лет выплатить ей компенсацию в размере месячной пенсии.
В судебном заседании Измайлова О.Е. иск поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Пояснил, что расчет пенсии истца производится в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона, право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Измайловой О.Е. была назначена пенсия по старости в соответствии со ст. ст. 7, 14 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Страховой стаж истицы на момент назначения пенсии составил <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, трудовой стаж – <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. При этом пенсия истице назначена без учета периода обучения ВУЗе – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ст. 11 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; 8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Из трудовой книжки Измайловой О.Е.следует, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение <данные изъяты>.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке. При этом определении трудового стажа в целях оценки пенсионных прав периоды учебы не учитываются.
Такая же позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» норма в той части, в какой она во взаимности с п. 2 ст. 31 данного ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2001 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включающиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Измайловой О.Е. была назначена пенсия в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Согласно Закону, при определении размера пенсии применяется порядок исчисления трудового стажа и заработка, который действовал до вступления в силу этого закона (п. 9 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»).
При осуществлении конвертации пенсионных прав в рамках действующего пенсионного законодательства не исключается возможность оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 года, включая порядок исчисления и подтверждения трудового стажа.
Из материалов дела следует, что с учетом валоризации, произведенной в связи с вступлением в действие Федерального закона от 24.07.2009 года N 213-ФЗ, размер пенсии истицы на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2010 года № 167 произведена индексация трудовой пенсии. Размер пенсии истицы при этом составил <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации размер пенсии Измайловой О.Е. с учетом индексации составил <данные изъяты> руб.
При осуществлении конвертации пенсионных прав в рамках действующего пенсионного законодательства не исключается возможность оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 01.01.2002 года исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 года, включая порядок исчисления и подтверждения трудового стажа. Это означает возможность включения в общий трудовой стаж наравне с работой периодов подготовки к профессиональной деятельности (учебы), а также исчисление размера пенсии с применением указанного Закона.
Однако в судебном заседании ответчиком представлен расчет размера трудовой пении истца по нормам Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1, из которого следует, что размер пенсии истца на день назначения ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., что ниже той суммы, которую ответчик начислил истице. Таким образом, расчет пенсии, исчисленной по нормам Закона РФ № 340-1, с учетом периода обучения в ВУЗе, истице не выгоден.
Таким образом, начисление и выплата истице пенсии производится в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному варианту.
Так как в страховой стаж истицы не подлежат включению период ее обучения, то требование о перерасчете размера пенсии и ее индексации удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Принимая во внимание то обстоятельство, что доказательств, подтверждающих причинение истцу со стороны ответчика морального вреда, Измайловой О.Е. суду не представлено, а также учитывая, что действия ответчика по начислению истцу пенсии являются правомерными и не нарушают права и законные интересы истца, в удовлетворении требований Измайловой О.Е. о взыскании в ее пользу морального вреда также должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Измайловой О.Е. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 7 по Москве и Московской области о восстановлении нарушенного права, компенсации материального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней через Железнодорожный городской суд Московской области.
Федеральный судья: М.Н. Ермолина
Изготовлено 07 февраля 2011 года