Дело № 2-2114/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июля 2012 года г. Железнодорожный Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Двуреченских С.Д., при секретаре Ковалеве М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прохорова М.Д о признании несоблюдения на территории избирательного участка № 529 порядка проведения предвыборной агитации, признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 529 г.о. Железнодорожный Московской области, внесении изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу, УСТАНОВИЛ: Представитель Прохорова М.Д. по доверенности Исаева М.А. обратилась в суд с заявлением о признании несоблюдения на территории избирательного участка № 529 порядка проведения предвыборной агитации, признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 529 г.о. Железнодорожный Московской области, внесении изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу указав, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе дня голосования на выборах Президента РФ на избирательном участке № 529, находящемся на территории школы № по адресу: <адрес> были допущены нарушения законодательства о выборах, а именно нарушения при определении итогов голосования. Так председатель УИК Баринова И.А., ссылаясь на некий «запрет» разглашения персональных данных избирателей» предъявила наблюдателю Ларину Д.Ю. для ознакомления до начала голосования на участке лишь несколько страниц из одной книги, содержащей список избирателей. В ознакомлении с остальным списком Ларину Д.Ю. было отказано. Аналогичное нарушение было допущено в ходе работы со списком избирателей в рамках подведения итогов голосования. В частности наблюдателю Ларину Д.Ю. не были предъявлены для ознакомления суммарные данные по каждой странице списка избирателей и суммарные данные по всему списку. Воспрепятствование работе наблюдателей само по себе не привело к искажению волеизъявления избирателей на тот момент. Однако уже на этой стадии допущенные УИК нарушения могли быть направлены на затруднение наблюдения за правильностью подсчета голосов, усложнение фиксации истинных итогов голосования и создание предпосылок для неверного оформления итогов голосования, приведших к несоответствию данных, полученных при подсчете голосов, данным опубликованным в ГАС «Выборы». Кроме того, по свидетельству наблюдателя Ларина Д.Ю. на входе в среднюю школу №, на территории которой размещался избирательный участок № 529, висел портрет, изображающий в том числе кандидата в Президенты РФ Путина В.В. Кроме того, данные об итогах голосования в заверенной копии протокола по участку №529, выданной наблюдателю Ларину Д.Ю. не соответствуют данным введенным в систему ГАС «Выборы». Так при сравнении данных были выявлены несоответствия в стр. <данные изъяты> число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования <данные изъяты> (данные при подсчете голосов) и <данные изъяты> (данные внесенные в ГАС «Выборы»); стр. <данные изъяты> Жириновский В.В. <данные изъяты> (данные при подсчете голосов) и <данные изъяты> (данные внесенные в ГАС «Выборы»); в стр. <данные изъяты> Миронов С.М. <данные изъяты> (данные при подсчете голосов) и <данные изъяты> (данные внесенные в ГАС «Выборы»); в стр. <данные изъяты> Путин В.В. <данные изъяты> (данные при подсчете голосов) и <данные изъяты> (данные внесенные в ГАС «Выборы»). Указанные нарушения процедуры голосования не позволяют установить действительную волю избирателей, в частности, незаконная агитация, не позволяет установить действительную волю избирателей на данном участке, что является основанием для признания итогов голосования недействительными. Признание итогов голосования на участке № 529 недействительными влечет необходимость внесения изменений в протокол и сводную таблицу ТИК г. Железнодорожного в части касающейся указания числа избирательных участков, итоги голосования на которых были признаны недействительными; общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на данных избирательных участках на момент окончания голосования; а также данных об итогах голосования, указываемых в протоколе ТИК и определяемых путем суммирования данных, содержащихся в протоколах УИК; данных протоколов избирательных комиссий, указываемых в сводной таблице. Просит признать действия (бездействия) УИК № 529 несоблюдение порядка проведения предвыборной агитации и признать недействительными итоги голосования по избирательному участку № 529 г.о. Железнодорожный Московской области, внести изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу с учетом признания недействительными итогов голосования по избирательному участку № 529. Прохоров М.Д. в судебное заседание не явился, извещался. Представитель Прохорова М.Д. по доверенности Исаева М.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, доводы изложенные в заявлении подтвердила. Представитель Территориальной избирательной комиссией г.о. Железнодорожный Пантелеева И.О. в судебном заседании нашла доводы заявителя необоснованными и показала, что в своем заявлении Прохоров М.Д. указывает, что в результате допущенных нарушений при установлении итогов голосования по участку № 529 было незаконно увеличено количество голосов, поданных за кандидата в Президенты РФ Путина В.В., уменьшено количество голосов, поданных за кандидатов в Президенты РФ Жириновского В.В., Миронова С.М., что привело к уменьшению процентного соотношения голосов, поданных за него. При этом заявитель оспаривает пассивное избирательное право кандидатов Жириновского В.В., Миронова С.М., Путина В.В. Кандидаты и их доверенные лица, могут обращаться в суд за защитой своих прав, если считают их нарушенными и Прохоров М.Д. вправе выступать от своего имени только в защиту своих прав и интересов, и не наделен правами по обращению в защиту прав и законных интересов других участников избирательного процесса. В день голосования перед началом голосования председатель комиссии предъявил к осмотру членам участковой комиссии, присутствовавшим избирателям, наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса, пустые ящики для голосования, после чего была произведена их опломбировка, а также было предложено ознакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, подсчитывали и погашали, неиспользованные бюллетени, затем оглашали и вносили число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, при проведении голосования, в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму, находящуюся в помещении для голосования. Далее председателем оглашено и внесено в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число бюллетеней, полученных участковой комиссией. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, члены участковой комиссии с правом решающего голоса внесли в каждую страницу списка избирателей, суммарные данные по этой странице. После внесения суммарных данных каждая страница списка избирателей была подписана внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммировал, оглашал и сообщал председателю и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, были оглашены и внесены председателем участковой комиссии в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает эти данные своей подписью и заверены печатью участковой комиссии. Оглашенные данные также были внесены в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенную форму. После этого со списком избирателей ознакомились наблюдатели и иные лица, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса имели право убедиться в правильности произведенного подсчета. Дальнейшая работа со списком избирателей не проводилась до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Заявитель не отрицает факта ознакомления наблюдателем Лариным Д.Ю. списков избирателей и иных представляемых документов. Заявитель указывает, что допущенные нарушения могли бытьнаправлены на затруднение наблюдения за правильностью подсчета голосов, усложнение фиксации истинных итогов голосования и создание предпосылок для неверного оформления итогов голосования, а воспрепятствование работе наблюдателя не привело к искажению волеизъявления избирателей. Таким образом, заявитель противоречит сам себе, а его доводы являются необоснованными и несостоятельными. Доводы заявителя о том, что по свидетельству наблюдателя Ларина Д.Ю. на входе в среднюю школу №, на территории которой размещался избирательный участок № 529, висел портрет, изображающий, в том числе кандидата в Президенты РФ Путина В.В. не могут служить доказательством, так как в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, в участковую избирательную комиссию № наблюдатель Ларин Д.Ю. с жалобой (заявлением) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, не обращался. В помещении для голосования и непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия № 529 оборудовала информационные стенды, на которых разместила информацию обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень в объеме, установленном комиссией, организующей выборы. Размещаемые на информационном стенде материалы не содержали признаков предвыборной агитации. Также на этих информационных стендах были размещены образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не содержали фамилий кандидатов. Копия протокола, представленная заявителем, не может служить доказательством, так как данный протокол не является протоколом, соответствующим форме утвержденной Постановлением ЦИК РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно копия протокола представленная заявителем не имеет подстрочных надписей. Просила заявление Прохорова М.Д. оставить без удовлетворения. Представитель Избирательной комиссии Московской области Вильданов И.Р. в судебном заседании доводы представителя ТИК г.о. Железнодорожный поддержал, просил в удовлетворении заявления отказать. ЦИК РФ своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена. Заявленный Прохоровым М.Д. в качестве свидетеля Ларин Д.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав представителя Прохорова М.Д., представителей ТИК по г.о. Железнодорожный, ИК Московской области, свидетеля, выслушав заключения представителя администрации г.о. Железнодорожный и прокурора, полагавших необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд оснований для удовлетворения заявление Прохорова М.Д. не находит. В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей. В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее <данные изъяты> метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах. В соответствии ст. 67 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, референдума, дату голосования; в) слово "Протокол"; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; д) строки протокола в определенной последовательности. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом. В соответствии ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": П. 26. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. П. 28. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. П. 29. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. П. 34. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) ГАС "Выборы" П. 36. При проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в муниципальном районе и городском округе данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ № «О формах протоколов и сводных таблиц участковой, территориальной избирательных комиссий, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования при проведении выборов Президента Российской Федерации" в соответствии с подпунктом 15 статьи 19 и статьями 72 - 75 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" утверждена форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, составляемого избирательными комиссиями при проведении выборов Президента Российской Федерации. Согласно ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": Ч. 1 п. 1.1. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Ч. 3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Ч. 6. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными. Вышеуказанные нормы полностью согласуются с Федеральным законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Также согласно ст. 22 данного закона: участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; Судом установлено, что зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ Прохоров М.Д. направил наблюдателем в УИК № г. Железнодорожного Московской области Ларина Д.Ю., где последний исполнял возложенные на него обязанности. Жалоб от указанного наблюдателя ни членам УИК № 529, ни членам ТИК г.о. Железнодорожный ни кандидату в Президенты РФ Прохорову М.Д. не поступало, что подтверждено в судебном заседании участниками процесса. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учитывая данную норму закона, суд приходит к выводу, что нарушений процедуры голосования и подведения итогов на выборах Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке № 529 г. Железнодорожного Московской области, в том числе и несоблюдения на территории участка порядка проведения предвыборной агитации не имелось, что подтверждается отсутствием соответствующих жалоб и решений. Доказательств обратного заявитель Прохоров М.Д. суду не представил и не опроверг доводы представителя ТИК г.о. Железнодорожный Московской области. Также судом установлено, что копия протокола УИК № 529 (л.д.№-№) представленная заявителем Прохоровым М.Д. в обоснование своих доводов не соответствует форме протокола, утвержденной Постановлением ЦИК РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а при таких обстоятельствах не может быть признана судом как доказательство нарушений процедуры голосования и основание для признания итогов голосования недействительными, тогда как Территориальной избирательной комиссией г.о. Железнодорожный Московской области в материалы дела представлен второй экземпляр копии протокола УИК № 529, форма которого установлена вышеуказанным Постановлением ЦИК РФ, подписанный членами УИК № 539 ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. При этом данные указанные в протоколе УИК № 539 полностью совпадают с данными содержащимися на сайте Избирательной комиссии Московской области в сети «Интернет». Учитывая изложенное, суд ставит под сомнение соответствие копии протокола, представленной заявителем Прохоровым М.Д. первому экземпляру протокола УИК № 529 об итогах голосования и не может признать данную копию доказательством нарушения процедуры голосования и подведения итогов выборов Президента РФ на избирательной участке № 529 ДД.ММ.ГГГГ, в то время как оснований для сомнения в достоверности копии второго экземпляра протокола УИК № 529, представленного ТИК г. Железнодорожного Московской области суду не представлено. Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая отсутствие достоверных и неопровержимых доказательств обратного, суд приходит к выводу, что нарушений действующего законодательства, регламентирующего выборы Президента Российской Федерации при проведении указных выборов и подведении итогов голосования ДД.ММ.ГГГГ членами участковой избирательной комиссии № 529 городского округа Железнодорожный не имелось и заявление представителя Прохорова М.Д, подлежит отклонению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199, 261 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Прохорова М.Д о признании несоблюдения на территории избирательного участка № 529 порядка проведения предвыборной агитации, признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 529 г.о. Железнодорожный Московской области, внесении изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского областного суда в течение месяца дней через Железнодорожный городской суд Московской области со дня принятия его судом в окончательной форме. Федеральный судья С.Д. Двуреченских Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2012 года.