Решение о защите изберательных прав



Дело № 2-2113/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2012 года       г. Железнодорожный

Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Двуреченских С.Д., при секретаре Ковалеве М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прохорова М.Д о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 539 г.о. Железнодорожный Московской области, внесении изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Прохорова М.Д. по доверенности Исаева М.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 539 г.о. Железнодорожный Московской области, внесении изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу указав, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе дня голосования на выборах Президента РФ на избирательном участке № 539, находящемся по адресу: <адрес> были допущены нарушения законодательства о выборах, а именно нарушения при определении и оформлении итогов голосования. Так в середине дня ДД.ММ.ГГГГ одним из избирателей был осуществлен «вброс» пачки бюллетеней в урну для голосования. Наблюдатель Ильинков В.А. обратился в УИК с заявлением об указанном нарушении и на основании данного заявления был составлен акт, который был подписан председателем и членами УИК. При этом подведение итогов выборов осуществлялось в общем порядке. Кроме того, данные об итогах голосования в заверенной копии протокола по участку №539, выданной наблюдателю Ильинкову В.А. не соответствуют данным введенным в систему ГАС «Выборы». Так при сравнении данных были выявлены несоответствия в стр. <данные изъяты> Жириновский В.В. <данные изъяты> (данные при подсчете голосов) и <данные изъяты> (данные внесенные в ГАС «Выборы»); в стр. <данные изъяты> Миронов С.М. <данные изъяты> (данные при подсчете голосов) и <данные изъяты> (данные внесенные в ГАС «Выборы»); в стр. <данные изъяты> Путин В.В. <данные изъяты> (данные при подсчете голосов) и <данные изъяты> (данные внесенные в ГАС «Выборы»). Указанные нарушения процедуры голосования не позволяют установить действительную волю избирателей, в частности, в связи с невозможностью отграничения действительных бюллетеней от вброшенных, что является основанием для признания итогов голосования недействительными. Признание итогов голосования на участке № 539 недействительными влечет необходимость внесения изменений в протокол и сводную таблицу ТИК г. Железнодорожного в части касающейся указания числа избирательных участков, итоги голосования на которых были признаны недействительными; общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на данных избирательных участках на момент окончания голосования; а также данных об итогах голосования, указываемых в протоколе ТИК и определяемых путем суммирования данных, содержащихся в протоколах УИК; данных протоколов избирательных комиссий, указываемых в сводной таблице. Просит признать недействительными итоги голосования по избирательному участку № 539 г.о. Железнодорожный Московской области, внести изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу с учетом признания недействительными итогов голосования по избирательному участку № 539.

Прохоров М.Д. в судебное заседание не явился, извещался. Представитель Прохорова М.Д. по доверенности Исаева М.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, доводы изложенные в заявлении подтвердила.

Представитель Территориальной избирательной комиссией г.о. Железнодорожный Пантелеев И.О. в судебном заседании нашла доводы заявителя необоснованными и показала, что в своем заявлении Прохоров М.Д. указывает, что в результате допущенных нарушений при установлении итогов голосования по участку № 539 было незаконно увеличено количество голосов, поданных за кандидата в Президенты РФ Путина В.В., уменьшено количество голосов, поданных за кандидатов в Президенты РФ Жириновского В.В., Миронова С.М., что привело к уменьшению процентного соотношения голосов, поданных за него. При этом заявитель оспаривает пассивное избирательное право кандидатов Жириновского В.В., Миронова С.М., Путина В.В. Кандидаты и их доверенные лица, могут обращаться в суд за защитой своих прав, если считают их нарушенными и Прохоров М.Д. вправе выступать от своего имени только в защиту своих прав и интересов, и не наделен правами по обращению в защиту прав и законных интересов других участников избирательного процесса.

В <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 539 поступило заявление от Ильинкова В.А., направленного наблюдателем зарегистрированным кандидатом на должность Президента РФ Прохоровым М.Д. о «вбросе» бюллетеней. Заявление было зарегистрировано в реестре учета поступивших в УИК жалоб (заявлений). Членами УИК № 539 принято решение об оставлении рассмотрения заявления до окончания голосования. Подсчет голосов избирателей производился по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням. Члены участковой комиссии сортировали бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени и оглашая содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, представляя бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. При сортировке бюллетеней комиссия отделяла бюллетени неустановленной формы. В ящике для голосования оказалось <данные изъяты> карикатурных бюллетеней, скаченных из сети Интернет. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитывались. Недействительные бюллетени подсчитывались и суммировались отдельно.

Участковая комиссия после проведения всех необходимых действий и подсчетов провела итоговое заседание, на котором рассмотрела заявление наблюдателя Ильинкова В.А. о нарушении при голосовании, после чего подписала протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдала его надлежаще заверенные копии лицам, имеющим право на получение этих копий.

Таким образом, доводы заявителя о «вбросе» неустановленного количества бюллетеней в ящик для голосования, не позволяющих установить действительную волю избирателей в связи с невозможностью ограничения действительных бюллетеней от вброшенных, являются несостоятельными и необоснованными, так как число избирательных бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках для голосования (<данные изъяты>.) меньше чем число избирательных бюллетеней выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования (<данные изъяты>.).

Копия протокола представленная заявителем не может служить доказательством, так как данный протокол не является протоколом, соответствующим форме утвержденной Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол об итогах голосования должен содержать: номер экземпляра; название выборов, референдума, дату голосования; слово "Протокол"; адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка. Числа, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Заверенные копии первого экземпляра протокола участковой комиссии об итогах голосования, выдаются лицам, имеющим право на получение этих копий, после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Из представленной заявителем копии протокола видно, что протокол подписан ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Согласно второго экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка № 539 переданного на хранение в Территориальную избирательную комиссию города Железнодорожный, протокол подписан ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Просила заявление Прохорова М.Д. оставить без удовлетворения.

Представитель Избирательной комиссии Московской области Вильданов И.Р. в судебном заседании доводы представителя ТИК г.о. Железнодорожный поддержал, просил в удовлетворении заявления отказать.

ЦИК РФ своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

Представитель администрации г.о. Железнодорожный доводы представителя ТИК г.о. Железнодорожный поддержал, просил в удовлетворении заявления отказать.

Допрошенный в качестве свидетеля Ильинков В.А. в судебном заседании показал, что был наблюдателем от Прохорова М.Д. ДД.ММ.ГГГГ. В его обязанности входило помимо прочего, подсчитывать количество избирателей, наблюдать, как в урну опускают бюллетени и вообще смотреть, чтобы не было нарушений. Отчет он должен был представить в штаб кандидата. Приехал на участок в <данные изъяты> и находился там до объявления результатов. В ходе голосования заметил несколько нарушений, в том числе заметил «вброс» бюллетеней. Попросил подойти и посмотреть наблюдателя от кандидата Миронова, он также увидел, но членам УИК подтвердить данный факт отказался. Он составил акт о «вбросе», который принял председатель УИК. При подведении итогов голосования были выявлены недействительные бюллетени, неправильно оформленные, а также не имеющие отношения к выборам. Они не подсчитывались. Копию протокола он получил после окончания процесса. Это было еще ДД.ММ.ГГГГ Копии были розданы всем наблюдателям примерно в одно и то же время.

Выслушав представителя Прохорова М.Д., представителей ТИК по г.о. Железнодорожный, ИК Московской области, свидетеля, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд оснований для удовлетворения заявление Прохорова М.Д. не находит.

В соответствии ст. 67 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;

б) название выборов, референдума, дату голосования;

в) слово "Протокол";

г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

д) строки протокола в определенной последовательности.

Числа, указанные в пункте <данные изъяты> настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.

В соответствии ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

П. 11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

П. 17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.

П. 26. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

П. 28. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

П. 29. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре.

Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

П. 34. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) ГАС "Выборы"

П. 36. При проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в муниципальном районе и городском округе данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах протоколов и сводных таблиц участковой, территориальной избирательных комиссий, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования при проведении выборов Президента Российской Федерации" в соответствии с подпунктом 15 статьи 19 и статьями 72 - 75 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" утверждена форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, составляемого избирательными комиссиями при проведении выборов Президента Российской Федерации.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

Ч. 1 п. 1.1. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Ч. 3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Ч. 6. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Вышеуказанные нормы полностью согласуются с Федеральным законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Судом установлено, что зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ Прохоров М.Д. направил наблюдателем в УИК г. Железнодорожного Московской области Ильинкова В.А., где последний исполнял возложенные на него обязанности.

В <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ от Ильинкова В.А. в УИК поступило заявление о произошедшем «вбросе» избирательных бюллетеней и просьбой немедленно рассмотреть данное заявление. При этом от других наблюдателей подобного рода заявлений не поступало. Вместе с тем, председателем УИК № 539 вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым, рассмотрение вышеуказанного заявления оставлено до окончания голосования, а именно после вскрытия урны. Подписи председателя и секретаря УИК , а также наблюдателей имеются.

По окончании голосования УИК № 539 вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым, при вскрытии урны были обнаружены карикатурные бюллетени.

Принимая во внимание, что число избирательных бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках для голосования в количестве <данные изъяты>. меньше числа избирательных бюллетеней выданных УИК избирателям в помещении для голосования в день голосования, т.к. их количество <данные изъяты>., а также учитывая, что при вскрытии урны обнаружено <данные изъяты> недействительных (карикатурных) бюллетеней, не учитываемых при подведении итогов голосования, доводы представителя Прохорова М.Д. о невозможности отграничения действительных бюллетеней от вброшенных, а следовательно, невозможности установить действительную волю избирателей, не обоснованы и не состоятельны.

Также судом установлено, что копия протокола УИК № 539 (л.д.-) представленная заявителем Прохоровым М.Д. в обоснование своих доводов не соответствует форме протокола, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а при таких обстоятельствах не может быть признана судом как доказательство нарушений процедуры голосования и основание для признания итогов голосования недействительными, тогда как Территориальной избирательной комиссией г.о. Железнодорожный Московской области в материалы дела представлен второй экземпляр копии протокола УИК , форма которого установлена вышеуказанным Постановлением ЦИК РФ, подписанный членами УИК № 539 ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. При этом данные указанные в протоколе УИК № 539 полностью совпадают с данными содержащимися на сайте Избирательной комиссии Московской области в сети «Интернет».

Учитывая изложенное, суд ставит под сомнение соответствие копии протокола, представленной заявителем Прохоровым М.Д. первому экземпляру протокола УИК № 539 об итогах голосования и не может признать данную копию доказательством нарушения процедуры голосования и подведения итогов выборов Президента РФ на избирательной участке № 539 ДД.ММ.ГГГГ, в то время как оснований для сомнения в достоверности копии второго экземпляра протокола УИК № 539, представленого ТИК г. Железнодорожного Московской области суду не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая отсутствие достоверных и неопровержимых доказательств обратного, суд приходит к выводу, что нарушений действующего законодательства, регламентирующего выборы Президента Российской Федерации при проведении указных выборов и подведении итогов голосования ДД.ММ.ГГГГ членами участковой избирательной комиссии № 539 городского округа Железнодорожный не имелось и заявление представителя Прохорова М.Д, подлежит отклонению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199, 261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Прохорова М.Д о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 539 г.о. Железнодорожный Московской области, внесении изменения в протокол территориальной избирательной комиссии г.о. Железнодорожный об итогах голосования и сводную таблицу - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского областного суда в течение месяца дней через Железнодорожный городской суд Московской области со дня принятия его судом в окончательной форме.

Федеральный судья                                                         С.Д. Двуреченских

                         

               Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2012 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200