Дело № 2 - 35 = 2-41/ 2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
пос. Жарковский 07 июня 2010 года
Жарковский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Коршакова А.П.,
при секретаре Ладыка В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования п. Жарковский Тверской области и ООО «ЖКХ Жарковский» о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства контейнеров для сбора мусора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования п. Жарковский Тверской области и ООО «ЖКХ Жарковский» о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства контейнеров для сбора мусора, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования п. Жарковский законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твёрдых бытовых и промышленных отходов.
В ходе проведенных проверок установлено, что на территории муниципального образования поселок Жарковский расположены контейнеры (мусоросборники), предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а именно:
- возле дома № 18а по ул. Доватора (два контейнера);
- возле дома № 22 по ул. Доватора (мусоросборник);
- возле дома № 19 по ул. Доватора (два контейнера);
- возле дома № 13 по ул. Мира (три контейнера);
- возле дома № 14 по ул. Мира (три контейнера);
- возле дома № 33 по ул. Труда (два контейнера);
- возле дома № 42 по ул. Труда (три контейнера).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 20 ст. 34 Устава муниципального образования п. Жарковский администрация городского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила).
В соответствии с п. 3.7.4 Правил мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, с установкой ограждения.
В нарушение установленных требований указанные мусоросборники расположены на земле и без какого-либо ограждения.
Ненадлежащее содержание на территории городского поселения контейнеров для сбора мусора приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования поселок Жарковский, привести мусорные контейнеры, расположенные возле дома № 47 по ул. Советская в п. Жарковский Тверской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно, установить их на бетонной либо асфальтированной площадке, с установкой ограждения.
В судебном заседании и.о. зам. прокурора Жарковского района Комаров И.М. иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, а также пояснил, что согласно договору на управление жилищным фондом от 01.01.2008 г. администрация муниципального образования п. Жарковский Тверской области передала ООО «ЖКХ Жарковский» права по выполнению работ по управлению жилищным и нежилым фондом, организации, содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства. Однако, в силу названного договора администрация муниципального образования обязана осуществлять контроль за деятельностью «Управляющей организацией» по управлению жилищным и нежилым фондом, содержанию объектов внешнего благоустройства.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования поселок Жарковский Поляков А.Н. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что действительно, согласно действующим Законам РФ, а также Уставу муниципального образования – п. Жарковский, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора должны организовывать и производить органы местного самоуправления. Однако, по договору на управление жилищным фондом от 01.01.2008 г. администрация муниципального образования п. Жарковский Тверской области передала ООО «ЖКХ Жарковский» права по выполнению работ по управлению жилищным и нежилым фондом, организации, содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства. Согласно этому договору «Управляющая организация» приобретает имущественные и неимущественные права на находящееся в управлении имущество и выступает самостоятельно в качестве ответчика или истца в суде. За администрацией сохраняется
обязанность по контролю за деятельностью «Управляющей организацией» по управлению жилищным и нежилым фондом, содержанию объектов внешнего благоустройства. ООО «ЖКХ Жарковский» перечисляет администрации муниципального образования - поселок Жарковский только деньги, получаемые от нанимателей жилья по соцнайму. ООО «ЖКХ Жарковский» производит сбор и вывоз бытового мусора из контейнеров, расположенных в жилом секторе поселка. В соответствии с «Правилами в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории городского поселения – поселок Жарковский» утвержденными решением Совета депутатов городского поселения – поселок Жарковский № 7 от 25.03.2010 г. ООО «ЖКХ Жарковский» обязано оборудовать контейнерные площадки и установить контейнеры и бункеры накопители для сбора твердых бытовых. Считает, что в этих мероприятиях должны участвовать также и собственники жилья. У администрации муниципального образования - поселок Жарковский нет финансовых средств для оборудования контейнерных площадок.
Представитель ответчика – ООО «ЖКХ Жарковский» Иванов В.П. в судебном заседании иск не признал и показал, что он согласен с требованиями Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, согласно которым организации жилищно-коммунального хозяйства на территории жилой застройки обязаны оборудовать контейнерные площадки и установить контейнеры и бункеры накопители для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов. Однако, согласно акту приема-передачи, являющегося приложением к договору на управление жилищным фондом от 01.01.2008 г., администрация муниципального образования п. Жарковский Тверской области передала ООО «ЖКХ Жарковский» в управление только жилой фонд. Объекты нежилого фонда и объекты внешнего благоустройства, в том числе контейнерные площадки и контейнеры для мусора в управление ООО «ЖКХ Жарковский» не передавались. Финансовых средств для приведения контейнерных площадок в соответствие с требованиями закона у ООО «ЖКХ Жарковский» нет. В настоящее время коммунальные тарифы утверждены. Если администрация муниципального образования п. Жарковский будет выделять средства на обустройство контейнерных площадок, то ООО «ЖКХ Жарковский» будет заниматься этой работой. Для оборудования контейнерных площадок необходим разумный срок.
Выслушав и.о. зам. прокурора и представителей ответчиков, а также, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7.4 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, с установкой ограждения.
В нарушение установленных требований указанные мусоросборники расположены на земле и без какого-либо ограждения. Данные обстоятельства подтверждены актами проверок и приложениями к ним (фотографиями).
Постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 г. № 430-па утверждены «Правила в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области» (с изменениями от 13 мая 2009 г., 31 декабря 2009 г.)Из п. 1.1 Правил следует, что настоящие Правила устанавливают единые требования в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории Тверской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
В соответствии с п. 9.2 названных Правил организации жилищно-коммунального хозяйства на территории жилой застройки … обязаны оборудовать контейнерные площадки и установить контейнеры и бункеры накопители для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов.
Аналогичные «Правила в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории городского поселения – поселок Жарковский» утверждены решением Совета депутатов городского поселения – поселок Жарковский № 7 от 25.03.2010 г.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий
реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 3.7.4 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, с установкой ограждения.
Из материалов дела усматривается, что на территории муниципального образования поселок Жарковский расположены контейнеры (мусоросборники), предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а именно:
- возле дома № 18а по ул. Доватора (два контейнера);
- возле дома № 22 по ул. Доватора (мусоросборник);
- возле дома № 19 по ул. Доватора (два контейнера);
- возле дома № 13 по ул. Мира (три контейнера);
- возле дома № 14 по ул. Мира (три контейнера);
- возле дома № 33 по ул. Труда (два контейнера);
- возле дома № 42 по ул. Труда (три контейнера),
которые в нарушение установленных требований расположены на земле и без какого-либо ограждения. Данные обстоятельства подтверждены актами проверок.
На основании ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 1.1 Договора на управление жилищным фондом от 01.01.2008 г. администрация муниципального образования п. Жарковский Тверской области передала ООО «ЖКХ Жарковский» право управления жилищным и нежилым фондом в интересах «Администрации» в пределах, установленных настоящим договором. «Управляющая организация» принимает на себя обязательство по управлению переданным ей на баланс жилищным и нежилым фондом и объектами благоустройства в пределах прав и обязанностей, закрепленных за ней настоящим договором. Передача имущественного комплекса «Управляющей организации» оформляется актом приема-передачи с перечнем передаваемых объектов, с содержанием его адресных, технических и экономических характеристик, и являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно п. 2.1 Договора «Управляющая организация» приобретает имущественные и неимущественные права на находящееся в управлении имущество и выступает самостоятельно в качестве ответчика или истца в суде.
В силу п. 3.1.1 Договора «Управляющая организация» обязана управлять жилищным и нежилым фондом, содержать объекты внешнего благоустройства за вознаграждение и использовать их по прямому назначению с соблюдением законодательных и нормативных актов…
Согласно акту приема-передачи от 14.01.2008 г. администрация муниципального образования п. Жарковский передала управляющей компании
ООО «ЖКХ Жарковский» в управление муниципальный жилой фонд.
Из п. 3.4.5 Договора следует, что администрация муниципального образования обязана осуществлять контроль за деятельностью «Управляющей организации» по управлению жилищным и нежилым фондом, содержанию объектов внешнего благоустройства.
Кроме того, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования поселок Жарковский к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Нельзя согласиться с доводами ответчиков о том, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования поселок Жарковский и в ООО «ЖКХ Жарковский», необходимых для реализации мероприятий по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства контейнеров для сбора мусора, отсутствовала реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования.
Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию ответчиками полномочий по обращению с отходами потребления с их финансовыми возможностями, суд находит требования прокурора Жарковского района Тверской области подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание администрации муниципального образования поселок Жарковский и ООО «ЖКХ Жарковский» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами потребления может быть обеспечено судебным решением.
Анализируя в совокупности доводы сторон и материалы дела, суд признает, что требования прокурора Жарковского района Тверской области законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования поселок Жарковский и ООО «ЖКХ Жарковский» в срок до 01 января 2011 года привести мусорные контейнеры (мусоросборники), предназначенные для сбора
твердых бытовых отходов и расположенные в п. Жарковский Тверской области по адресам:
- возле дома № 18а по ул. Доватора (два контейнера);
- возле дома № 22 по ул. Доватора (мусоросборник);
- возле дома № 19 по ул. Доватора (два контейнера);
- возле дома № 13 по ул. Мира (три контейнера);
- возле дома № 14 по ул. Мира (три контейнера);
- возле дома № 33 по ул. Труда (два контейнера);
- возле дома № 42 по ул. Труда (три контейнера),
в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно, установить их на бетонной либо асфальтированной площадке, с установкой ограждения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.06.2010 г.
Председательствующий судья: