О признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2 – 217 / 2010 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

23 декабря 2010 г. пос. Жарковский

Жарковский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах участницы Великой Отечественной войны Журавлевой А.П. о признании незаконными действий администрации городского поселения п. Жарковский по снятию её с учета и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области в интересах участницы Великой Отечественной войны Журавлевой А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации городского поселения п. Жарковский по снятию её с учета и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищного законодательства по обращению Ж.Н.

Установлено, что главой администрации городского поселения п. Жарковский ДД.ММ.ГГГГ издано постановление № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее -Постановление), п. 5 которого постановлено снять с учета Журавлеву А.П.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района главе администрации городского поселения принесен протест, в удовлетворении которого отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации Журавлева А.П. являлась членом семьи своего сына - собственника жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, где фактически проживала. Семейные отношения с собственником прекращены ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью последнего.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации Журавлева А.П. после смерти сына, перестала быть членом семьи собственника жилого помещения и утратила право на пользование жилым помещением.

Таким образом, Журавлева А.П. необоснованно снята с учета, поскольку она имеет право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, имеют право быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47) установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Одноэтажный дом, в котором проживает Журавлева А.П., не имеет водопровода, канализации и центрального отопления, хотя централизованные инженерные сети водопровода, канализации и отопления на территории городского поселения имеются, в силу чего Журавлева А.П. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, участница ВОВ Журавлева А.П. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем подлежит постановке на такой учет администрацией городского поселения п. Жарковский, в противном случае для Журавлевой А.П. создаются препятствия для получения жилья за счет средств федерального бюджета.

Обращение в интересах Журавлевой А.П. обусловлено её престарелым возрастом и состоянием здоровья.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45 и 245 ГПК РФ, прокурор района просит суд:

1. Признать незаконными действия администрации городского поселения п. Жарковский по снятию Журавлевой А.П. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

2. Обязать администрацию городского поселения п. Жарковский поставить Журавлеву А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Помощник прокурора Жарковского района Тверской области заявленные требования в суде поддержал в полном объеме.

Представитель администрации городского поселения п. Жарковский Белявский А.М.. требования, заявленные прокурором, не признал и подал письменные возражения на заявление, мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ гр. Журавлева А.П. обратилась в администрацию городского поселения пос. Жарковский с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. К заявлению были приложены следующие документы: паспорт заявительницы, паспорта членов семьи, копия

свидетельства о смерти одного из собственников, выписка из домовой книги, копия свидетельства о государственной регистрации права, копия технического паспорта на жилой дом, сообщение об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра нрав на недвижимое имущество и сделок с ним, три выписки из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества. справку ООО «ЖКХ Жарковский» о зарегистрированных лицах, копию удостоверения участника ВОВ, копию свидетельства о браке. В ходе рассмотрения вышеназванного заявления ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации проведена проверка жилищных условий, по результатам которой составлен акт, подтверждающий, что жилищные условия заявительницы соответствуют представленным документам, а обеспеченность общей площадью заявителя менее учетной нормы. На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ принимается постановление администрации городского поселения - пос. Жарковский №, и Журавлева А.П. принимается на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии в соответствии с ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п.п. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», решения Собрания депутатов Жарковского района от 13.02.2008 г № 2 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения».

ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения пос. Жарковский обращается за разъяснениями к начальнику департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области по вопросу принятия гр. Журавлевой А.П. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный департамент представляет администрации поселения ответ на запрос, в котором постановка гр. Журавлевой А.П. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях но договорам социального найма признана противоречащей действующей на территории и.Жарковский учетной норме. Кроме того, приведены ссылки, подтверждающие право заявителя на наследство и порядок признания заявителя членом семьи её умершего сына.

На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ гр. Журавлева А.П. постановлением администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Постановление администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным, а исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

1. Гр. Журавлева А.П., как член семьи собственников жилого помещения Ж.А. и Ж.Н., зарегистрирована по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. На момент регистрации в квартире были прописаны собственники (супруги Журавлевы) и их сын Ж.И. Общая площадь жилого помещения по данным технического паспорта составляет <данные изъяты> (в т.ч. жилая <данные изъяты>.). Учетная норма общей жилой площади по п. Жарковский составляет 10 кв.м. на одного члена семьи. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на момент регистрации гр. А.П. Журавлевой составляла - <данные изъяты> что больше учетной на 3,25

кв.м. по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>. Однако в собственности одного из членов семьи, а именно Ж.И., по данным выписки из ЕГРП в собственности имеется двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> что с учетом справки ООО «ЖКХ Жарковский» о количестве проживающих в ней позволяет сделать вывод о количестве членов семьи Журавлевых (Журавлева А.П., Ж.Н., Ж.И., Ж.Т., Ж.А., Ж.Д. - 6 чел., Ж.А. - умер ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составит: <данные изъяты>. (площадь кв. <адрес>) + <данные изъяты> (площадь кв. <адрес>) =<данные изъяты>., что больше учетной нормы на (17,9 - 10) 7,9 кв.м. Таким образом, налицо превышение общей площади имеющихся жилых помещений на одного человека и постановление администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в изложенной редакции принято с нарушением и подлежит отмене, что и было сделано п. 5 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, исправляет допущенное администрацией нарушение действующего законодательства.

2. Прокурором сделаны выводы о прекращении семейных отношений с собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без учета следующих обстоятельств:

2.1. на момент регистрации Журавлевой А.П., она являлась членом семьи
обоих собственников (Ж.А., Ж.Н.). По каким причинам после смерти одного из собственников (Журавлева А.П.) заявитель перестала быть членом семьи оставшегося (Ж.Н.) и утратила право пользования жилым помещением, не уточняется.

2.2. п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г № 14 разъясняет, кто относится к бывшим членам семьи собственника и отмечается, что вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

2.3. решение суда о признании гр. Журавлевой А.П. бывшим членом
семьи гр. Ж.Н. в распоряжение администрации не поступало.
Выводы прокурора являются субъективными и не могут быть поставлены в основу принятия судебного решения.

2.4. фактическое продолжение семейных отношений, ведение общего хозяйства, оказание взаимной поддержки со стороны гр. Ж.Н. и Журавлевой А.П., являются дополнительным основанием для доказательства продолжения семенных отношений заявителя с женой умершего сына.

2.5. в соответствии с ст. 1142 Гражданского Кодекса РФ гр. Журавлева А.П., как мать умершего Ж.А., являясь наследником первой очереди, имеет право претендовать на часть квартиры, принадлежащей на праве собственности её сыну и снохе, расположенной по адресу:

<адрес>. Причины не использования предоставленных законом прав администрации не известны.

3. Ссылки прокурора на п. 3 ч.1. ст. 51 Жилищного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, не являются обоснованными, в виду того, что в представляемых в администрацию заявителем документах и в оспариваемых нормативных актах администрации поселения, вопрос о соответствии жилого помещения установленным требованиям не рассматривался. Данный вопрос отнесен к компетенции Межведомственной комиссии, созданной Администрацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с разработанным положением и в тесном взаимодействии с областными и районными структурами.

4. Администрация городского поселения - пос. Жарковский уделяет большое внимание работе по оказанию всемерного содействия ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, иным льготным категориям граждан, в том числе и по предоставлению им жилья. Действуя строго в рамках правового поля, сотрудники администрации не вправе нарушать действующее законодательство РФ и принимать решения, идущие в разрез Закону.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, администрация городского поселения считает требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации городского поселения п. Жарковский Андрианова В.Н. в суде показала, что Журавлева А.П. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, то есть в связи с обеспеченностью на 1 члена семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Принимая решение о постановке Журавлевой А.П. на учет исходили из того, что она, как наследница первой очереди, имеет право на 1/3 собственности сына. Однако в натуре заявительнице не выделялись ни отдельная комната, ни часть комнаты, чтобы обеспеченность её общей площадью оказалась менее учетной нормы. Поэтому Журавлева А.П., вселенная в квартиру как член семьи собственника, имела право пользования всем жилым помещением, площадь которого <данные изъяты>. Зарегистрировано в нем 3 человека, обеспеченность <данные изъяты>., т. е. превышает учетную норму. Кроме того, были получены разъяснения департамента ЖК и ГХ области, после чего Журавлева А.П. была снята с очереди.

В соответствии с п. 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных в одно и 2-х этажных домах в поселениях, не имеющих централизованных инженерных сетей. Считать ли поселение имеющим эти сети или не считать? В городском поселении наличие жилищного фонда благоустроенного и частично благоустроенного составляет около 11 % от общей площади всего жилищного фонда. Жилищной инспекцией ни один из заявленных к обследованию индивидуальных жилых домов на территории района не признан непригодным для постоянного проживания в связи с отсутствием водопровода и канализированных уборных.

Заслушав в судебном заседании пояснения помощника прокурора района, представителей администрации органа местного самоуправления и свидетеля, а также, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека
(принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Прокурор Жарковского района Тверской области в интересах участницы Великой Отечественной войны Журавлевой А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации городского поселения п. Жарковский по снятию её с учета и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно удостоверению серии Г №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Жарковским райвоенкоматом Калининской области Журавлева (в девичестве Ерастова) Анна Платоновна является участником Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, в соответствии с которым одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года № 275-па «О порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области» установлено, что право на обеспечение жильем может быть реализовано нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо в собственность или в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения. Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», было принято решение о необходимости завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно ФЗ РФ «О ветеранах».

Для признания участника Великой Отечественной войны нуждающимся в улучшении жилищных условий надлежит руководствоваться положениями статей 50-56 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч.4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов

органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

На основании ст. ст. 5-8 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 г. № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской
области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма»
(с изменениями от 17 июля 2007 г., 24 декабря 2008 г.) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Гражданин подает в орган местного самоуправления заявление о принятии на учет, в котором указывается фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, поименный состав семьи, дата подачи заявления, основания для принятия на учет. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи (в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение), желающими получить жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.

С заявлением о принятии на учет представляются документы, подтверждающие право заявителя состоять на учете, в том числе:

1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и иные документы);

2) решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим;

3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

а) справка о составе семьи и занимаемой площади по установленной форме либо выписка из домовой книги;

б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные документы);

в) кадастровый паспорт помещения или иной документ, предусмотренный федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества;

г) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

4) документы, подтверждающие отношение гражданина к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тверской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях; …

На основании заявления о постановке на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина.

По результатам проверки жилищных условий гражданина и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт по форме, установленной Администрацией Тверской области.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма принимается органом местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов.

Решения органа местного самоуправления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в принятии на учет по договорам социального найма оформляются правовыми актами органа местного самоуправления.

Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в суд в соответствии с федеральным законодательством.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются

гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч. 2).

На основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ж.Н. и Ж.А. имеют в общей совместной собственности трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты>., в т.ч. жилой – <данные изъяты>., расположенную по адресу: <адрес>.

Из экспликации технического паспорта на квартиру следует, что её площадь составляет <данные изъяты>., в том числе жилая – <данные изъяты>

В соответствии с выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Ж.Н. и Ж.А. имеют в общей совместной собственности жилую трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, а их сын Ж.И. имеет в собственности двухкомнатную квартиру площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о смерти Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ

На основании выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, постоянно зарегистрированы: Ж.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, Ж.И. с ДД.ММ.ГГГГ, Журавлева А.П. с ДД.ММ.ГГГГ

Из заявления Журавлевой А.П. от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации п. Жарковский о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении следует, что к нему приложены все необходимые документы, предусмотренные Законом Тверской области от 27 сентября 2005 г. № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской
области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма» (с изменениями.)

Из акта проверки жилищных условий Журавлевой А.П. и соответствия их представленным документам от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она проживает по адресу: <адрес>. Квартира находится в частной собственности и состоит из трех комнат, жилой площадью <данные изъяты>., общей площадью <данные изъяты>. Комнаты изолированные на 1 этаже в одноэтажном доме. Дом брусовой. Комнаты сухие, светлые, квартира отдельная. Благоустройство дома: отопление печное, уличный туалет, вода из общественного колодца. Постоянно зарегистрированы Ж.Н. и Ж.И. По заключению комиссии жилищные условия гражданина-заявителя соответствуют представленным документам, обеспеченность общей площадью заявителя менее учетной нормы.

Решением Собрания депутатов Жарковского района Тверской области № 2 от 13.02.2008 г. установлен в Жарковском районе минимальный размер площади жилого помещения, учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для

предоставления жилого помещения по договору социального найма – 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Постановлением администрации городского поселения – п. Жарковский Жарковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Журавлева А.П. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из письма начальника департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства № 1080/06 от 27.04.2010 г. на запрос главы администрации городского

поселения - п. Жарковский следует, что постановка гр. Журавлевой А.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, противоречит действующей на территории п. Жарковский учетной норме.

Постановлением администрации городского поселения – п. Жарковский Жарковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.

6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Журавлева А.П. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, решение о снятии с учета Журавлевой А.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении было принято в срок, установленный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.

Ж.Н. (свекровь заявительницы), допрошенная в суде в качестве свидетеля, показала, что в ДД.ММ.ГГГГ престарелую и больную Журавлеву А.П. они с мужем Ж.А. забрали жить к себе в квартиру по адресу: <адрес>, а в ДД.ММ.ГГГГ её там прописали. В том же ДД.ММ.ГГГГ эту квартиру, общей площадью <данные изъяты>., полученную в ходе приватизации, они с мужем оформили в общую совместную собственность. ДД.ММ.ГГГГ умер её муж. После смерти мужа у свекрови Журавлевой А.П. случилось два инсульта. Сейчас она плохо говорит и плохо воспринимает происходящее, не ходит, в основном сидит и лежит. За больной Журавлевой А.П. она осуществляет уход. Её сын, Ж.И., зарегистрирован в их квартире с ДД.ММ.ГГГГ Однако он вместе с семьей (жена и двое детей) уже давно проживает отдельно по адресу: <адрес>. Совместного хозяйства с ней и бабушкой (Журавлевой А.П.) он не ведет. Заявление нотариусу о вступлении в наследство ни она с сыном, ни Журавлева А.П., не подавали, так как не было времени. Она не чинит препятствия Журавлевой А.П. при пользовании жилым помещением. Считает, что Журавлева А.П. имеет право на улучшение жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны.

Доводы заявления о том, что семейные отношения Журавлевой А.П. с собственником жилого помещения Ж.А. прекращены ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью последнего, она перестала быть членом семьи собственника жилого помещения и утратила право на пользование жилым помещением, суд находит ошибочными и необоснованными. Фактически между Ж.Н. и Журавлевой А.П. продолжаются семейные отношения, ведется общее хозяйство, Ж.Н. осуществляет уход за тяжело больной Журавлевой А.П., что является доказательством продолжения семенных отношений заявительницы с женой умершего сына.

После смерти Ж.А. заявительница Журавлева А.П., являясь в соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследницей первой очереди, имеет право претендовать на часть квартиры, принадлежащей на праве общей совместной собственности её сыну и снохе. Однако этим правом она не воспользовалась.

После смерти сына Журавлева А.П. продолжает проживать в жилом помещении собственника, то есть в силу п.2 ст. 1153 ГК РФ она фактически приняла наследство.

Общая площадь квартиры, занимаемой Журавлевой А.П. и Ж.Н., составляет <данные изъяты>., что значительно превышает учетную норму, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, суд полагает, что снятие Журавлевой А.П. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью её общей площадью жилого помещения основано на законе.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Судом установлено, что внук Журавлевой А.П. и сын Ж.Н. – Ж.И. в данной квартире только формально зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, но фактически он постоянно проживает вместе с женой и детьми в отдельной квартире, совместного хозяйства с бабушкой и родителями не вел, поэтому он не может быть признан членом семьи заявительницы, а принадлежащая ему на праве собственности квартира не должна учитываться при подсчете обеспеченности жильем.

Обращаясь к доводам заявительницы и прокурора о том, что жилое помещение, в котором она проживает, не отвечает инженерно-техническим требованиям, суд полагает следующее.

В силу п. 8 и п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Решение принимается на основании заявления собственника жилого помещения.

Жилая квартира, в которой проживает Журавлева А.П., в установленном законом порядке не признана непригодной для проживания. Из представленных документов, не усматривается, что заявительница обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о признании квартиры непригодной для проживания.

Кроме того, в соответствии с п. 12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно-

и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Следовательно, доводы заявительницы об отсутствии водопровода, канализации и центрального отопления в жилой квартире в качестве основания для включения её в список нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявления прокурора Жарковского района следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Жарковского района Тверской области в интересах участницы Великой Отечественной войны Журавлевой Анны Платоновны о признании незаконными действий администрации городского поселения п. Жарковский по снятию её с учета и о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.12.2010 г.

Председательствующий: ______________________