Дело № 2 – 55 / 2011 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
14 апреля 2011 г. пос. Жарковский
Жарковский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Коршакова А.П.,
при секретаре Ладыка В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения п. Жарковский Жарковского района Тверской области о возложении на него обязанности по устранению нарушений закона в области пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Жарковского района Тверской области, выступив в защиту интересов неопределенного круга лиц, просит суд возложить на администрацию городского поселения п. Жарковский Жарковского района Тверской области обязанность по устранению нарушений закона в области пожарной безопасности, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) по обеспечению на территории муниципального образования «городское поселение п. Жарковский» мер пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона к вопросам местного значения поселений отнесено, в числе прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности» к нормативным документам, регулирующим правила пожарной безопасности, относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие правила пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03).
Из пункта 1 ППБ-01-03 следует, что Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что в нарушении п. 90 ППБ 01-03 на пожарных водоемах, расположенных на территории п. Жарковский, по ул. Советская возле дома №28, по ул. Доватора возле домов №№18-а, 3, 4, 22, по ул. Комсомольская возле дома №3, по ул. Кольцевая возле дома №24, по пер. Сплавной возле дома №1, по ул. Советская возле домов №№28, 37,55 и по направлению к ним, отсутствуют соответствующие указатели.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.2004 № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Эксплуатация пожарных водоемов с нарушением требований пожарной безопасности нарушает права жителей поселения и неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья и в случае возникновения пожароопасной ситуации создает им реальную угрозу.
На основании изложенного просит суд обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение п. Жарковский» установить соответствующие указатели у противопожарных водоемов, расположенных на территории п. Жарковский: - по ул. Советская - возле дома №28; - по ул. Доватора – возле домов №№ 18-а, 3, 4, 22; - по ул. Комсомольская - возле дома № 3; - по ул. Кольцевая – возле дома № 24; - по пер. Сплавной - возле дома № 1; - по ул. Советская – возле домов №№ 28, 37, 55, а также по направлению движения к ним в соответствии с п. 90 ППБ 01-03.
В судебном заседании помощник прокурора Жарковского района Тверской области Комаров И.М. заявление прокурора поддержал в полном объеме, пояснив, что администрация муниципального образования «Городское поселение п. Жарковский» в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования не обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах городского поселения.
Представитель третьего лица - ТОГПН п. Жарковский и Жарковского района Иванов Д.А. с заявленными требованиями прокурора в судебном заседании согласился, пояснив, что в адрес администрации городского поселения п. Жарковский в апреле 2010 года инспекцией выносилось представление об установке указателей у противопожарных водоемов, и один экземпляр представления был вручен главе администрации поселения. Так как
представление по настоящее время не исполнено, то прокуратура обратилась в суд с иском.
Представитель администрации городского поселения п. Жарковский Жарковского района Тверской области – и. о. главы администрации Белявский А.М. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении прокурора Жарковского района, не признал и в письменном ответе суду сообщил следующее:
1. В 2010 году в рамках проведения обследования системы пожарного водоснабжения, службой Государственного противопожарного надзора были выданы предписания о необходимости обозначения противопожарных водоемов на территории городского поселения пос. Жарковский. В ходе подготовки бюджета муниципального образования на 2010 год средства на данные цели не были предусмотрены. В бюджете 2011 года администрация предусмотрела необходимость выделения средств в сумме 10,0 тыс. руб. на цели, связанные с изготовлением табличек для указания источников пожарного водоснабжения.
2. Ввиду необходимости решения срочных вопросов в части обеспечения функционирования системы коммунального хозяйства, расчистки дорог от снега, а также вследствие кадровых перестановок, работа по установке информационных вывесок планировалась в течение 2 квартала 2011 года.
3. В тексте искового заявления упоминаются следующие документы: предписание на 4 л., справка о проведении проверки на 1 л. Т.к. администрация не проинформирована о проведении проверки, и тем более её результатах, предпринять мер по устранению выявленных недостатков возможности не было.
4. В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 г № 2202-1 «О прокуратуре» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, однако рассматриваемое исковое заявление носит характер вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность администрации городского поселения. Тем самым прокуратура, превышая свои полномочия, препятствует исполнению органами местного самоуправления возложенных полномочий. Администрация поселения не проинформирована о проведении проверки, материалы проверки не представлены на рассмотрение администрации, прокуратурой не выносились предписания об устранении выявленных при проверке фактов, что нарушает положения вышеназванного Федерального закона от 17.01.1992 г № 2202-1.
Просит суд в соответствии с п. 1 ст. 135 ГПК РФ возвратить исковое заявление прокуратуры в связи с не соблюдением досудебного порядка урегулирования возникшей ситуации.
В судебном заседании Белявский А.М. пояснил, что для изготовления и установления указателей у противопожарных водоемов в бюджете поселения средства имеются, просит суд для исполнения предоставить срок до 01 июня
2011 года.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, а, также исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Жарковского района Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции РФ особую группу прав гражданина образуют личные неимущественные права, среди которых центральное место занимает право гражданина на жизнь и охрану его здоровья.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.2004 № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено, в числе прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Согласно п. 9 ст. 8 Устава муниципального образования «Городское поселение п. Жарковский» Жарковского района Тверской области к вопросам местного значения поселения отнесено также и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности» к нормативным документам, регулирующим правила пожарной безопасности, относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие правила пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), из пункта 1 которых следует, что Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
На основании п. 90. Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские,
выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В акте проверки от 11.06.2010 г., проведенной ИГПН п. Жарковский и Жарковского района, указано, что ходе проверки начальником ИГПН в нарушение п. 90 ППБ 01-03 на пожарных водоемах и по направлению к ним отсутствуют соответствующие указатели. В предписании от 11.06.2010 г. инспекцией ГПН для администрации городского поселения п. Жарковский установлен срок до 01.04.2011 г. для устранения нарушения требования пожарной безопасности.
Проведенной прокурорской проверкой установлено, что в нарушение п. 90 ППБ 01-03 на пожарных водоемах, расположенных на территории п. Жарковский, по ул. Советская возле дома №28, по ул. Доватора возле домов №№18-а, 3, 4, 22, по ул. Комсомольская возле дома №3, по ул. Кольцевая возле дома №24, по пер. Сплавной возле дома №1, по ул. Советская возле домов №№28, 37,55 и по направлению к ним, отсутствуют соответствующие указатели.
Таким образом в суде установлено, что эксплуатация пожарных водоемов с нарушением требований пожарной безопасности нарушает права жителей поселения и неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья и, в случае возникновения пожароопасной ситуации, создает им реальную угрозу.
На основании ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, …
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 5 «О прокуратуре РФ» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Доводы представителя ответчика о том, что, предъявляя в суд настоящие требования, прокурор вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность
администрации городского поселения, чем превышает свои полномочия, препятствует исполнению органами местного самоуправления возложенных полномочий, суд находит ошибочными. В своем заявлении прокурор просит суд только понудить ответчика исполнить обязанности в сфере противопожарной безопасности, возложенные на него федеральным законодательством и Уставом городского поселения, и ни в какую оперативно-хозяйственную деятельность поселения не вмешивается.
Требования представителя ответчика о возвращении искового заявления прокуратуры в порядке п. 1 ст. 135 ГПК РФ из-за несоблюдения установленного изданным законом порядка предварительного внесудебного разрешения дела. Предварительный внесудебный порядок разрешения споров между представительной и исполнительной властями не предусмотрен законодательством.
В соответствии со ст.ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание администрации муниципального образования поселок Жарковский исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.
Анализируя в совокупности доводы сторон и материалы дела, суд признает, что требования прокурора Жарковского района Тверской области законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ и п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение п. Жарковский» Жарковского района Тверской области в срок до 01
июня 2011 года установить соответствующие указатели у противопожарных водоемов, расположенных на территории п. Жарковский:
- по ул. Советская - возле дома №28;
- по ул. Доватора - возле домов №№ 18-а, 3, 4, 22;
- по ул. Комсомольская - возле дома № 3;
- по ул. Кольцевая - возле дома № 24;
- по пер. Сплавной - возле дома № 1;
- по ул. Советская - возле домов №№ 28, 37, 55,
а также по направлению движения к ним в соответствии с п. 90 ППБ 01-03.
Взыскать с администрации муниципального образования «Городское поселение п. Жарковский» Жарковского района Тверской области государственную пошлину в размере 200 руб. в доход государства.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательном виде.
Председательствующий: