Р Е Ш Е Н И Е № 2-155/2010
Именем Российской Федерации
12 марта 2010г.
г.Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Дуюновой О.П.,
при секретаре Скнаревой М.И.
с участием заявителя – прокуратуры Зерноградского района в лице помощника прокурора Зерноградского района Бозоева В.П.;
органа, чьи действия обжалуются: Администрация Зерноградского городского поселения
в лице представителей Жиглатой Натальи Сергеевны (доверенность от 2 марта 2010г. № 02-43/377) и Князевой Натальи Ивановны (доверенность от 2 марта 2010г. № 02-43/378)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения о признании противоречащим закону Постановления главы Зерноградского городского поселения № 1035 от 18 ноября 2009г. «Об установлении на 2010 год размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных по ул.им.Еремина города Зернограда»
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону Постановления главы Зерноградского городского поселения в лице Администрации Зерноградского городского поселения от 18 ноября 2009г. № 1035 «Об установлении на 2010 год размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных по ул.им.Еремина города Зернограда», указав в обоснование следующее.
Оспариваемым постановлением № 1035 от 18 ноября 2009г. определен размер платы за жилое помещение, за содержание и ремонт жилого помещения в жилом фонде, расположенном по ул.им.Еремина в г.Зернограде, при этом указанная улица находится на территории военного городка Зерноград-2, находящегося в ведении Домоуправления № 3 (далее по тексту ДУ №3) г.Зернограда Второй Ростовской КЭЧ района, которая (ДУ №3), не является муниципальным предприятием, но осуществляет обслуживание (содержание и ремонт) указанного жилищного фонда. Город Зерноград-2, является закрытым военным городком, статус которого подтвержден Распоряжением правительства РФ от 1 июня 2000г. № 752-р (в редакции от 21 марта 2003г. № 365-р). Жилищный фонд закрытого военного городка находится в оперативном управлении Второй Ростовской КЭЧ района Министерства Обороны РФ, что следует из распоряжения Министерства имущественных отношений РФ № 5962-р от 30 октября 2003г. В соответствии с ЖК РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается органами местного самоуправления. Как следует из Устава муниципального образования «Зерноградское городское поселение» в состав Зерноградского городского поселения не входит военный городок Зерноград-2, несмотря на это Администрацией вышеуказанного муниципального образования утверждена плата за пользованием жилыми помещениями в домах по ул.им.Еремина, находящихся в ведении ДУ №3, тем самым. издав нормативный акт с превышением своих полномочий, что влечет признание его незаконным и недействующим с 1 января 2010г.
В судебном заседании помощник прокурора Бозоев В.П. поддержав заявленные требования, дополнил, что с принятием оспариваемого постановления нарушен также принцип равенства прав граждан, поскольку 18 ноября 2009г. принято было два постановления об установлении на 2010г. размера платы за жилое помещение – одно за № 1034 для жителей г.Зернограда и второе- № 1035- специально для жителей по ул.им.Еремина г.Зернограда, при этом, размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения по ним различен. Также пояснил, что решением Зерноградского районного суда от 19 ноября 2009г., при рассмотрении аналогичного требования прокурора - об установлении размера тарифов на 2009г., подтверждено превышение полномочий Зерноградским городским поселением.
Представители Администрации Зерноградского городского поселения Жиглатая Н.С. и Князева Н.И. просили отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что военный городок в г.Зернограде расположен на землях, принадлежащих муниципальному образованию «Зерноградское городское поселение», и улица им. Еремина, на которой расположены все обслуживаемые ДУ №3 жилые дома военного городка находятся в черте населенного пункта - г. Зерноград (центр), что подтверждено картой-схемой границ и генеральным планом Зерноградского городского поселения, составленным на основании Областного закона №203-Зс от 25 ноября 2004г.,распоряжением главы Зерноградского района №26 от 12 февраля 2008г. «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Главы района от 9 октября 2002г. № 200 «об утверждении перечня наименований улиц, переулков города Зернограда и населенных пунктов Зерноградского района», следовательно, в силу норм Жилищного Кодекса РФ и Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление № 1035 от 18 ноября 2009г. принято в пределах полномочий. Также представители пояснили, что обслуживание жилых домов по ул.им.Еремина производит ДУ №3 Второй Ростовской КЭЧ района, которое и обратилось в Администрацию «Зерноградское городское поселение» с просьбой установления тарифов, так как предыдущие их обращения в 2004-2005годах по аналогичному вопросу в Администрацию Зерноградского района не рассматривались, а с 2006г. Администрация Зерноградского района рекомендовала обращаться с данным вопросом в Администрацию Зерноградского городского поселения. С решением суда от 19 ноября 2009г. они не были согласны и подана надзорная жалоба. Не оспаривалось представителями и того факта, что 18 ноября 2009г. принято было два самостоятельных постановления об установлении на 2010г. размера платы за жилое помещение – одно за № 1034 для жителей г.Зернограда и второе- № 1035- специально для жителей по ул.им.Еремина г.Зернограда, при этом, размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения по ним различен, мотивируя этой разной комфортностью жилья, при этом выдержан был предел максимального индекса роста жилищных услуг по району, который составил 114,5%. В тоже время, ими не отрицалось, что если принималось бы одно единое постановление, то был бы превышен предельный индекс изменения размера платы за жилое помещение.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, гражданского дела № 2-451/2009, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Материалами дела подтверждено, что на землях Зерноградского городского поселения расположен закрытый военный городок № 2, статус которого подтвержден Распоряжением правительства РФ от 1 июня 2000г. № 752-р ( в редакции от 21 марта 2003г. № 365-р). (лд.68-72) Жилищный фонд закрытого военного городка находится в оперативном управлении Второй Ростовской КЭЧ района Министерства Обороны РФ, что следует из распоряжения Министерства имущественных отношений РФ № 5962-р от 30 октября 2003г. (лд.99-103)
Из письма начальника ДУ №3 Второй Ростовской КЭЧ района от 12 февраля 2010г следует, что ДУ № 3 находится в подчинении Второй Ростовской КЭЧ района и обслуживает дома, расположенные по ул.им.Еремина в Зернограде. (лд.39)
Из писем зам.главы Зерноградского района от 15 мая 2006г. и 30 октября 2006г. усматривается, что с 2004г. ДУ № Второй Ростовской КЭЧ района обращалось в районную администрацию по вопросу установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но из-за не предоставления необходимого пакета документов, данный вопрос на протяжении двух лет не решался, а с 2006г., в силу действия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рекомендовано с указанным вопросом обращаться в Зерноградское городское поселение.
На основании указанных рекомендаций, как пояснила Жиглатая Н.С., ДУ № 3 и обратилось в Администрацию Зерноградского городского поселения по вопросу утверждения с 1 января 2010г. для жителей военного городка № 2 г. Зернограда платы за наем, техническое обслуживание и ремонт жилых домов, расположенных на ул.им.Еремина г.Зернограда, представив соответствующие расчеты и 19 ноября 2009г. было издано постановление Главы поселения № 1035.
Данным постановлением установлены с 1 января 2010г. размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных по ул.им.Еремина г.Зернограда в размере 13руб.32коп. за 1 кв.м. (без НДС) в том числе – плата за пользование жилым помещением (плата за наем) составила 0.24 руб./кв.м.; плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 13,08руб./кв.м., включающую в себя: плату за услуги по содержанию жилья в размере 6,61руб./кв.м.; плату за услуги по текущему ремонту- 4,68руб./кв.м.;плату за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО)-в размере 1,79 руб./кв.м. или с одного человека 32руб.20коп. (лд.57-58)
Постановление было опубликовано в газете «Зерноград официальный» 26 ноября 2009г.
Постановление является муниципальным нормативным правовым актом, поскольку оно определяет правила поведения для неоднократного применения для неопределенного круга лиц. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
По мнению суда, данное постановление является незаконным, исходя из следующего.
Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.(ч.1)
2. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Из приведенной правовой нормы не следует, что любой орган местного самоуправления вправе принять нормативный акт в данной сфере.
В силу ст.17 ч.4.1 Федерального закона РФ, № 131-ФЗ от 6 октября 2003г. в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Суду не представлено доказательств, что в 2009 году между органами местного самоуправления Зерноградского района и Зерноградского городского поселения заключалось какое-либо соглашение по вышеуказанной проблеме.
Решением Зерноградского районного суда от 19 ноября 2009г., вступившим в законную силу 18 января 2010г., было признано незаконным и недействующим с 26 декабря 2008г. решение № 28 от 26 декабря 2008г. Собрания депутатов Зерноградского городского поселения Зерноградского района «Об установлении размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договорам найма жилых помещений, находящиеся в ведении Домоуправления № 3 г.Зернограда Второй Ростовской КЭЧ района на 2009год, по мотивам превышения своих полномочий, поскольку утверждена была плата за пользование жилыми помещениями в домах ДУ №3, не включенных в состав населенных пунктов г.Зернограда, т.к. в состав Зерноградского городского поселения населенный пункт закрытого военного городка Зерноград-2 не включен.
Настоящим оспариваемым постановлением на основании заявления ДУ №3 г.Зернограда Второй Ростовской КЭЧ района также установлен размер платы за жилое помещение в тех же домах, но лишь на 2010 год.
В силу ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанная норма, по мнению суда, подлежит применению, поскольку, несмотря на то, что первоначально оспаривалось решение № 28 от 26 декабря 2008г. Собрания депутатов Зерноградского городского поселения, а в настоящее время постановление Администрации Зерноградского городского поселения № 1035 от 19 ноября 2009г., фактически вышеуказанными правовыми актами, на основании обращения ДУ №3 г.Зернограда Второй Ростовской КЭЧ района, по существу решались вопросы установления размера оплаты за наем жилого помещения, содержание и ремонт жилого помещения, расположенного на ул.им.Еремина г.Зернограда и находящееся в ведении ДУ №3 г.Зернограда.
Другим основанием признания постановления № 1035 от 18 ноября 2009г. незаконным является, по мнению суда, нарушение равенства участников жилищных отношений.
Статья 1 ЖК РФ гласит, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Как установлено в судебном заседании 18 ноября 2009г. Главой Зерноградского городского поселения, помимо оспариваемого постановления № 1035, издано постановление № 1034 «Об установлении на 2010 год размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и юридических лиц, занимающих помещения в многоквартирном доме», из которого следовало, что с 1 января 2010г. размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилых помещений, государственного или муниципального жилищного фонда установлен в размере 0.24 руб./кв.м. (без НДС); размер платы за содержание жилого помещения по средним преобладающим условиям составил 5,61 руб./кв.м., исходя из характеристик групп домов (2-7группы); размер платы за ремонт жилого помещения составил 3,25 руб./кв.м.; размер платы за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО)- с одного человека составил 32руб.20коп.
Анализ содержания двух постановлений свидетельствует о том, что граждане, проживающие в домах по ул.им. Еремина в г.Зернограде за услуги по содержанию жилья оплачивают 6,61руб./кв.м. и за его ремонт – 4,68руб./кв.м., жители же проживающие в домах, расположенных на других улицах г.Зернограда оплачивают за услуги по содержанию жилья от 5.33 руб./кв.м. до 5.93руб./кв.м. ( в среднем 5,61 руб./кв.м.), и за ремонт помещения – 3,35руб./кв.м.
По мнению суда, Зерноградское городское поселение для нанимателей жилых помещений, расположенных в г.Зернограде, должно принимать единый правовой акт о размере платы за жилое помещение, но с учетом коэффициента благоустройства помещений, в противном случае это порождает обоснованные жалобы граждан.
Более того, как следовало из пояснений Князевой Н.И., при издании двух вышеназванных постановлений предельный максимальный индекс (114,5%) изменения размера платы граждан за жилое помещение на 2010г. был соблюден, что составило 113,5% - для жителей по ул.им.Еремина в г.Зернограде и 114.5% - для других. При издании же единого правового акта, но с учетом коэффициента благоустройства жилых помещений, установленный предельный максимальный индекс-114,5% - был бы превышен.
Расчеты экономической обоснованности тарифов ДУ №3 (лд.109-149), сами по себе не подтверждают состояние благоустройства жилищного фонда военного городка, в том числе в сравнении с муниципальным жилищным фондом. Данных о всесторонней проверке таких расчетов по определенной и заранее установленной методике Администрацией Зерноградского городского поселения не представлено.
При вышеуказанных обстоятельствах, оспариваемый нормативный акт, как не соответствующий федеральному законодательству подлежит признанию недействующим в полном объеме со дня опубликования.
Требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию Зерноградского городского поселения отменить постановление № 1035 от 18 ноября 2009г. заявлены излишне, поскольку признание судом оспариваемого постановления недействующим, само по себе влечет его отмену.
При обращении в суд прокурором не оплачивалась госпошлина, в связи с чем, в силу ст.98 ГПК РФ, с Администрации Зерноградского городского поселения подлежит взыскать госпошлину в доход бюджета Администрации Зерноградского района в размере 3000рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198,251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление главы Зерноградского городского поселения в лице Администрации Зерноградского городского поселения № 1035 от 18 ноября 2009г. «Об установлении на 2010 год размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных по ул.им.Еремина города Зернограда признать незаконным и не действующим со дня его официального опубликования – с 26 ноября 2009г.
Взыскать с Администрации Зерноградского городского поселения госпошлину в доход бюджета Администрации Зерноградского района в размере 3000рублей.
Вступившее в законную силу решение суда, направить в газету «Зерноград официальный» для опубликования сообщения о принятом решении.
Решение может быть обжаловано, либо принесено представление прокурором в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 дней.
Судья О.П.Дуюнова