Определение по делу 2-751



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 2-751/2010

26 августа 2010г. г.Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Дуюновой О.П.,

при секретаре Дмитриченковой М.С..

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Зерноградского района Даниленко Д.А.

представителя третьего лица на стороне истца-ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском и Кагальницком районах - Капшук Елены Александровны, действующей на основании доверенности от 11 января 2010г.

ответчика – ОАО "Донская Водная Компания" в лице представителя по доверенности №13/1 от 1 апреля 2010г. Фоминых Александра Николаевича

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Донская Водная Компания", третьему лицу на стороне истца - ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском и Кагальницком районах об обязании предоставления установленной законом информации и исключении из Договоров предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцев индивидуального жилого домовладения (индивидуальной квартиры) от 1 октября 2009г. условий ущемляющих права потребителей

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Донская Водная Компания", третьему лицу на стороне истца - ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском и Кагальницком районах – об обязании предоставления установленной законом информации и исключении из договоров предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцев индивидуального жилого домовладения (индивидуальной квартиры) от 1 октября 2009г. условий ущемляющих права потребителей, указав в обоснование следующее.

В связи с обращениями граждан Зерноградского городского поселения по факту ненадлежащего обеспечения ОАО "Донская Водная Компания" (далее по тексту ОАО "ДВК") коммунальными услугами, прокуратурой Зерноградского района проведена проверка исполнения указанной организацией законодательства в области предоставления коммунальных услуг гражданам и защиты прав потребителей, в ходе которой установлено, что на территории Зерноградского городского поселения водоснабжение населения осуществляет Зерноградский филиал ОАО "ДВК", не являющийся самостоятельным юридическим лицом и действующим от имени ОАО "ДВК" Следовательно, ответственность за деятельность филиала, в соответствии со ст.55 ГК РФ несет ответчик.

В соответствии с публичными договорами - Договор предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцем индивидуального жилого домовладения от 1 октября 2009г. (далее по тексту Договор №1) (опубликован в газете "Донской Маяк" №40 от 2 октября 2009г.) и Договор предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцем индивидуальной квартиры (непосредственное управление) от 1 октября 2009г. (далее по тексту Договор №2) (опубликован в газете "Донской Маяк" №41 от 9 октября 2009г.) ответчик осуществляет эксплуатацию, обслуживание объектов водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории Зерноградского городского поселения, и водоснабжение населения данного поселения, т.е. предоставляет гражданам - жителям Зерноградского городского поселения коммунальные услуги в виде водоснабжения и водоотведения.

В тоже время в указанных договорах до предъявления иска в суд, в нарушение ст.ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. и подпункта «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (далее по тексту Правила), отсутствует следующая информация: режим работы организации; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; в полном объеме не указан порядок и форма оплаты коммунальных услуг, а именно отсутствует информация о том, что оплата коммунальных услуг производится на основании платежных документов, предоставленных ОАО «ДВК» не позднее 1 числа месяца следующего за отчетным периодом; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг; конкретные сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; информация о «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., в договоре отсутствуют установленные реквизиты данных Правил № и дата их утверждения; также, в нарушение п. 77 Правил в обоих Договорах отсутствуют сведения о случаях установления права потребителя требовать от ОАО «ДВК» уплаты неустоек (штрафов, пеней). Тем самым, ответчиком не обеспечено исполнение требований законодательства РФ о защите прав потребителей.

Указанными действиями (бездействием) юридическое лицо - ОАО «ДВК» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и направлено для рассмотрения в Роспотребнадзор.

В силу ст.ст. 4, 16, Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Пунктами 1, 2, 4, 7, 8 Правил регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности.

Ответчиком допущены нарушения прав потребителей путем включения в вышеуказанные Договора условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.

Так, в силу п.п. 50, 52 Правил исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время. Потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов

Пунктом 3.1.1 обоих Договоров установлено, что Водоканал имеет право «осуществлять контроль за потреблением услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования», т.е. фактически расширяя установленные права исполнителя коммунальных услуг на доступ в жилое помещение потребителя.

В силу п. 68 Правил, если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. Пунктом 4.2.14 Договора №1 и 3.1.4 Договора № 2 установлено, что Водоканал имеет право «совместно с потребителем составлять двусторонний акт обо всех случаях нарушения условий Договора. В случае отказа потребителя от подписи имеет законную силу акт, составленный представителем Водоканала в одностороннем порядке и направленный потребителю по почте заказным письмом». Таким образом, данные пункты Договоров противоречит условиям п. 68 Правил и существенно ограничивает права потребителя на участие в составлении акта о нарушении условия договора и фактически делает само участие потребителя в составлении данного акта необязательным, что значительно ущемляет права потребителя.

В соответствии с п.п. 49, 51 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Приложением № 1 к Правилам определены предельно допустимые перерывы в подаче коммунальных услуг и их качественные характеристики (давление и т.д.), а также основания для перерывов в подаче коммунальных услуг. Пунктом 2.1 обоих Договоров установлено, что «режим водоснабжения и водоотведения устанавливается в соответствии с действующим законодательством с учетом технических возможностей водоканала», что противоречит Правилам, поскольку технические возможности исполнителя коммунальных услуг не являются основанием для не обеспечения потребителей коммунальными услугами в необходимых им объемах.

Указанными действиями (бездействием) ответчик совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ - включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, и прокурором района в отношении него (ответчика) возбуждено дело об административном правонарушении, которое направлено в Роспотребнадзор.

Поскольку оспариваемые договора являются публичными обращены к неопределенному кругу лиц, то иск предъявлен прокурором, который просит обязать ОАО «Донская Водная Компания»:

- привести публичный «Договор предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцем индивидуального жилого домовладения» (опубликован в газете «Донской маяк» № 40 от 02.10.2009 г.) и публичный «Договор предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцем индивидуальной квартиры (непосредственное управление)» (опубликован в газете «Донской маяк» № 41 от 09.10.2009 г.) в соответствие с действующим законодательством, а именно включить в указанные договора информацию о режиме работы организации; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; информацию о том, что оплата коммунальных услуг производится на основании платежных документов, предоставленных ОАО «ДВК» потребителю не позднее 1 числа месяца следующего за отчетным периодом; конкретные параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг; конкретные сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; информацию о «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.; сведения о случаях установления права потребителя требовать от ОАО ДВК» уплаты неустоек (штрафов, пеней);

- привести п. 3.1.1 договоров в соответствие с п.п. 50, 52 Правил, дополнив его сведениями о порядке и условиях доступа исполнителя (ОАО «ДВК») либо его представителя в жилое помещения потребителя, а именно тем, что «исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время. Потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) индивидуальных приборов учета»;

- исключить из п. 3.1.4 (п. 4.2.14) договоров указание на то, что «в случае отказа потребителя от подписи имеет законную силу акт, составленный представителем Водоканала в одностороннем порядке и направленный потребителю по почте заказным письмом»;

- исключить из п. 2.1 договоров («режим водоснабжения и водоотведения устанавливается в соответствии с действующим законодательством с учетом технических возможностей водоканала») слова - «с учетом технических возможностей водоканала»;

- Договора, приведенные в соответствие с действующим законодательством опубликовать в средствах массовой информации Зерноградского городского поселения в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения по данному гражданскому делу.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Зерноградского района Даниленко Д.А.. поддержал иск в полном объеме, дополнив что, поводом для обращения с иском в суд послужили заявления граждан г.Зернограда (пос.Тимирязево, либо квартиры граждан расположены на 5 этаже). о том, что в их квартирах не было воды. До обращения в суд с иском, прокуратурой не направлялось ответчику текста предполагаемых изменений отдельных пунктов договора, лишь было возбуждено два дела об административном правонарушении, которые направлены в Роспотребнадзор. Также он пояснил, что 1 августа 2010г. опубликованы ответчиком новые тексты Договоров, однако они будут предметом отдельного судебного разбирательства, инициированного прокуратурой Ростовской области, поскольку данные Договоры определяют условия для жителей всей области.

Представитель третьего лица Капшук Е.А. поддержала иск прокурора, поскольку полагает, что он направлен на защиту прав потребителей, при этом, не отрицая, что оспариваемые Договоры, принятые ответчиком не только для жителей Зерноградского городского поселения, но в целом по Ростовской области, уже утратили силу в связи с опубликованием ответчиком 1 августа 2010г. новых Договоров.

Представитель ответчика Фоминых А.Н. просил в иске отказать, поскольку считает, что права потребителей не нарушены, поскольку в силу ст.539 ГК РФ ОАО "Донская Водная Компания" предоставляет услуги на основании публичного договора, с учетом Правил, утвержденных Правительством РФ № 307 и Жилищного кодекса РФ. Оспариваемые прокурором тексты договоров уже утратили силу, так как с 1 августа 2010г. опубликованы новые. С гражданами (потребителями) индивидуальных договоров не заключалось, поскольку не было таких обращений. До предъявления в суд иска, ответчику не предлагалось внести какие-либо изменения в тексты Договоров, были возбуждены административные дела, в настоящее время постановления вынесены, но не вступили в законную силу, поскольку обжалованы.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении заявления без рассмотрения, исходя из следующего.

Согласно абзацу 2 ст.222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. При этом следует отметить, что заявление, должно быть оставлено без рассмотрения независимо от того, утрачена или нет возможность истца на соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

Как следует из материалов дела, 2 октября 2009г. в газете "Донской маяк" ( "40) был опубликован Договор предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцем индивидуального жилого домовладения от 1 октября 2009г., заключенный между ОАО "Донская Водная Компания" и владельцем индивидуального жилого домовладения. 9 октября 2009г. в газете "Донской Маяк" (№41) был опубликован Договор предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцем индивидуальной квартиры (непосредственное управление ) от 1 октября 2009г., заключенный между ОАО "Донская Водная Компания" и владельцем индивидуальной квартиры (непосредственное управление ).

Пунктами 7 и 8 каждого из оспариваемых Договоров, предусматривалось, договорные обязательства могут быть пересмотрены по предложению одной из сторон, если в период их действия существенно изменились условия, касающиеся настоящих Договоров. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон.

Следовательно, прокурор, усматривая, несоответствие отдельных пунктов Договоров Закону РФ "О защите прав потребителей", Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.; обязан был в досудебном порядке, предложить ответчику внести соответствующие изменения в редакцию отдельных пунктов Договоров от 1 октября 2009г., приложив соответствующий текст, а в случае отказа ответчиком внести предлагаемые изменения, предъявить иск в суд в защиту неопределенного круга лиц. При этом обращает на себя внимание, что оспариваемыми Договорами устанавливались права и обязанности не только жителей Зерноградского городского поселения, а всей Ростовской области.

Однако стороны в суде не отрицали, что таких предложений ответчику не направлялось, поскольку одновременно были вынесены и постановления о возбуждении двух дел об административном производстве и предъявлен иск в суд.

Данные пояснения согласуются с материалами дела, так постановления о возбуждении двух дел об административном производстве вынесены 22 июля 2010г, а иск предъявлен в суд 23 июля 2010г.

При этом обращает на себя внимание, что в настоящее время ответчиком опубликованы новые аналогичные Договоры, вступившие в силу с 1 августа 2010г.

На основании вышеизложенного, руководствуясь абз.2 ст.222,ст. 223 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исковое заявление прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Донская Водная Компания", третьему лицу на стороне истца - ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском и Кагальницком районах об обязании предоставления установленной законом информации и исключении из договоров предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцев индивидуального жилого домовладения (индивидуальной квартиры) от 1 октября 2009г. условий ущемляющих права потребителей оставить без рассмотрения, в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление прокурором в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 дней.

Судья О.П.Дуюнова