30 марта 2011 года гор.Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Челомбитко М.В.
при секретаре Дмитриченковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкарлатюк Елены Петровны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зерноградском районе Ростовской области о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Шкарлатюк Е.П. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зерноградском районе Ростовской области о признании права на досрочную пенсию, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако ГУ УПФР в Зерноградском районе Решением своей комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ отказало ей в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального (медицинского) стажа. Она не согласна с данным решением, так как она имеет более 25 лет стажа медицинской работы. Комиссия включила в специальный стаж лечебной деятельности 14 лет 05 месяцев 09 дней, исключила из специального стажа следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры детского комбината «Сказка» колхоза им.Ленина <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры автогаража колхоза им.Ленина <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры экстренной медицинской помощи <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры <данные изъяты>, которые подлежат исчислению в льготном порядке как лечебная работа в сельской местности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты>, которые подлежат исчислению в льготном порядке как работа в хирургическом отделении. Кроме того, периоды работы в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтены по фактической продолжительности, а не в льготном. С учетом изложенного, она просит включить в специальный стаж указанные периоды, увеличив медицинский стаж на 14 лет 3 месяца 27 дней, признать решение ГУ УПФР в Зерноградском районе незаконным и отменить его, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Шкарлатюк Е.П. поддержала свои исковые требования в полном объеме и в дополнение пояснила, что, работая палатной медсестрой <данные изъяты>, она вырабатывала норму часов, исходя из полного рабочего дня, несмотря на 0,75 ставки, заработную плату получала также по фактически отработанному времени.
Представитель ответчика Овчинникова Н.Н., действующая на основании доверенности №675 от 04.02.2011 года, исковые требования не признала и поддержала доводы, изложенные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев материалы пенсионного дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, определяющую возможность исчисления указанного стажа по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2002 года независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, то есть при определении права на указанную досрочную пенсию может применяться исчисление стажа в порядке, вытекающем из норм, действующих на момент назначения пенсии и (или) в порядке, который был предусмотрен законами и нормативными актами на момент выполнения соответствующей работы.
В судебном заседании установлено, что истица Шкарлатюк Елена Петровна, будучи гражданкой Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Из протокола заседания комиссии ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истице отказано в назначении данной пенсии, так как она имеет специального стажа 14 лет 05 месяцев 09 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. В специальный стаж Шкарлатюк Е.П. ответчиком не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры детского комбината «Сказка» колхоза им.Ленина <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры автогаража колхоза им.Ленина <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры экстренной медицинской помощи <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры <данные изъяты>, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без сохранения заработной платы. По фактической продолжительности зачтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты>, так как она находилась в отпуске по уходу за ребенком (л.д.9-13).
Из трудовой книжки Шкарлатюк Е.П. и материалов пенсионного дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица постоянно работает в сельской местности, периоды работы в городе отсутствуют (л.д.18-23).
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что один год работы в сельской местности работникам здравоохранения независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемологических учреждений всех форм собственности засчитывается за один год и 3 месяца.
Разрешая требование истицы об исчислении специального стажа за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как лечебной работы в сельской местности, суд не может согласиться с данным требованием и считает, что льготное исчисление стажа истицы за периоды работы в сельской местности должно производиться до ДД.ММ.ГГГГ, так как работа осуществлялась только в сельской местности, поэтому в данной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Свои выводы суд обосновывает разъяснениями Верховного Суда РФ, указанными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N25, из которых следует, что в соответствии с пунктом 3 Постановления N1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464. Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Рассматривая требование истицы о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры детского комбината «Сказка» колхоза им.Ленина <адрес>, суд руководствуется Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало в спорный период ее работы.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу, являющемуся Приложением к Постановлению №1397 от 17.12.2959 г., к лечебно-профилактическим учреждениям относятся детские сады, а должность медицинской сестры предусмотрена в наименовании должностей.
Как следует из архивных выписок Шкарлатюк Е.П. (до замужества ФИО6) с ДД.ММ.ГГГГ была принята в члены колхоза и направлена медсестрой детского комбината «Сказка», а с ДД.ММ.ГГГГ была исключена из членов колхоза по собственному желанию, при этом наименование учреждения указано как детский сад «Сказка» (л.д.16-17).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N25 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Принимая во внимание пояснения истицы и письменные доказательства, учитывая требования тождественности, суд приходит к выводу, что период работы истицы в должности медсестры детского комбината (детского сада) «Сказка» относится к периоду лечебной деятельности в лечебно-профилактическом учреждении, и необходимо его учесть по правилам п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 из расчета один год работы за один год и 3 месяца специального стажа.
Разрешая требование истицы о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд руководствуется пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N25, в котором дано разъяснение, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, считает, что период нахождения Шкарлатюк Е.П. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Разрешая требование истицы о льготном исчислении периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд учитывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до отпуска истица работала в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты>, данный период включен ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении, как один год за один год и 6 месяцев. Истица была уволена с указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-13, 33-35, 38-41). Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком полностью по правовым последствиям приравнено законодателем к времени основной работы женщины, поэтому при кратном зачете времени работы для пенсионных целей и время нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат учету в льготном исчислении, как один год за один год и 6 месяцев, следовательно, данное требование истицы подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование истицы о включении в ее медицинский стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры автогаража колхоза им.Ленина <адрес>, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, так как истицей не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что работа в данный период протекала в учреждении, относящемся к учреждению здравоохранения.
Кроме того, истица просила включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры экстренной медицинской помощи <данные изъяты>, который был исключен ответчиком по причине отсутствия указанной должности в Номенклатуре №377 от 15.10.1999 года и в Списке №1066 от 22.09.1999 года.
Суд находит требования истицы в данной части обоснованными, так как в Номенклатуре №377 от 15.10.1999 года и в Списке №1066 от 22.09.1999 года в числе перечисленных должностей среднего медицинского персонала поименована и должность «медицинская сестра», поэтому с учетом характера работы, выполняемой истицей, суд считает, что должность «медицинская сестра экстренной медицинской помощи» охватывается должностью с общим наименованием «медицинская сестра» и спорный период работы Шкарлатюк Е.П. подлежит включению в специальный стаж, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, без учета отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по фактической продолжительности.
Разрешая исковые требования Шкарлатюк Е.П. о включении в ее медицинский стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры <данные изъяты>, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в данной части, так как из пояснений истицы, показаний свидетеля ФИО7, согласующихся со справкой о фактически отработанных часах и ургентациях за 2002-2005 годы, следует, что Шкарлатюк Е.П. с учетом работы в сельской местности выполняла полную норму рабочего времени, исходя из 36-часовой рабочей недели, поэтому данный период подлежит включению в специальный стаж.
Учитывая спорные периоды, которые подлежат включению в специальный стаж, при этом до 1 ноября 1999 года стаж работы в сельской местности подлежит исчислению в льготном порядке, как один год работы за один год и 3 месяца, а период работы в хирургическом отделении, как один год работы за один год и 6 месяцев, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 7 месяцев 15 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ только льгота – 1 год 10 месяцев 10 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 4 месяца 12 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 года 9 месяцев 17 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 года 5 месяцев, всего 12 лет 24 дня и период, исчисленный ответчиком - 14 лет 05 месяцев 09 дней, истица Шкарлатюк Е.П. на день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ имела стаж лечебной деятельности в сельской местности более 25 лет, следовательно, со дня обращения к ответчику она имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения, а Протокол заседания комиссии ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шкарлатюк Е.П. в части невключения указанных периодов в специальный стаж и отказа в назначении пенсии является незаконным, поэтому исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Шкарлатюк Елены Петровны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Зерноградском районе Ростовской области о признании права на досрочную пенсию – удовлетворить частично.
Включить в стаж лечебной деятельности Шкарлатюк Елены Петровны в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры хирургического отделения <данные изъяты>; в льготном порядке 1 год за 1 год 3 месяца следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры детского комбината «Сказка» колхоза им.Ленина <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры экстренной медицинской помощи <данные изъяты>, за исключением отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по фактической продолжительности следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры экстренной медицинской помощи <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры <данные изъяты>, увеличив медицинский стаж на 12 лет 24 дня.
Признать незаконным Протокол заседания комиссии ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шкарлатюк Елене Петровне в назначении досрочной трудовой пенсию по старости.
Признать за Шкарлатюк Еленой Петровной право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня ее обращения за указанной пенсией, и обязать ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 04 апреля 2011 года.
Судья М.В.Челомбитко