Р Е Ш Е Н И Е № 2-436/2011г. Именем Российской Федерации 03 м а я 2011 года город Зерноград Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В., с участием помощника прокурора Зерноградского района Бозоева В.П., представителя ответчика Администрации Зерноградского городского поселения Жиглатой Н.С., действующей на основании доверенности № 2403 от 14 октября 2010 года, представителя третьего лица МУП Зерноградского городского поселения «Чистый город» В.Н. Гуленкова, при секретаре Штефан Ж..И. УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что на территории Зерноградского городского поселения расположено <данные изъяты> общественных кладбищ: в <адрес> (закрытое для захоронений), <адрес> (закрытое для захоронений), <адрес>, <адрес> км на юг от южной окраины, <адрес> <адрес> км на юг от юго-западной окраины, <адрес> <адрес> км на юг от юго-восточной окраины, <адрес> <адрес> км на юг от южной окраины, на которых выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: - на кладбищах отсутствуют общественные туалеты, что является нарушением п. 7.4 СанПин 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»; не предусмотрены огражденные и имеющие твердое покрытие площадки для мусоросборников, отсутствуют мусоросборники, урны для сбора мусора, что является нарушением п.7.9, п. 7.10 СанПиН 2.11279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. В соответствии ч.ч. 1 и 3 ст. 39 вышеуказанного закона на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. В соответствии с п. 1.3 Сан.Пин. санитарные требования предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения. В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а также формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Вышеуказанные обязанности отражены в ч.1 ст. 2 Устава муниципального образования «Зерноградское городское поселение». Нарушение прав неопределенного круга лиц состоит в несоблюдении ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства в местах захоронений, расположенных на территории Зерноградского городского поселения, в результате чего не обеспечивается нормативно установленных гарантий безопасности жизни и здоровья граждан и может привести к причинению вреда их здоровью. Прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Жиглатая Н.С. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что в настоящее время администрация Зерноградского городского поселения является юридическим правообладателем – землепользователем только одного из <данные изъяты> земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, это участок находится в <адрес> имеющий кадастровый номер с разрешенным использованием для размещения кладбищ, на котором ответчиком запланировано размещение биотуалета. Обязанности по соблюдению требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов в отношении вышеперечисленных земельных участков у ответчика в соответствии с нормами закона не возникает. Представитель третьего лица МУП Зерноградского городского поселения «Чистый город» Гуленков В.Н., исковые требования не признал, пояснил, что МУП «Чистый город» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела и оказанию услуг по погребению, кроме того организация в соответствии с заключенным с Администрацией Зерноградского городского поселения муниципальным контрактом № № от ДД.ММ.ГГГГ года выполнила работы по выравниванию проезжей части городских кладбищ, а также вывозу мусора с территории этих кладбищ перед праздником Пасхи. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему: В соответствии с требованиями ст. 25 ч.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле (далее Закон о погребении), организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Частью 1 статьи 14 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а также формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Судом установлено, что в соответствии с п.25 ст. 30 Устава муниципального образования Зерноградского городского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Зерноградского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик организует оказание ритуальных услуг и обеспечивает содержание мест захоронения (л.д. 15). На основании постановления главы Зерноградского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ статусом специализированной ритуальной службы по вопросам похоронного дела на территории Зерноградского городского поселения наделен МУП Зерноградского городского поселения «Чистый город» (л.д.37), в связи с изменениями внесенными в устав данной организации, утвержденными решением Собрания депутатов Зерноградского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, из видов деятельности МУП Зерноградского городского поселения «Чистый город» исключены выделение мест захоронения и содержание территории кладбищ, предметом деятельности организации является оказание ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения (л.д. 59). С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает, что обязанность по содержанию кладбищ относится к деятельности органов местного самоуправления. Судом также установлено, и данное обстоятельство не отрицалось представителем ответчика, что территории кладбищ, в <адрес> км от <адрес> по направлению на север (закрытое для захоронений), <адрес> (закрытое для захоронений), <адрес>, <адрес> км на юг от южной окраины, <адрес> <адрес> км на юг от юго-западной окраины, х. <адрес> <адрес> км на юг от юго-восточной окраины, х. <адрес> <адрес> км на юг от южной окраины, расположены на территории Зерноградского городского поселения, более того согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок для размещения кладбища, расположенный в <адрес> км от <адрес>, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ответчика (л.д.36). Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика по поводу того, что ответчик должен отвечать за санитарное состояние только данного кладбища не может быть принят судом во внимание, так как отсутствие в зарегистрированного в установленном законом порядке права на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, не является основанием к освобождению ответчика от содержания данных общественных кладбищ, находящихся на территории земель Зерноградского городского поселения, при условии, когда законодательством на ответчика прямо возложена обязанность по содержанию общественных кладбищ. Согласно статьи 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ и их содержание. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы Законом о погребении не предусмотрена. В соответствии с требованиями п. 7.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003г. № 35 «О введении в действие СанПиН2.1.1279-03 (вместе с Сан.ПиН. 2.1.1279-03. 2.1. Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы» - при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Статьей 7.9 Сан.ПиН. предусмотрено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. П. 7.10 предусмотрено – площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). С учетом установленных обстоятельств относительно того, что содержание общественных кладбищ находящихся на территории Зерноградского городского поселения должно осуществляться ответчиком, суд полагает, что именно ответчиком в интересах неопределенного круга лиц должны соблюдаться требования п.п. 7.4, 7.9 и 78.10 Сан.Пин. по оборудованию территорий общественных кладбищ общественными туалетами, урнами и для сбора мусора и мусоросборниками, а также огражденными и имеющими твердое покрытие площадками для мусоросборников. Представителем ответчика доводов относительно сроков исполнения требований законодательства по оборудованию территорий общественных кладбищ общественными туалетами, урнами и для сбора мусора и мусоросборниками, а также огражденными и имеющими твердое покрытие площадками для мусоросборников не приводилось, суд считает срок указанный прокурором – шесть месяцев, реальным для исполнения требований законодательства. С учетом изложенного судья полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц о приведении общественных кладбищ в соответствие с требованиями санитарного законодательства, удовлетворить. Обязать Администрацию Зерноградского городского поселения по истечении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу привести места захоронения –кладбища, расположенные на территории Зерноградского городского поселения в <адрес> км от <адрес> по направлению на север (закрытое для захоронений), <адрес> (закрытое для захоронений), <адрес>, <адрес> км на юг от южной окраины, <адрес> <адрес> км на юг от юго-западной окраины, х. <адрес> км на юг от юго-восточной окраины, х. <адрес> км на юг от южной окраины, в соответствие с требованиями санитарного законодательства, оборудовав их общественными туалетами, огражденными и имеющими твердое покрытие площадками для мусоросборников, мусоросборниками и урнами для сбора мусора. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение десяти суток с момента его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 06 м а я 2011 года. Судья Н.В.Дробот
в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения о приведении общественных кладбищ в соответствии с требованиями санитарного законодательства,