Р Е Ш Е Н И Е 2-496/2011 Именем Российской Федерации 9 июня 2011 г. ст.Кагальницкая Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дуюновой О.П. при секретаре Таршиловой Ю.В. с участием помощника прокурора Кагальницкого района Сторчак А.В. истца Шабуниной Лилии Павловны, его представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Сидоренко Натальи Александровны представителя ответчика- управления социальной защиты населения Кагальницкого района Ростовской области – по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Левченко Инны Николаевны рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабуниной Лилии Павловны к управлению социальной защиты населения Кагальницкого района Ростовской области о перерасчете сумм возмещения вреда, взыскании задолженности и убытков, причиненных несвоевременной выплатой ежемесячных сумм возмещения вреда У С Т А Н О В И Л : Шабунина Л.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к управлению социальной защиты населения Кагальницкого района (далее по тексту УСЗН Кагальницкого района) о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью, причиненного в результате аварии на ЧАЭС, взыскании задолженности и убытков, в связи с несвоевременной выплатой ежемесячных сумм возмещения вреда, указав в обоснование следующее. Она (истец) является инвалидом 2 группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на получение сумм возмещения вреда здоровью на основании положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С ДД.ММ.ГГГГ его размер возмещения вреда здоровью составлял <данные изъяты>. Несмотря на то, что размеры выплат подлежали ежегодной индексации, в связи с имевшей место инфляцией, ответчик добровольно индексацию не производил. Поэтому просил проиндексировать сумму возмещения вреда здоровью с применением индексов, установленных действующим законодательством, в том числе: - с учетом коэффициента роста минимального размера оплаты труда (МРОТ): - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,581 (<данные изъяты>.) - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,515 (<данные изъяты>.); - с учетом величины прожиточного минимума (ВПМ): при этом исходить из суммы <данные изъяты>, установленной ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ: - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,25 (<данные изъяты>.); - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,26 (<данные изъяты>.); - с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,16 (<данные изъяты>.); - с учетом уровня инфляции: - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,11 (<данные изъяты>.; - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,09 ( <данные изъяты>. - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,08 (<данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,105 (<данные изъяты>.) - с ДД.ММ.ГГГГ на 1.13 ( <данные изъяты>.) - с ДД.ММ.ГГГГ на 1,1 (<данные изъяты>.) взыскав с ответчика, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копеек, и убытки с учетом индекса роста потребительских цен за несвоевременную выплату ежемесячных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ установить ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ были поданы уточнения к иску, в соответствии с которыми, размер задолженности был определен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.; убытки составили за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Итого к единовременному взысканию подлежало <данные изъяты>. Решением Зерноградского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования с учетом уточнений были удовлетворены в полном объеме. По кассационной жалобе ответчика определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении дела, истец ДД.ММ.ГГГГ уточнил исковые требования, касающиеся периодов задолженности и размера сумм, и просил с ДД.ММ.ГГГГ взыскивать с ответчика ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты>., взыскав единовременно задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом инфляционных убытков, в сумме <данные изъяты>. В судебном заседании истец и его представитель, поддержав уточненный иск, дополнили, что ранее в суд по вопросу возмещения вреда здоровью истец не обращался, выплаты назначались и производились ответчиком самостоятельно. При этом не отрицали, что согласны были с установлением с 2001г. твердой денежной суммы ВВЗ в размере <данные изъяты>, поскольку ранее назначенная сумма <данные изъяты>., даже с учетом применения индекса МРОТ, составляла бы всего <данные изъяты>. В целях сохранения равенства граждан - инвалидов-чернобыльцев перед законом, настаивают на применении за 2002-2004 годы в виде повышающего коэффициента – величины прожиточного минимума, как наиболее благоприятного критерия индексации, а не уровня инфляции. Представитель УСЗН Кагальницкого района Левченко И.Н., просила в иске отказать в связи с отсутствием правовых оснований для индексации сумм возмещения вреда здоровью на индексы МРОТ со ссылкой на Постановление Конституционного суда РФ от 19 июня 2002г. № 11-П; на индексы ВПМ в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ, внесшим изменения в ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому индексация сумм возмещения вреда здоровью осуществляется с применением индексов инфляции. При этом Левченко И.Н. не отрицала, что за период с 1 июля 2000г. по 14 февраля 2001г. применение индексов МРОТ истцу не производилось. Следовательно, если суд сочтет необходимым применить индексы МРОТ, то размер задолженности за период с 1 июля 2000г. по 31 мая 2011г. составит <данные изъяты>, из которых убытки от инфляции с учетом индекса роста потребительских цен составят <данные изъяты>. Полагает, что вины УСЗН Кагальницкого района не имеется, поскольку ежемесячные суммы истцу индексировались на основании ежегодных Постановлений Правительства РФ об индексации размеров компенсации на очередной год, и в настоящее время истцу выплачивается ежемесячно по <данные изъяты>. с применением коэффициента 1,065, установленного Постановлением Правительства РФ на 2011г. Заслушав пояснения истца, представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить частично, взыскав в пользу истца <данные изъяты>., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска. В судебном заседании было установлено, что Шабунина Л.П. принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признана инвалидом 2 группы, с 2004г. инвалидность установлена бессрочно. (лд.8) Ответчиком истцу производятся выплаты сумм возмещения вреда здоровью, в том числе, с января 2000г. размер выплат составлял <данные изъяты> Истец просит применить к периоду ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) индексацию, исходя из повышения МРОТ, что, по мнению суда, обоснованно, поскольку, прежняя редакция ст. 1091 ГК РФ предусматривала индексацию сумм возмещения вреда здоровью, выплачиваемых гражданам, в зависимости от повышения МРОТ. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14.12.2000г. № 35 в редакции от 5 апреля 2005г., в соответствии с частью 3 ст.5 базового Закона ( в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993г. № 2288), статьей 318 ГК РФ ( в редакции, действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000г. № 82-ФЗ « О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000г., равного 1.581 (132:83,49), а с 1 января 2001г. с учетом коэффициента равного 1.515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997г. до 1 июля 2000г. не производилась индексация указанных сумм на основании ч.3ст.5 базового Закона ( в редакции ФЗ от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ) и ст.1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» ( в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993г. № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст.3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. по 1 января 2001г. Судом установлено, что до 1 июля 2000г. индексация оспариваемых выплат истцу не производилась, следовательно, требования истца о необходимости индексировать их на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда в 1.581 и 1.515 являются обоснованными и размер ежемесячных выплат с 1 июля 2000г. должен составлять <данные изъяты> и с 1 января 2001г. - <данные изъяты> (<данные изъяты> Следовательно, невыплаченная задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> <данные изъяты> Поскольку указанные суммы не были своевременно выплачены, то в соответствии с положениями ст.15 ГК РФ, в целях полного возмещения убытков, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию <данные изъяты> коп. с учетом индекса роста потребительских цен (лд.143) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При этом судом принимается во внимание, что сторонами в судебном заседании не оспаривались размеры ежемесячных индексов потребительских цен за период с августа 2000г. по май 2011г., обеими сторонами представлены расчеты по данному периоду.(лд.120-124 и 132-140), при этом истцом сумма, подлежащая к взысканию от убытков определена в размере <данные изъяты>., ответчиком представлен расчет, в соответствии с которым предполагаемая сумма к выплате составляет в размере <данные изъяты>.) Судом взят за основу расчет ответчика, поскольку он наиболее точен. Взыскать вышеназванные суммы, по мнению суда, надлежит с УСЗН Кагальницкого района Ростовской области ( за счет средств федерального бюджета), учитывая правовые позиции Постановления Конституционного суда РФ от 19 июня 2002г.№11-П, и Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 5 апреля 2005г., о том, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, являются органы социальной защиты населения, которые, согласно ст.125ч.3 ГК РФ, уполномочены выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Что же касается требований истца о применении за 2002-2004 годы критерия индексации исходя из ВПМ, то удовлетворению они не подлежат по следующим основаниям. Постановлением Конституционного Суда РФ № 11-П от 19 июня 2002г. признаны не противоречащими Конституции РФ законодательные акты в части перехода на новый способ исчисления размеров денежных компенсаций возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда – пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по России. При этом указано, что выбор способов определения размера иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, и критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по России. Согласно ст.1091 ГК РФ в редакции ФЗ-152 от 26 ноября 2002г. суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке ( ст. 318 ГК РФ). Статья 318 ГК РФ предусматривает индексацию сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, с учетом уровня инфляции, предусмотренных законом. В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (принят ГД ФС РФ 02.04.2004) законодатель предусмотрел, что размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Для инвалидов-чернобыльцев 2 группы, размер ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, законодателем установлен в сумме 2500рублей. Следовательно, на момент настоящего обращения истца в суд, согласно действующему законодательству, суммы возмещения вреда здоровью индексируются исходя из уровня инфляции, а не из уровня величины прожиточного минимума. За оспариваемый период Постановлениями Правительства РФ определены были коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Так, Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 847 «Об индексации в 2004г. размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что компенсация, установленная частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируется с 1 июня 2004 г. с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год"; Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005г. № 292 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.03.2006 № 163 и от 03.03.2007 № 143 «Об индексации в 2005г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2005 г. установлен коэффициент 1,11, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год"; В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм" ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексировались за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год". Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 163 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 и от 9 августа 2005 г. N 496") увеличен был коэффициент с 1.08 до 1.1 на период с 1 января 2005г. С 1 января 2006 г. индексация осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 N 246 (в ред. от 03.03.2007) "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") с применением коэффициента 1,09, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" Постановлением Правительства РФ № 171 от 21 марта 2007г. «Об индексации в 2007г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии с Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2007г.», с 1 января 2007г. установлен коэффициент в 1.08. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 992 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914" ( с учетом постановления Правительства РФ № 655 от 3 сентября 2008г.), исходя из уровней инфляции, установленных федеральными законами "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", предусмотрено осуществление индексации размеров компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением коэффициентов 1,105 - с 1 января 2008 г., 1,085 - с 1 января 2009 г. и 1,07 - с 1 января 2010 г.:". Постановлением Правительства РФ от 07.07.2009 N 545 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914", исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", предусмотрено осуществление с 1 января 2009 г. индексации с применением коэффициента 1,13. С 1 января 2010 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ) индексация производится с применением коэффициента 1,1, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусмотрена возможность осуществления с 1 января 2011 г. индексации с применением коэффициента 1,065. Истцом и его представителем в суде не отрицалось, что ответчик ежегодно индексирует суммы возмещения вреда здоровью, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, в том числе применен индекс, утвержденный и на 2011г. Данные пояснения согласуются с представленной ответчиком справкой о назначенных и выплаченных истцу сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, согласно которой в 2000г. размер компенсации составлял <данные изъяты>., на май 2011г.- <данные изъяты> коп. Также из указанной справки усматривается, что ответчик своевременно, с учетом принимаемых постановлениями Правительства РФ изменений о применении ежегодных коэффициентов, производил доплату компенсационных сумм.(лд.132-134) На основании вышеизложенного, суд не усматривает оснований для применения за период с 2002г. по 2004 годы критерия индексации исходя из ВПМ. Истец, при подаче иска, в силу Закона, освобожден от уплаты госпошлины, таким образом, с ответчика - УСЗН Кагальницкого района Ростовской области подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты>. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Шабуниной Лилии Павловны удовлетворить частично. Взыскать с управления социальной защиты населения Кагальницкого района Ростовской области ( за счет средств федерального бюджета РФ) в пользу Шабуниной Лилии Павловны задолженность с учетом инфляционных убытков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, в остальной части исковых требований отказать. Взыскать с управления социальной защиты населения Кагальницкого района Ростовской области госпошлину в доход местного бюджета Администрации Кагальницкого района в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано, либо принесено представление прокурором в Ростовский областной суд, через Зерноградский районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2011г. Судья О.П.Дуюнова