Решение по делу № 2-1086/2011



Р Е Ш Е Н И Е № 2-1086/2011

Именем Российской Федерации

27 сентября 2011г. г.Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Дуюновой О.П.,

при секретаре Таршиловой Я.А.

с участием помощника прокурора Зерноградского района Воротниковой О.А.

представителя ответчика - главы Администрации Донского сельского поселения Сироткина А.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Донского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Донского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, указав в обоснование следующее.

В соответствии с Областным законом Ростовской области от 25 июля 2005г. № 340-ЗС х.Донской,х.Красноармейский, х.Пишванов, с.Новокузнецовка находятся в границах Донского сельского поселения.

На основании ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Первичные меры пожарной безопасности, в соответствии со ст.63 Федерального закона РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; обеспечение состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Частью 1 ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

Согласно п.п.6 и 9 ст.67 ФЗ РФ от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Во исполнение требований ФЗ РФ от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Пунктом 23 данных Правил установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

В соответствии с п.п.21,32 Правил территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов.

Пунктами 31 и 107 Правил также установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

За каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.

В соответствии с п.94 Правил, наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно п.114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Вместе с тем, в ходе проведенной совместной проверки прокуратурой Зерноградского района и главным государственным инспектором Зерноградского района по пожарному надзору установлено, что администрацией Донского сельского поселения допускаются нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства РФ, а, именно: территории общего пользования всех населенных пунктов сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; во всех населенных пунктах сельского поселения отсутствует система оповещения населения о пожаре - не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (не определен порядок оповещения имеющимися звуковыми сигналами и ГО).

В х.Красноармейский имеются 3 источника наружного противопожарного водоснабжения - водоемы, расположенные: 500м. на запад от <адрес>; 50 м. на север от <адрес>; 200м. на северо-восток от <адрес>.

В с.Новокузнецовка имеются 4 источника наружного противопожарного водоснабжения - водоемы, расположенные: 800м.на север от <адрес>; 50м. на север от <адрес>; 250м. на восток от <адрес>; 20м. на восток от <адрес>

На территории х.Пишванов имеется источник наружного противопожарного водоснабжения – башня Рожновского.

Однако ни к одному из них не имеется подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Ни в одном из населенных пунктов сельского поселения не имеется для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпы.

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, используемым для целей пожаротушения, содержатся в не исправном состоянии. Ширина проездов для пожарной техники составляет менее 6 метров. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники не рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Таким образом, администрацией Донского сельского поселения полномочия, предусмотренные ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности», осуществляются ненадлежащим образом, вследствие чего, в условиях пожароопасной ситуации в районе, существует реальная угроза возникновения пожара в данных населенных пунктах сельского поселения, а невыполнение ответчиком всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в них граждан. В связи с этим, прокурором предъявлен настоящий иск о возложении обязанности на ответчика в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить территории общего пользования всех населенных пунктов Донского сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечить все населенные пункты Донского сельского поселения системой оповещения населения о пожаре, а также переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; устроить площадки с твердым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоисточникам-водоемам, расположенным: в х.Красноармейский: 500м. на запад от <адрес>; 50 м. на север от <адрес>; 200м. на северо-восток от <адрес>; в <адрес> -800м.на север от <адрес>; 50м. на север от <адрес>; 250м. на восток от <адрес>; 20м. на восток от <адрес>.;в х.Пишванов к башне Рожновского;

- постоянно содержать дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, используемым для целей пожаротушения, в исправном состоянии, а, именно, ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров; конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

В судебном заседании помощник прокурора Зерноградского района Воротникова О.А. иск поддержала, уточнив срок исполнения судебного решения до 9 месяцев, а содержать дороги в исправном состоянии администрация должна постоянно, и просила принять судом признание иска ответчиком.

Представитель ответчика- глава Администрации Донского сельского поселения Сиротин А.Т. иск признал и пояснил, что уже принимаются меры к устранению выявленных недостатков, разработаны дополнения в Долгосрочной целевой Программе по пожарной безопасности, и по мере изыскания финансовых средств, дороги будут благоустраиваться.

Главный гос.инспектор Зерноградского района по пожарному надзору Ветров В.А. пояснил, что иск прокурора обоснован, поскольку в населенных пунктах Администрации Донского сельского поселения нет ни системы оповещения о пожаре, ни площадки у водоемов для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; дороги менее 6 м., и конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники не рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Не отрицая, что для устройства дорог нужны большие денежные средства, поэтому полагает, что ответчик должен разрабатывать целевые программы и обращаться в областную администрацию для выделения средств в порядке софинансирования.

Суд с учетом позиции ответчика, принимает признание им иска, поскольку оно не противоречит требованиям закона и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Руководствуясь ст.ст.173, 194,198,206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Принять признание иска ответчиком.

Исковые требования прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Донского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Донское сельское поселение» Зерноградского района Ростовской области»

- в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить территории общего пользования всех населенных пунктов Донского сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- обеспечить все населенные пункты Донского сельского поселения системой оповещения населения о пожаре, а также переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;

- устроить площадки с твердым покрытием размерами не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоисточникам-водоемам, расположенным:

в х.Красноармейский: 500м. на запад от <адрес>; 50 м. на север от <адрес>; 200м. на северо-восток от <адрес>;

в с.Новокузнецовка -800м.на север от <адрес>; 50м. на север от <адрес>; 250м. на восток от <адрес>; 20м. на восток от <адрес>.;

в х.Пишванов к башне Рожновского;

- постоянно содержать дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, используемым для целей пожаротушения, в исправном состоянии, а, именно, ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров; конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Решение может быть обжаловано, либо принесено представление прокурором в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 дней.

Судья О.П.Дуюнова