Р Е Ш Е Н И Е № 2-1087/2011 Именем Российской Федерации 20 октября 2011 года город Зерноград Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В., с участием помощника прокурора Зерноградского района Воротниковой О.А., при секретаре Швец О.Ю., в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Манычского сельского поселения Зерноградского района об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Манычского сельского поселения, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной совместно с главным государственным инспектором Зерноградского района по пожарному надзору на территории Манычского сельского поселения Зерноградского района были выявлены нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности, а именно: -территории общего пользования всех населенных пунктов сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - во всех населенных пунктах сельского поселения отсутствует система оповещения населения о пожаре – не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - в <адрес> и <адрес> отсутствуют источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения; - на территории населенных пунктов <адрес> имеются источники наружного противопожарного водоснабжения – водоемы, расположенные: <адрес> от устья центральная часть <адрес> <адрес> от устья западная часть <адрес> от устья 3 км северо-восток х. <адрес> от устья южная окраина х. <адрес> от устья северная окраина х. <адрес>, однако, к указанным водоемам отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время; - ни в одном из населенных пунктов сельского поселения не имеется для целей пожаротушения переносных пожарных мотопомп; - дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, используемым для целей пожаротушения, содержатся в неисправном состоянии. Ширина проездов для пожарной техники составляет не мене 6 метров. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники не рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. В судебном заседании прокурор отказался от части заявленных требований, а именно от требования по обеспечению населенных пунктов источниками внутреннего противопожарного водоснабжения, требований по устройству площадок с твердым покрытием к водоисточникам <адрес> от устья центральная часть <адрес> от устья западная часть х. <адрес> от устья северная окраина <адрес>, а также от требования по содержанию дорог, проездов к зданиям, сооружениям, открытым складам, используемым для целей пожаротушения в исправном состоянии. Данный отказ судом принят, так как не противоречит действующему законодательству. Кроме того, прокурор уточнил исковые требования в части выполнения исковых требований в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, исковые требования прокурор поддержал и просил их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации Манычского сельского поселения в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом извещен о месте, времени и дате рассмотрения дела, в предыдущем судебном заседании исковые требования признал частично, а именно в части обеспечения территории общего пользования всех населенных пунктов сельского поселения первичными средствами пожаротушения, при условии определения истцом мест, где эти средства пожаротушения должны быть установлены. Суд с учетом мнения прокурора полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ. Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему: Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным оранном, нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В силу требований ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности – это материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Статьей 14 Федерального Закона РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», установлено, что к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу требований ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно пункта 31 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не мене двух прицепных пожарных мотопомп. Пунктом 94 данных Правил предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Судом установлено, что на территории Манычского сельского поселения находятся восемь населенных пунктов, а именно <адрес> и х<адрес>. Согласно актов по проверке исполнения требований законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что территории данных населенных пунктов не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, в указанных населенных пунктах отсутствует система оповещения населения о пожаре, а именно не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (не определен порядок оповещения имеющимися звуковыми сигналами и ГО, данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем ответчика, в то же время суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, о наличии у ответчика громкоговорящего устройства, которое по его мнению может быть использовано для оповещения людей на случай пожара вместо системы оповещения. В соответствии с требованиями ст. 114 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ» территория населенного пункта должна оборудоваться средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара (колокол, подвешенный рельс, другое средство оповещения). Суд не может также согласиться с доводами представителя ответчика о нецелесообразности приобретения в населенные пункты пожарных мотопомп для тушения пожара, в связи с наличием в каждом населенном пункте тракторов с емкостями, заполненными водой. В соответствии с требованиями ст. 110 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные мотопомпы должны осуществлять забор и подачу воды к очагу пожара из водопроводной сети, емкостей и открытых водоисточников с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара. В соответствии с требованиями п.3,31,106, 107 ППБ 01-03 каждый населенный пункт должен быть оборудован пожарной мотопомпой. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, судья полагает, что требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению В соответствии с п.3.1, 3.2 Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 года № 178 к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения Гидрант представляет собой техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, судья полагает, что исковые требования в данной части подлежат удовлетворению. По результатам проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) у водоисточников <адрес> от устья западная часть х. <адрес> от устья 3 км северо-восток х. <адрес>, отсутствует площадка с твердым покрытием для установки пожарных автомашин и забора воды. В соответствии с пунктом 2.10 Устава муниципального образования «Манычское сельское поселение» к вопросам местного значения Манычского сельского поселения относятся: - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Манычского сельского поселения. В обоснование заявленных ответчиком доводов о том, что в указанных населенных пунктах в прудах отсутствует вода, в связи с чем устраивать площадки с твердым покрытием нецелесообразно, опровергаются представленными в судебное заседание фотоснимками и актами осмотра указанных водных объектов, подтверждающих факт наличия в водоемах воды, и соответственно необходимость оборудования к ним площадок с твердым покрытием для забора воды для целей пожаротушения. В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. С учетом изложенного судья полагает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, суд полагает, что срок, в течение которого ответчиком должны быть устранены нарушения пожарной безопасности является разумным. В соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Манычского сельского поселения Зерноградского района об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить. Обязать администрацию Манычского сельского поселения Зерноградского района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу: - обеспечить территории общего пользования всех населенных пунктов Манычского сельского поселения <адрес> оснастить первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - обеспечить населенные пункты <адрес> и <адрес> системой оповещения населения о пожаре и переносными пожарным мотопомпами для целей пожаротушения. - обеспечить <адрес> и <адрес> источники наружного противопожарного водоснабжения; - у водоисточников <адрес> от устья западная часть <адрес> от устья 3 км северо-восток х<адрес>, устроить площадки с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2011 года. Судья Н.В. Дробот