Решение по делу № 2-730/2011



Р Е Ш Е Н И Е № 2-730/2011

Именем Российской Федерации

15 июля 2011г. ст.Кагальницкая

Зерноградский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Дуюновой О.П.,

при секретаре Таршиловой Ю.В.

с участием истца - прокуратуры Кагальницкого района в лице помощника прокурора Кагальницкого района Сторчак А.В.

ответчиков: Администрации Кагальницкого района в лице представителя Голубова Николая Владимировича, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

Отдела образования Кагальницкого района в лице представителя Чеботарева Владимира Федоровича, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ;

Муниципального общеобразовательного учреждения Калининская средняя общеобразовательная школа в лице директора Вершининой Ларисы Яковлевны

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Кагальницкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кагальницкого района, Отделу образования Кагальницкого района, Муниципальному общеобразовательному учреждению Калининская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности по проведению капитального ремонта здания МОУ Калининская средняя общеобразовательная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГ

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кагальницкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кагальницкого района Ростовской области, Отделу образования Кагальницкого района и МОУ Калининская СОШ о возложении обязанности по проведению капитального ремонта в МОУ Калининская СОШ (далее по тексту школа), указав в обоснование следующее.

На основании полученной информации о неудовлетворительном состоянии здания школы, расположенной по адресу: <адрес>, прокуратурой совместно с представителем ОНД по Кагальницкому району УНД ГУ МЧС России по Ростовской области, специалистом сектора по строительству администрации проведена проверка в указанной школе, в ходе которой установлено, что школа является муниципальной собственностью муниципального образования «Кагальницкий район», возведена в ДД.ММ.ГГГГ., введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. В течение всего срока эксплуатации, капитальный ремонт здания не проводился, лишь выполнялись косметические и текущие ремонты. ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования специалистами ООО «Ростовская Строительная Компания» здание школы признано аварийным. ДД.ММ.ГГГГФИО14. подтвердил состояние аварийности здания, поскольку полностью пришла в негодность отмостка вокруг здания, по периметру лестничных клеток произошла просадка здания, образовались трещины на наружных стенах. Лестничные площадки имеют перекос на одну сторону и грозят обрушением. Деревянные оконные переплеты рассохлись, прогнили, ремонту не подлежат, требуется их замена. Дощатые полы по всему зданию пришли в негодность. Необходима срочная замена всей электропроводки, ремонт канализационной и водоотводящей систем. В результате аварийности второй этаж здания на основании приказа заведующего Отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ , закрыт с ДД.ММ.ГГГГ и не используется по назначению. Обучение учащихся проводится только в кабинетах первого этажа, используя кабинет директора и учительскую под учебные классы. Всего обучается в настоящее время 190 учащихся.

ДД.ММ.ГГГГ в очередной раз проведен комиссионный осмотр здания школы в составе директора ООО «Росгеостройпроект», главного инженера Отдела образования Кагальницкого района, главного специалиста и директора МОУ Калининская СОШ , составлен протокол , из которого следует, что в кирпичных стенах имеются трещины, вызванные неравномерными осадками грунтов основания здания. Под перемычкой витражного проема наружной стены внутренней северной лестничной клетки ( у спортзала) образовалась трещина шириной раскрытия 30мм, скалывающая кирпичную кладку под опорой перемычки. Состояние несущих конструкций на данном участке является аварийным, в связи с чем, доступ людей на внутреннюю северную лестницу запрещен до выполнения страховочного усиления аварийных конструкций.

В соответствии со ст.ст.32,50,51 Закона РФ «Об образовании», Уставом учреждения, образовательное учреждение создает условия для реализации гражданам РФ гарантируемого государством права на получение образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, обеспечивает создание в общеобразовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания.

В соответствии со ст.31 Закона «Об образовании, ст.13 Областного закона «Об образовании в Ростовской области» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной квалификацией расходов соответствующего бюджета. Также главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов, подведомственных бюджетных учреждений.

Отдел образования Кагальницкого района выступает главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно ст.32 Закона «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств относится к компетенции учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.

Непринятие ответчиками незамедлительных мер к выполнению капитального ремонта здания школы создает угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся школы, которые самостоятельно в силу возраста не могут отстаивать свои интересы в суде, работников школы, родителей учащихся и иных посетителей. Кроме того, в связи с частичным функционированием здания школы, нарушаются права детей на получение образования.

В связи с чем, прокурор просил обязать ответчиков незамедлительного выполнить капитальный ремонт здания школы.

В судебном заседании помощник прокурора, поддержав иск, представила уточнение к нему, согласно которому, просит обязать ответчиков выполнить капитальный ремонт здания школы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом сославшись на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время ответчиками, кроме переписки с должностными лицами, никаких мер к устранению выявленных дефектов не предпринято. Администрации Кагальницкого района, запрашивающей средства на ремонт школы у администрации области, дан ответ о необходимости первоначального предоставления проектно-сметной документации, изготовленной за счет собственных средств, однако до предъявления настоящего иска проектно-сметная документация не изготовлена. С учетом времени необходимого для ее изготовления, проведении экспертизы документов, отыскании подрядчика, и самого ремонта в школе, считает обоснованным срок для проведения капитального ремонта до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель Администрации Кагальницкого района Голубов Н.В. иск не признал и пояснил, что, не оспаривая факта необходимости проведения капитального ремонта в школе, полагает, что реальный срок его проведения должен быть определен до ДД.ММ.ГГГГ, так как средств в бюджете района нет. С ДД.ММ.ГГГГ. велась переписка с администрацией области по отысканию средств на ремонт школы, но предложено сначала представить проектно-сметную документацию, однако на ее изготовление, в бюджете района тоже не было средств. Кроме того, считает, что обязание провести капитальный ремонт школы в срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно, поскольку данный срок установлен без учета характера дела, а также действий, которые следует совершить. Указывает, что согласно положению Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. А учитывая объективные затраты времени на исполнение процедур, предусмотренных действующим законодательством по изготовлению проектно-сметной документации, экспертизы документов, размещению заказов, а также время на выполнение работ по капитальному ремонту здания школы срок до ДД.ММ.ГГГГ представляется, по его мнению, нереальным. В ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств областного бюджета была заменена кровля школы. В настоящее время для устранения аварийности, администрацией района выделено школе 450000рублей, что позволит не сорвать учебный процесс с ДД.ММ.ГГГГ, а на выделенные в ДД.ММ.ГГГГ. администрацией области 3 500 000руб. на капитальный ремонт школы будет начато изготовление проектно-сметной документации.

Представитель администрации Отдела образования Кагальницкого района Чеботарев В.Ф. иск не признал и пояснил, что Отдел образования является учредителем школы , однако денежные средства на капитальный ремонт школы должны быть выделены администрацией района, являющейся собственником здания школы. С момента выявления аварийности здания школы – с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время, несмотря на неоднократные обращения, денежных средств на капитальный ремонт не выделялось. Поэтому полагает, что капитальный ремонт школы реально возможно выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ При этом не отрицал, что с ДД.ММ.ГГГГ. Отделом образования было запрещено использование второго этажа школы, в настоящее время, после посещения школы губернатором области и мини стром образования области, для устранения аварийности, администрацией района выделено 450000рублей, что позволит начать учебный процесс с ДД.ММ.ГГГГ, и, параллельно, в связи с выделением администрацией области 3 500000 рублей, из которых поступило уже 1300000рублей, будут начаты работы по изготовлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт школы. Также пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ., за счет средств, выделенных администрацией области, произведен капитальный ремонт кровли школы.

Директор школы Вершинина Л.Я. просила в иске отказать, так как капитальный ремонт школы, полагает, невозможно провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ, реальный срок – ДД.ММ.ГГГГ В обоснование сослалась на следующие обстоятельства. С ДД.ММ.ГГГГ. она работает директором указанной школы, до этого <данные изъяты> лет проработала учителем. Школа двухэтажная, рассчитанная на 250 мест. Капитальный ремонт школы не проводился ни разу. В ДД.ММ.ГГГГ. специалистами ООО «Ростовская строительная компания» обследовано здание школы и признано аварийным, после чего был произведен в ДД.ММ.ГГГГ только ремонт кровли. В ДД.ММ.ГГГГ. вновь комиссией обследовано здание школы по результатам которого приказом заведующего Отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ приостановлен образовательный процесс в помещениях второго этажа школы на период устранения аварийности. И на протяжении трех лет обучение учащихся проводится только на первом этаже здания школы, уроки физкультуры проводятся в детской спортивной школе, там же проводилось обучение учащихся трех начальных классов. На втором этаже расположены профильные классы (класс информатики, химии, географии, спортивный зал) которыми запрещено пользоваться, так как доступ на второй этаж запрещен. С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время школой ведется переписка с должностными лицами по вопросу выделения средств на кап.ремонт школы, однако денег не выделялось, собственных же средств школа не имеет. Лишь после обращения в 2011г. ученицы школы через Интернет к Президенту РФ, произошли изменения, в июле 2011г. школу посетили губернатор <адрес> и министр образования области, которые заверили, что капитальный ремонт школы в течение года будет проведен, выделено уже 3 500 000рублей, из которых поступило больше миллиона для изготовления проектно-сметной документации. Администрацией <адрес> также выделены 450000рублей для устранения аварийности в школе для того, чтобы не сорвать учебный процесс с ДД.ММ.ГГГГ Проектно-сметная документация на устранение аварийности уже изготовлена, в настоящее время документы проходят экспертизу и за летние каникулы ремонтные работы по устранению аварийности будут выполнены. Параллельно будет разрабатываться проектно-сметная документация на комплексный капитальный ремонт здания школы, на что уйдет не менее полугода, экспертиза документов тоже проводится в трехмесячные сроки, длительное время понадобится для выбора подрядчика через аукцион и на сам комплексный капитальный ремонт также потребуется несколько месяцев.

Заслушав пояснения представителей сторон, свидетелей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из постановления главы Кагальницкого района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание СОШ , расположенное по адресу: <адрес> включено в реестр муниципальной собственности Кагальницкого района. (лд.10-11т.2)

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Следовательно, Администрация Кагальницкого района обязана содержать вышеуказанное здание школы в надлежащем виде.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Кагальницкого района передал Калининской СОШ в оперативное управление недвижимое имущество – т.е. здание школы, сроком на 10 лет, возложив на школу обязанность по проведению за свой счет капитального и текущего ремонта переданного недвижимого имущества, что подтверждается договором и актом приема-передачи здания школы от ДД.ММ.ГГГГ (лд.12-16 т.2) И ДД.ММ.ГГГГ МОУ Калининской СОШ выдано свидетельство о государственной регистрации здания школы в оперативное управление. (лд.17 т.2)

В тоже время, согласно Уставу школы Учредителем школы является Отдел образования Кагальницкого района (п.1.2) который (Учредитель) несет расходы на текущий и капитальный ремонт школы (п.5.12), школа же осуществляет только текущий ремонт здания (п.5.2). (лд.6-29 т.1)

Согласно Положению об Отделе образования Кагальницкого района – Учредителем Отдела является Администрация Кагальницкого района (п.1.2). Отдел является главным распорядителем бюджетных средств (п.1.8); осуществляет в соответствии с п.3.10 Положения функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту зданий подведомственных муниципальных образовательных учреждений, проведение экспертизы и утверждение в установленном порядке проектной документации на строительство объектов образования. Осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг за счет средств бюджета для нужд Отдела и подведомственных муниципальных образовательных учреждений в порядке, определенном действующим законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Кагальницкого района (п.3.11 Положения).

Пункт 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ «Об Образовании» предусматривает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Как установлено материалами дела, и не оспаривается ответчиками, по результатам обследования ООО «Ростовская Строительная Компания» в 2005г. строительных конструкций кровли школы было выявлено, что износ кровли составил от 40 до 70 процентов, поэтому требовался ее капитальный ремонт. Также было отражено, что отмостка вокруг здания отсутствует, грунт и частичное асфальтовое покрытие имеет уклон к зданию, вследствие чего происходит постоянное замочение грунтов и конструкций фундамента. В осях 6-7; В, по лестничной клетке произошла просадка здания, образовалась трещина на наружной стене с шириной разрыва 30мм, длиной 1500мм. Лестничная площадка имеет перекос на одну сторону 150мм. Плиты перекрытия спортзала имеют видимые следы подтеков. Техническое состояние здания признано аварийным. Признано недопустимым повседневное использование лестничного марша школьниками и персоналом в осях 6-7;В, до проведения усиления конструкции и восстановления ее несущей способности. ДД.ММ.ГГГГ зав. Отделом образования и генеральным директором ООО «РСК» было разработано техническое задание на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт школы(лд.33-44,46)

Однако через три года – ДД.ММ.ГГГГ. был произведен лишь капитальный ремонт кровли. Другие работы не выполнялись.

ДД.ММ.ГГГГ здание школы вновь комиссионно обследовано и актом подтверждается неудовлетворительное состояние грунтов в основании фундаментов сооружения, а также самих фундаментов; категория технического состояния наружных и внутренних стен, пола, лестницы, электроснабжения квалифицирована как ограниченно работоспособное; категория технического состояния работоспособности окон квалифицируется как не допустимое (не работоспособное) состояние. (лд.47-50)

На основании указанного акта от ДД.ММ.ГГГГ заведующей Отдела образования Кагальницкого района издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым приостановлен образовательный процесс в помещениях второго этажа школы на период устранения аварийности; исключен доступ персонала и учащихся на второй этаж здания школы; рекомендовано директору школы обеспечить условия для проведения уроков в помещениях первого этажа здания школы и в других приспособленных помещениях; главному инженеру Отдела образованию Мазюк А.В. приказано провести инструментальное обследование аварийных конструкций здания и подготовить в срок до ДД.ММ.ГГГГ письмо в Минобразование области о финансовых затратах на устранение аварийности здания. (лд.51 т.1)

Однако вновь, на протяжении трех лет каких-либо мер по устранению аварийности здания школы не предпринято, лишь имеется переписка между должностными лицами.(лд.138-148т.1)

ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Росгеостройпроект», главный инженер отдела образования Кагальницкого района и директор школы провели в очередной раз осмотр здания школы, зафиксировавшие в протоколе, что в кирпичных стенах имеются трещины, вызванные неравномерными осадками грунтов основания здания. Под перемычкой витражного проема наружной стены внутренней северной лестничной клетки ( у спортзала) образовалась трещина шириной раскрытия до 30мм, скалывающая кирпичную кладку под опорой перемычки. Состояние несущих конструкций на данном участке является аварийным, в связи с чем доступ людей на внутреннюю северную лестницу должен быть запрещен до выполнения страховочного усиления аварийных конструкций. (лд.52 т.1)

В целях устранения аварийности отдельных конструкций (выборочный капитальный ремонт) ДД.ММ.ГГГГ школой заключены муниципальные контракты с ООО «Росгеостройпроект» по визуальному обследованию здания школы с разработкой заключения о техническом состоянии несущих строительных конструкций и рекомендаций по обеспечению эксплуатационной пригодности и долговременной надежности здания; и на разработку проектно-сметной документации (ПСД) –которым предполагалось включить в ПСД страховочное усиление аварийных несущих строительных конструкций; выборочную замену покрытий полов в коридорах и лестничных клетках; замену оконных заполнений из стеклоблоков; ремонт внутренних лестничных клеток. (лд.200-214)

В судебном заседании ответчики подтвердили, что обследование здания в рамках устранения аварийности, проведено и составлена ПСД, которая в настоящее время находится на экспертизе.

Однако устранением аварийности (т.е. выборочный капитальный ремонт), который предполагается завершить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не решается вопрос о комплексном капитальном ремонте всего здания школы, на проведении которого указываются в вышеуказанных заключениях (актах) обследования здания.

Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (Р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ N 312, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ и действующего до настоящего времени, установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации кирпичных зданий до постановки на капитальный ремонт - 20 лет, а также максимальные эффективные сроки службы: кирпичных стен- 40 лет; полов деревянных – 8 лет; лестниц- деревянных -15 лет, железобетонных-40 лет; окон- 30 лет; асфальтобетонных отмосток- 7 лет, которые очевидно истекли со дня возведения здания школы в 1964г. и сдачи его в эксплуатацию в 1971 г. и без проведения капитального ремонта за все это время к моменту предъявления данного иска.

Тем самым бесспорно установлена нуждаемость здания школы в капитальном ремонте в связи с истечением нормативных сроков службы здания и конструктивных его элементов, которая порождает обязанность в постановке его на капитальный ремонт, а не просто устранения элементов аварийности здания.

Согласно п.5.1. вышеназванного Положения, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Допрошенный в судебном заседании главный специалист Отдела образования Кагальницкого района ФИО17 суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ школа требует капитального ремонта, однако средств на эти цели не выделялось, что следует из переписки за шесть лет. Лишь в ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств областного бюджета проведен капитальный ремонт кровли. В настоящее время на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт школы поступил 1000000рублей, что позволит заняться подготовкой ПСД, какое количество времени на капитальный ремонт школы понадобится ему не известно, это возможно определить лишь после изготовления ПСД, но ориентировочно около двух лет, так как длительное время понадобится на изготовление документов (около 6 месяцев), их экспертизу (около 3-х месяцев) и на сами работы около года. В 2011г. планируется провести работы по устранению аварийности – отремонтировать лестничные марши, заменить частично полы и окна.

Указанные пояснения согласуются с выпиской из сводной бюджетной Росписи (лимиты бюджетных обязательств) бюджета Кагальницкого района на 2011год из которой следует, что на капитальный ремонт аварийных ( в том числе зданий) муниципальных образовательных учреждений выделено 1300 000рублей.

Свидетель ФИО15 суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ. Калининская школа требует капитального ремонта, на что необходимо десятки миллионов рублей, но из-за отсутствия денег в бюджете района (район дотационный) произведен лишь капитальный ремонт кровли. Для проведения капитального ремонта всего здания необходимо несколько миллионов только на изготовление проектно-сметной документации, срок изготовления документов – исчисляется в пределах шести месяцев; на экспертизу документов понадобится около 3-месяцев, подрядчик определяется в соответствии с 94 Федеральным законом РФ, поэтому полагает, что не менее года необходимо на изготовление документов и ремонтные работы.

На основании вышеизложенного, и принимая во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. на протяжении 6 лет, ответчики активных действий по проведению капитального ремонта здания школы, не предпринимали, до настоящего времени школа находится в аварийном состоянии, чем ставятся под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, несовершеннолетних учащихся и персонала учебного заведения, а также иных посещающих его лиц, то иск подлежит удовлетворению. Ссылка на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований безопасности учащихся. Более того, как следует из переписки между администрациями Кагальницкого района и области, Министерства образования области и родителями учеников школы, ученицы Веревкиной О., обратившейся в адрес Президента, средства необходимо изыскать в местном бюджете лишь на составление проектно-сметной документации, а на сам комплексный капитальный ремонт средства будут выделяться из областного бюджета.(лд.137-150)

По мнению суда, проведение капитального ремонта в срок до ДД.ММ.ГГГГ реально, с учетом положений Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Кагальницкого района удовлетворить.

Обязать Администрацию Кагальницкого района, Отдел образования Кагальницкого района и Муниципальное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа срок в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт здания МОУ Калининская средняя общеобразовательная школа , расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано, либо принесено представление прокурором в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2011г.

Судья О.П.Дуюнова