решение по делу №2-1326/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

20 декабря 2011 года ст. Кагальницкая Ростовской области

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Гавриловой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скляренко Олега Викторовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кагальницком районе Ростовской области об отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кагальницком районе Ростовской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения в УПФР,

У С Т А Н О В И Л:

Скляренко О.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование иска указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ комиссия ГУ УПФР в Кагальницком районе отказала в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа -25 лет, с указанием, что специальный стаж истца составляет 24 года 02 месяца 03 дня. Ответчик отказался включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период его службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 28 дней). Истец просил: 1) признать действия ответчика неправомерными и отменить решение комиссии в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии; 2) обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период его службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 28 дней); обязать ответчика досрочно назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Скляренко О.В. исковые требования поддержал в полном объёме. Пояснил, что до призыва в армию он работал в школе учителем и с этой должности был уволен в связи с призывом в армию. После увольнения из рядов Вооруженных сил он снова приступил к педагогической деятельности в качестве учителя в школе. В тот период действовало Постановление Совета Министров СССР, согласно которого служба в армии засчитывалась в стаж педагогической деятельности. Считает, что период его службы в Вооруженных силах СССР должен быть включён в специальный стаж для назначения пенсии. С учётом периода прохождения службы его педагогический стаж составляет более 25 лет, что достаточно для назначения пенсии. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика- Белоконь Е.Г., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что Скляренко О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, его специальный стаж составил 24 года 02 месяца 03 дня, в связи с чем, ему было отказано в назначении пенсии на основании п.19 ч.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ". Не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию период его службы в рядах Вооружённых сил. Просила в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон и изучив представленные материалы, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Скляренко О.В. обратился с заявлением в ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности. Решением УПФР в Кагальницком районе Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д.11,23), специальный стаж истца составил 24 года 2 месяца 3 дня. В специальный стаж не был включен период прохождения истцом срочной службы по призыву в армии.

Из трудовой книжки Скляренко О.В. (л.д.8-10) следует, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на должность учителя трудового обучения и черчения в Родниковскую восьмилетнюю школу . ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от работы в связи с призывом в ряды Советской Армии. ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу учителем труда в Родниковскую восьмилетнюю школу . ДД.ММ.ГГГГ он принят на должность директора МОУ Родниковская ООШ. ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с прекращением трудового договора по п.2 ч.1 ст.278 ТК РФ. В соответствии с военным билетом (л.д.13-16) Скляренко О.В. проходил службу в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке Военного комиссариата Ростовской области (л.д.80), послужному списку на имя Скляренко О.В. (л,д.81-82), учётно-послужной карточке на имя Скляренко О.В. (л.д.83-84) - истец проходил службу в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

В своих возражениях на иск ответчик указал следующее. Отказывая в назначении пенсии, ответчик исходил из того, что на момент обращения Скляренко О.В. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления.

Суд не соглашается с данными доводами ответчика по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Принимая во внимание, что на момент обращения Скляренко О.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения Скляренко О.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Истец приобрел право на включение данного периода в специальный стаж и в соответствии с действующим законодательством- Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который предусматривает сохранение ранее приобретенных пенсионных прав (п. 9 ст. 30 «О трудовых пенсиях в Российской федерации»). При таких обстоятельствах, исключение периода прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР Скляренко О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из стажа работы, дающего право на пенсию за выслугу лет, является необоснованным. Ответчиком засчитан Скляренко О.В. в специальный стаж период его работы продолжительностью 24 года 2 месяца 3 дня (на дату обращения в пенсионный орган). Период прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР Скляренко О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью 1 год 5 месяцев 28 дней, по мнению суда, также подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Таким образом, с учётом включения ответчиком в специальный стаж истца срока 24 года 2 месяца 3 дня (л.д.24) и выводов суда о необходимости включения в специальный стаж истца 1 года 5 месяцев 28 дней, общий специальный стаж истца будет составлять 25 лет 8 месяцев 1 день. Данное количество специального стажа является достаточным для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ).

При таких условиях, решение органа пенсионного обеспечения по отказу в назначении Скляренко О.В. досрочной трудовой пенсии по старости не соответствуют действующему пенсионному законодательству и подлежит отмене. Установление досрочной трудовой пенсии по старости обусловлено особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должна быть назначена трудовая пенсия со дня обращения за указанной пенсией. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Скляренко Олега Викторовича удовлетворить.

Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кагальницком районе Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Скляренко Олегу Викторовичу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кагальницком районе Ростовской области засчитать в специальный стаж работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, Скляренко Олегу Викторовичу периоды его службы в Вооружённых силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кагальницком районе Ростовской области досрочно назначить и выплачивать Скляренко Олегу Викторовичу трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кагальницком районе Ростовской области в пользу Скляренко Олега Викторовича судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2011 года.

Судья Н.В.Поляков