2-497/2012г.



Р Е Ш Е Н И Е № 2-497/2012

Именем Российской Федерации

18 мая 2012 года город Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В., с участием помощника прокурора Зерноградского района Бозоева В.П., истца Петрова С.Н., представителя ответчика Овчинниковой Н.Н., действующей на основании доверенности,

при секретаре Швец О.Ю.,

в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района в интересах Петрова Сергея Николаевича к ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области о предоставлении права на досрочную пенсию,

Установил:

Прокурор Зерноградского района обратился в суд в интересах Петрова Сергея Николаевича о признании незаконным и отмене решения ГУ УПФР, включении в общий трудовой стаж пребывание на инвалидности, признании права на досрочную трудовую пенсию, мотивируя свои требования тем, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно справки ВТЭК Петров С.Н. впервые прошел освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ и ему установлена инвалидность <данные изъяты> группы, заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Справкой ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена эта группа инвалидности, причина инвалидности увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС. При последующем переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности справкой , также группа инвалидности подтверждена справкой от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Петров С.Н. является получателем пенсии по инвалидности, назначенной ему на основании ст. 42 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Истец ДД.ММ.ГГГГ по достижении 55 лет обратился в ГУ УПФР <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п.3 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ УПФР Зерноградского района от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении данного вида пенсии, не учтен при исчислении страхового стажа период нахождения на инвалидности по тем основаниям, что причина инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. Инвалидность связана не с производством, а с выполнением государственных обязанностей или гражданского долга по ликвидации последствий этой катастрофы». Согласно п.п. 2 и 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, если ему предшествовал и (или) за ним следовал период работы. Из записей в трудовой книжке Петрова С.Н. следует, что как до начала исполнения обязанностей по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, так и по окончании срока исполнения данных обязанностей, он имел непрерывные трудовые отношения. Последний непрерывный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трудовой стаж истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты>, период пребывания на инвалидности составляет более 14 лет.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования, полагает, что они подлежат удовлетворению.

Истец Петров С.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Овчинникова Н.Н., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, полагает, что они не подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательств, и оценив их в совокупности, обозрев пенсионное дело, приходит к следующему:

Судом установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭЭС, на что указывает удостоверение и справка военного комиссариата Зерноградского района (л.д.16, 22). Согласно справке ВТЭК истец впервые прошел освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ и ему установлена инвалидность <данные изъяты> группы, заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.24). Справкой ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена группа инвалидности, причина инвалидности увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС. При последующем переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности справкой , причина инвалидности, увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, справкой ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена <данные изъяты> группа инвалидности, причина инвалидности – увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д.23,25,26). С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по инвалидности, назначенной ему на основании ст. 42 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

ДД.ММ.ГГГГ истец по достижении 55 лет, обратился в ГУ УПФР Зерноградского района с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением ГУ УПФР в Зерноградском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении данной пенсии, не учтен при исчислении страхового стажа период нахождения на инвалидности по тем основаниям, что установленная причина инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. Инвалидность связана ни с производством, а с выполнением государственных обязанностей, заданий государственных организаций или гражданского долга по ликвидации последствий этой катастрофы (л.д.9-12).

Согласно ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включается в том числе, период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или иным профессиональным заболеванием. Аналогичная норма предусмотрена п.а ст. 92 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ « О государственных пенсиях в Российской Федерации, действовавшей на момент установления истцу инвалидности впервые и до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», или ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 2 данной статьи установлено, что граждане, из числа военнослужащих, приравненных к лицам, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

В свою очередь на основании п.п. 1 п.3 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение пенсий по инвалидности (предусмотренную п.п.1 п.2 ст. 15 данного ФЗ) и трудовой пенсии по старости.

В соответствии с частью 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 12441-1, закрепляя условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, Закон приравнивает их к инвалидам вследствие военной травмы и предоставляет им тем самым возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий.

В силу ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1241-1 (введена Федеральным законом от 18 августа 2006 года № 112-ФЗ), гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии трудового стажа не менее пяти лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин – 50 лет, и для женщин – 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

Судом установлено, что на момент обращения к ответчику о назначении пенсии досрочной трудовой по старости истец является получателем пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с данным обстоятельством, на основании п.3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « 166-ФЗ он имеет право на получение в качестве второй пенсии только досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с норами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с редакцией п. 1 ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ) назначение пенсии по инвалидности указанным в законе лицам, как пенсия вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалась законодателем при ее назначении по нормам Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РСФСР».

В силу подпункта 2 и 1 ст. 11 Закона о трудовых пениях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, если ему предшествовал и (или) за ним следовал период работы.

Согласно записей в трудовой книжке истец до начала исполнения обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и после окончания срока исполнения данных обязанностей имел непрерывные трудовые отношен, последний непрерывный период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трудовой стаж истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о включении в страховой стаж истца периодов пребывания его на инвалидности второй группы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет более 14 лет. Таким образом, на день обращения истца за досрочной трудовой пенсией он имел необходимый страховой стаж для назначения такой пенсии на основании ст. 28.1.3 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 года, следовательно отказ ответчика в назначении указанной пенсии является незаконным и решение ответчика № 52 от 02 апреля 2012 года, подлежит отмене.

С учетом изложенного исковые требования Петрова С.Н. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Зерноградского района государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР в Зерноградском районе от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Петрова Сергея Николаевича по отказу в назначении досрочной пенсии по старости.

Обязать ГУ УПФР в Зерноградском районе включить Петрову Сергею Николаевичу в страховой стаж период пребывания по инвалидности <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Петровым Сергеем Николаевичем право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 28.1.3 ФЗ № 173 –ФЗ от 17 декабря 2001 года.

Взыскать с ГУ УПФР в Зерноградском районе в доход бюджета Зерноградского района Ростовской области государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Дробот