Решение по делу 2-1051/2010



Р Е Ш Е Н И Е № 2-1051/2010

Именем Российской Федерации

09 ноября 2010 года город Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В., с участием прокурора Чухлебовой В.Н., представителя Собрания депутатов Зерноградского района Ажогиной Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Кузминовой Я.С.,

в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим пункта 1 статьи 1 и статьи 4 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», утвержденного Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 15 от 30 июня 2010 года, возложении обязанности на Собрание депутатов Зерноградского района внесения изменений в пункт 1 статьи 1 и статьи 4 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Зерноградский районный суд Ростовской области с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим с даты вступления в силу, п.1 ст. 1 и ст. 4 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», утвержденного решением Собрания депутатов Зерноградского района № 15 от 30 июня 2010 года, обязании Собрания депутатов Зерноградского района изменить пункт 1 статьи 1 и статьи 4 Положения, исключив из пункта 1 статьи 1 Положения ссылку на дату 15 января 1998 года и изменив содержание в статье 4 Положения среднемесячный оклад на среднемесячное денежное содержание, мотивируя свои требования тем, что по оспариваемому Положению право на государственную пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы, уволившиеся после 15 января 1998 года, чем нарушаются права лиц, уволившихся с муниципальной службы до указанного периода, и получающими в настоящее время государственную пенсию за выслугу лет. Кроме того, статья 4 Положения определяет, что государственная пенсия исчисляется исходя из среднемесячного должностного оклада, в то время, как статьей 4 Областного Закона от 15 февраля 2008 года государственная пенсия за выслугу лет рассчитывается исходя из среднемесячного денежного содержания лиц, замещавших соответствующие должности, что влечет за собой значительное уменьшение получаемой государственной пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Собрания депутатов Зерноградского района Ростовской области Ажогина Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года требования не признала, пояснив, что Решение Собрания депутатов № 15 принято в соответствии с действующим законодательством, 15 января 1998 года вступил в силу Областной закон Ростовской области № 56-ЗС от 19 декабря 1997 года «О реестре муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в Ростовской области», до принятия данного закона муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Ростовской области не было, поэтому включение в перечень лиц, имеющих право на государственную пенсию за выслугу лет и работавших в органах исполнительной власти до 15 января 1998 года незаконно. Муниципальные служащие, также как и государственные гражданские служащие, имеют право на пенсионное обеспечение, которое в соответствии с Решением Собрания № 15 рассчитывается из среднемесячного денежного содержания, установленного в размере среднемесячного должностного оклада, такое решение было принято в связи с тем, что бюджет Зерноградского района является дотационным, и отсутствуют средства для указанных выплат.

Суд, заслушав объяснения сторон, свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, пояснивших, что с принятием Решения Собрания депутатов № 15 от 30 июня 2010 года решения, утвердившего Положение изменился размер пенсии каждого в сторону уменьшения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом статья 39 часть 1, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных служащих предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 часть 1 статьи 52), однако такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие с 01 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих, относительно государственных служащих субъектов Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, наделенных правом самостоятельно регулировать пенсионное обеспечение за счет собственных бюджетных средств, в том числе устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности и должен осуществлять это регулирование с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положения федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, а также гарантии муниципальным служащим в области пенсионного обеспечения.

Судом установлено, что Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 15 от 30 июня 2010 года утверждено Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», согласно пункта 1 статьи 1 Положения определено, что право на государственную пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах исполнительной власти, аппарате представительного и исполнительного органов местного самоуправления, территориальных и отраслевых (функциональных) органах местного самоуправления Зерноградского района на 15 января 1998 года и (или) позднее (л.д. 10-19). Пунктом 1 статьи 4 данного Положения установлен размер государственной пенсии за выслугу лет, согласно которого государственная пенсия за выслугу лет назначается в таком размере, чтобы сумма пенсии (части трудовой пенсии), к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет, и государственной пенсии за выслугу лет составляла для лиц, замещавших муниципальные должности от трех до пяти лет 75 процентов их среднемесячного должностного оклада, лиц, замещавших должности муниципальной службы 45 процентов их среднемесячного должностного оклада (л.д.11).

В соответствии с ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления самостоятельно определяет размер и условия оплаты муниципальных служащих, размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Областным законом Ростовской области № 872-ЗС от 15 февраля 2008 года( в редакции от 02.03.2010г.) ст. 1 п.1 закреплено право на государственную пенсию за выслугу лет за лицами, замещавшими на 20 февраля 1997 года и (или) позднее государственные должности и в соответствии со ст. 4 данного Закона государственная пенсия за выслугу лет назначается в процентом соотношении их среднемесячного денежного содержания.

Суд, при отсутствии федерального закона о государственном и пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, принятие которого предусмотрено Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», признает за органом местного самоуправления право вводить или изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государственным пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавшим государственные должности в субъекте Российской Федерации, устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет, что само по себе не противоречит требованиям ст. 39 Конституции РФ, однако, по мнению суда, орган местного самоуправления не может действовать произвольно, при изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан, он должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъектов Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета. Закрепляя право на государственную пенсию за выслугу лет за лицами, замещавшими муниципальные должности и должности муниципальной службы по состоянию на 15 января 1998 года и позднее, ответчиком поставлены в худшее положение лица, занимавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы до указанной даты, то есть до 15 января 1998 года, что не может быть признано оправданным с точки зрения защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из ст.ст. 19 и 39 Конституции РФ.

Кроме того, по мнению суда, законодатель Зерноградского района, закрепляя статьей 4 Положения право на государственную пенсию за выслугу лет и определяя размер государственной пенсии исходя только из должностного оклада, тем самым отменил право граждан данной категории на исчисление пенсии исходя из денежного содержания, и право на государственную пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, хотя ни в изданном Решении, утвердившем Положение, ни в другом нормативном акте не обосновал изменение порядка назначения пенсии и отмену доплаты к трудовой пенсии государственным служащим Зерноградского района ухудшением финансового положения в регионе, несоразмерностью денежного содержания, или по другим основаниям, не указал цели и принципы, которыми он руководствовался, ограничивая права этой категории граждан, то есть вопреки требованиям законодательства произвольно отказался от принятых на себя обязательств. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 24 мая 2001 года № 8-П при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятного воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности, правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Данная правовая позиция Конституционного суда РФ корреспондирует с позицией Европейского суда по правам человека, согласно которой право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размера пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности.

Принятое законодателем Зерноградского района Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», утвержденное Решением № 15 противоречит требованиям законодательства, в том числе и областного.

В соответствии со ст. 7 части 4 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного судья полагает, что требования прокурора в части признания п.1 ст. 1 и ст. 4 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», утвержденного решением Собрания депутатов Зерноградского района № 15 от 30 июня 2010 года, противоречащими закону и недействующими с даты вступления в силу, подлежащими удовлетворению.

Официальное опубликование Решения № 15 от 30 июня 2010 года Собрания депутатов Зерноградского района об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», произведено в информационном вестнике «Донской маяк» 15 июля 2010 года, данная дата является датой вступления в силу Решения № 15.

Требования прокурора о возложении обязанности на Собрание депутатов Зерноградского района по изменению пункта 1 статьи 1 и статьи 4 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», утвержденного Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 15 от 30 июня 2010 года, исключении из пункта 1 статьи 1 Положения ссылки на дату 15 января 1998 года и изменение в статье 4 Положения среднемесячного должностного оклада на среднемесячное денежное содержание, удовлетворению не подлежат, так как, в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издание правовых актов отнесено к законотворческой деятельности данных органов, и суд, вынося судебное решение об изменении определенных положений Решения, может подменять деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, суд, признавая п.1 ст. 1 и ст. 4 Положения противоречащими закону и недействующими с даты вступления в силу, то есть с 15 июля 2010 года противоречащими закону и не действующими, тем самым исключает необходимость внесения в них изменений.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать п. 1 ст. 1 и ст. 4 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе», утвержденного решением Собрания депутатов Зерноградского района № 15 от 30 июня 2010 года, противоречащими закону и не действующими с даты вступления в силу, определенной пунктом 7 Решения, с 15 июля 2010 года, в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2010 года.

Судья Н.В.Дробот