о переводе помещения из жилого в нежилое



Дело №2-3334/ 11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 09 июня 2010 года

Центральный районный суд города Волгограда

в составе председательствующего судьи – Лемякиной В.М.

При секретаре – Рябовой Е.В.

С участием представителя ответчика Администрации Центрального района Волгограда Стоян И.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Администрации Волгограда – Мурылёвой И.А., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области – Зайцевой И.Е., действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Рязановой Л.В. к администрации Центрального района Волгограда, администрации Волгограда о переводе жилого помещения в нежилое, сохранении помещения в реконструированном состоянии

У С Т А Н О В И Л:

Истец Рязанова Л.В. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации Центрального района Волгограда, администрации Волгограда о переводе жилого помещения в нежилое, сохранении помещения в реконструированном состоянии.

Свои требования мотивирует тем, что она является собственником квартиры .... Она произвела реконструкцию помещения: демонтировала все перегородки и санитарные приборы, возвела перегородки в новых габаритах для организации площадей торгового зала, примерочных, подсобных помещений и туалетов, изменила место расположения туалета с переносом санитарных приборов и перекладкой трубопроводов, выполнила пол во вновь организованном туалете с устройством усиленной гидроизоляции (полы в мокрых помещениях), заложила дверной проём между коридорами общего пользования и квартирой, выполнила демонтаж оконных блоков и части подоконной кладки, с частичной закладкой оконных проёмов для организации витрин и входной группы, организации витрин и тамбура входа путём возведения стен и витражей, организации крыльца и пандуса входа. В соответствии с заключением ОАО «И», состояние основных несущих конструкций квартиры ... и жилого дома ... – работоспособное. Строительные работы по реконструкции выполнены с соблюдением действующих строительных норм и правил. Реконструкция выполнена квалифицированно, эксплуатационная надёжность, долговечность строительных конструкций жилого дома ... и квартиры ... сохранены. Реконструкция не нарушает права и интересы третьих лиц, не требует усиления конструкций и не оказала влияния на основные несущие конструкции здания и его эксплуатационную пригодность. Просит перевести жилое помещение в нежилое, сохранить помещение в реконструированном состоянии.

Истец Рязанова Л.В. в судебное заседании не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление об отложении слушания дела для представления суду копии постановления администрации Центрального района г. Волгограда, разрешающего разработку рабочего проекта помещения.

Представитель истца Вереницын В.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Центрального района Волгограда Стоян И.В. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в администрации Центрального района отсутствует постановление о разрешении истцу разработать проект реконструкции. Истец с заявлением сохранении помещения в реконструированном состоянии и о переводе жилого помещения в нежилое не обращалась.

Представитель ответчика администрации Волгограда Мурылёва И.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что истцом была произведена реконструкция жилого помещения, обязательным условием проведения которой, согласно Градостроительного кодекса РФ, является получение разрешения, истец разрешения не получала.

Представителя третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области – Зайцева И.Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку жилой дома ... является памятником архитектуры и градостроительства и находится на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения. Реконструкция квартиры проведена без разрешения Комитета по культуре Администрации Волгоградской области, что является нарушением п. 2 ст. 35, ст. 40, ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а также ст. 12 Закона Волгоградской области от 01.07.2009 года «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области».

Суд, выслушав представителей ответчиков, представителя третьего лица, проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В силу ст. 1 п.14 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В судебном заседании установлено, что Рязанова Л.В. является собственником квартиры ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.10).

Истцом была произведена реконструкция жилого помещения, выполнены следующие виды работ: демонтаж всех перегородок и санитарных приборов, возведены перегородки в новых габаритах для организации площадей торгового зала, примерочных, подсобных помещений и туалетов, изменено место расположения туалета с переносом санитарных приборов и перекладкой трубопроводов, выполнен пол во вновь организованном туалете с устройством усиленной гидроизоляции (полы в мокрых помещениях), заложен дверной проём между коридорами общего пользования и квартирой, выполнен демонтаж оконных блоков и части подоконной кладки, с частичной закладкой оконных проёмов для организации витрин и входной группы, организации витрин и тамбура входа путём возведения стен и витражей, организации крыльца и пандуса входа.

Заключением ОАО «И» о техническом состоянии основных конструкций квартиры ... и жилого дома ... установлено состояние основных несущих конструкций как работоспособное. Строительные работы по реконструкции выполнены с соблюдением действующих строительных норм и правил. Реконструкция выполнена квалифицированно, эксплуатационная надёжность, долговечность строительных конструкций жилого дома и квартиры ... сохранены. Выполненные реконструкции не нарушают права и интересы третьих лиц, не требуют усиления конструкций и не оказали влияния на основные несущие конструкции здания и его эксплуатационную пригодность. Необходимо соблюдать правила эксплуатации здания, во время эксплуатации ответственные службы должны вести наблюдение за состоянием конструкций здания (л.д.19-32).

Однако, суд не может согласиться с представленным заключением, поскольку в соответствии со ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. При этом, проектная документация утверждается только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Истцом проектная документация и заключение государственной экспертизы не представлены.

В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.

В силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов является полномочиями органа местного самоуправления.

Данное в установленном законом порядке разрешение на такую реконструкцию истцу, а также утверждённая и согласованная проектная документация, акт межведомственной комиссии о приёмке в материалах дела отсутствуют.

Жилой дом ... в соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997г. N62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», входит в «Комплекс застройки ул.Советской» архитекторы ФИО14, ФИО7, ФИО8 (п.409.126 списка), является памятником архитектуры и градостроительства и находится на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения.

В силу п.2 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожении.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002т. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования понимается - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 45. Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурной наследия, в установленном порядке, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Статьей 12 закона Волгоградской области от 01.07.2009г. №1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области», регламентировано, что проектирование и проведение работ по сохранению памятника истории или ансамбля и (или) их территорий, хозяйственных работ на территории памятника и (или) ансамбля, не нарушающих их и не создающих угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения, согласовываются в отношении объектов культурного наследия регионального значения (выявленных объектов культурного наследия) и их территорий - с областным органом охраны объектов культурного наследия. Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия) (далее - проведение работ по сохранению) в соответствии с Федеральным законом осуществляется на основании: 1) письменного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, выданных областным органом охраны объектов культурного наследия по заявлению собственника (пользователя) объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия); 2) согласованной с областным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению

В соответствии со ст. 3 Закона Волгоградской области от 14 июля 2008г. № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области» и п.2.3 «Положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области 07.11.2008г. №1506, специально уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Комитет по культуре Администрации Волгоградской области.

В судебном заседании установлено, что жилой дом ... является памятником архитектуры и градостроительства и находится на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения, следовательно, при проведении реконструкции квартиры, находящейся в этом доме, истцом должны были соблюдаться вышеназванные нормы закона, обязывающие истца до начала проведения работ на объекте культурного наследия регионального значения обратиться в адрес Комитета по культуре Администрации Волгоградской области за получением разрешительных и согласовательных документов.

Указанных документов от Рязановой Л.В. в адрес Комитета по культуре Администрации Волгоградской области не поступало.

Следовательно, при проведении реконструкции истцом были нарушены требования действующего законодательства, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии.

Проверяя обоснованность требований о переводе жилого помещения в нежилое, судом установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Согласно ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается в случае непредставления определённых ч. 2 ст. 23 настоящего кодекса документов. Решение об отказе в переводе помещения выдаётся заявителю и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определённый порядок перевода жилого помещения в нежилое, который истцом соблюдён не был. Решение о переводе нежилого помещения в жилое помещение либо об отказе в переводе органом местного самоуправления в установленном законом порядке не принято. В ходе рассмотрения дела истцом также не предоставлены документы, предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.

Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о переводе жилого помещения в нежилое не имеется.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Рязановой Л.В. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рязановой Л.В. к администрации Центрального района Волгограда, администрации Волгограда о переводе жилого помещения квартиры ... в нежилое, сохранении помещения в реконструированном состоянии - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья – В.М.Лемякина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200