Дело № 2-3099/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 июня 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Новиковой О. Б., при секретаре Головко О.М., при участии: помощника прокурора Волгограда – Бородаевой И.А., представителя администрации Волгограда – Колягиной Е.А., действующей по доверенности, представителя ДМИ – Спиридоновой О.Ю., действующей по доверенности, представителя Администрации Волгоградской области комитета по культуре- Онищенко Е.Е., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску прокурора Волгограда к Администрации Волгограда и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании бесхозяйным объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», УСТАНОВИЛ: Прокурор Волгограда обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Волгограда и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании бесхозяйным объекта культурного наследия регионального значения «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов, и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов. Иск мотивировал тем, что у данного объекта нет собственника, в то же время он не зарегистрирован как бесхозяйная вещь, что может привести к разрушению памятника и в последствии к его утрате. Просит признать указанный памятник бесхозяйным, обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством мены к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов. В судебном заседании помощник прокурора Волгограда – Бородаева И.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации Волгограда – Колягина Е.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований, мотивировала тем, что постановка на учет бесхозяйных вещей относится к компетенции Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда и Администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком. Полагала, что по ст. 225 ГК РФ у органа местного самоуправления возникает право обратиться с заявлением, а не обязанность. Сомневалась, что подобное решение может быть исполнимым, поскольку в бюджете Волгограда не заложены средства на указанные цели. Кроме того, государственная охрана памятников осуществляется Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области и иными государственными органами, а не органами местного самоуправления. Также полагала, что нет оснований для отнесения указанного объекта к недвижимым вещам. Представитель Департамента муниципального имущества (ДМИ) Спиридонова О.Ю., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения иска. Полагает, что не доказан факт нарушения прав неопределенного круга лиц. Представитель третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Онищенко Е.Е., действующая по доверенности, поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Пояснила, что все объекты культурного наследия отнесены законодательством к особой категории недвижимых вещей. Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в соответствии с Списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденного Постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» одним из таких объектов является «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос Металлургов. Согласно ст. 1 и 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов относится к такому виду объектов культурного наследия как памятник истории. Таким образом, памятники истории представляют собой особый вид недвижимого имущества. Из инвентаризационной карты указанного объекта следует, что состав его – памятник, находится в удовлетворительном состоянии, пьедестал требует покрытия бетоном. По сведениям Комитета по культуре администрации Волгоградской области объект «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов, не имеет балансодержателя. Отсутствие у объекта собственника подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ ... и от ДД.ММ.ГГГГ ..., письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ..., письмом Комитета по управлению Государственным имуществом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ..., письмом МУП «Красноармейское районное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ .... Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В соответствии с п. 5, 6 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка. Таким образом, указанные нормы закрепляют в целях учета недвижимых вещей обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, обратиться с заявлением и перечисленными приложениями к нему в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. По ст. 38 Устава города-героя Волгограда, принятому Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362 администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения. В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ ... в структуру администрации Волгограда входит Департамент муниципального имущества. Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ ... утверждено Положения о Департаменте муниципального имущества г. Волгограда, в п. 1.1. которого предусмотрено, что Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством. В п. 3.9. указанного Положения к компетенции Департамента в отнесено выявление объектов бесхозяйного имущества, подготовка и передача документов в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на государственный учет объектов бесхозяйного имущества, обращение в судебные органы с требованиями о признании права муниципальной собственности Волгограда на объекты бесхозяйного имущества, принятие в муниципальную собственность Волгограда объектов бесхозяйного имущества, признанных по решению суда муниципальной собственностью Волгограда. С учетом того, что Департамент является структурным подразделением администрации Волгограда, администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по данному делу наравне с Департаментом муниципального имущества. Поэтому доводы ответчика о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу не представляются убедительными. Согласно ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод, что законодатель не предусмотрел такую категорию дел как признание недвижимой вещи бесхозяйной, такое заявление может быть подано в отношении движимой вещи. В отношении недвижимой вещи не требуется судебная процедура признания ее бесхозяйной для постановки на учет. Кроме того, правом обращаться в суд с подобными заявлениями наделены органы, уполномоченные управлять имуществом, но не прокурор. Поэтому требование прокурора о признании объекта культурного наследия регионального значения «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов бесхозяйной не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В то же время суд соглашается с обоснованностью требований прокурора о наличии обязанности у органа местного самоуправления принять меры по постановке памятников на учет в качестве бесхозяйных вещей. Доводы ответчиков о том, что в бюджет не заложены средства на такие цели не является основание для освобождения от обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления. Суд полагает, что бездействие ответчиков может привести к разрушению памятника, нарушается право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, гарантированное Основами законодательства РФ о культуре от 09 октября 1992 г. № 3612-1. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Волгограда к Администрации Волгограда и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании бесхозяйным объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи удовлетворить частично. Обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов. Отказать в признании объекта культурного наследия регионального значения «Место, где совершил подвиг матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Паникаха М.А. 1942-1943 г.г.», расположенного в г. Волгограде на углу ул. Таращанцев, пос. Металлургов бесхозяйной вещью. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда. Полный текст решения изготовлен 06.06.2011 г. Судья: Новикова О. Б.