Дело № 2-2523/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 июня 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Новиковой О. Б., при секретаре Головко О.М., при участии: помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда – Аханова Д.Н., представителя администрации Волгограда – Гик Е. Г., действующей по доверенности, представителя ДМИ – Спиридоновой О.Ю., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда к Администрации Волгограда и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи Красноармейского района г. Волгограда Братской могилы Советских воинов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения Братской могилы Советских воинов, расположенной по .... Иск мотивировал тем, что у данного объекта нет собственника, в то же время он не зарегистрирован как бесхозяйная вещь, что может привести к разрушению памятника и в последствии к его утрате. Просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда по принятию мер к постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйной вещи и обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством мены к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения Братской могилы Советских воинов, расположенной по .... В последствии в качестве соответчика к участию в деле привлечен Департамент муниципального имущества администрации Волгограда. В судебном заседании помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда – Аханов Д.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации Волгограда – Гик Е.Г., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований, мотивировала тем, что постановка на учет бесхозяйных вещей относится к компетенции Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда и Администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком. Полагала, что по ст. 225 ГК РФ у органа местного самоуправления возникает право обратиться с заявлением, а не обязанность. Орган местного самоуправления не вправе содержать имущество, которое не принадлежит на праве собственности Волгограду. Пояснила, что считает это имущество федеральной собственностью. Отметила, что 10 дней недостаточно для исполнения решения суда, так как нужно подготовить технические документы на объект. Просила уточнить, какие именно меры администрации нудно принять. Представитель Департамента муниципального имущества (ДМИ) Спиридонова О.Ю., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения иска. Полагает, что исковые требования адресованы прокурором к Администрации Волгограда, а полномочия по учету бесхозяйных вещей принадлежат ДМИ. Не понятно, что входит в состав объекта Братская могила советских воинов. Просила суд предоставить 3 месяца на исполнение решения суда, поскольку процедура заключения муниципального контракта длительная. Представители Администрации Волгоградской области и Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. В письменном отзыве Администрация Волгоградской области просила удовлетворить иск. Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в соответствии с п. 203 Списка объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденного Постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» одним из таких объектов является Братской могилы Советских воинов, расположенной по .... В инвентаризационной карте указанного объекта в его состав включен монумент, находящийся в хорошем состоянии. Ограда памятника описана в его паспорте. Согласно ст. 1 и 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Братская могила относится к такому виду объектов культурного наследия как памятники истории. Таким образом, памятники истории представляют собой особый вид недвижимого имущества. По сведениям комитета по культуре Администрации Волгоградской области у данного памятника нет балансодержателя, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ ... и приложением к нему. Отсутствие у объекта собственника подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ ..., письмом Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ..., письмом Комитета по управлению Государственным имуществом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ .... Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В соответствии с п. 5, 6 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка. Таким образом, указанные нормы закрепляют в целях учета недвижимых вещей обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, обратиться с заявлением и перечисленными приложениями к нему в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Суд соглашается с обоснованностью требований прокурора о наличии обязанности у органа местного самоуправления принять меры по постановке памятников на учет в качестве бесхозяйных вещей. По ст. 38 Устава города-героя Волгограда, принятому Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362 администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения. В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ ... в структуру администрации Волгограда входит Департамент муниципального имущества. Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ ... утверждено Положения о Департаменте муниципального имущества г. Волгограда, в п. 1.1. которого предусмотрено, что Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством. В п. 3.9. указанного Положения к компетенции Департамента в отнесено выявление объектов бесхозяйного имущества, подготовка и передача документов в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на государственный учет объектов бесхозяйного имущества, обращение в судебные органы с требованиями о признании права муниципальной собственности Волгограда на объекты бесхозяйного имущества, принятие в муниципальную собственность Волгограда объектов бесхозяйного имущества, признанных по решению суда муниципальной собственностью Волгограда. С учетом того, что Департамент является структурным подразделением администрации Волгограда, администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по данному делу наравне с Департаментом муниципального имущества. Поэтому доводы ответчика о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу не представляются убедительными. Доводы ответчика о том, что данный объект относится к федеральной собственности не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ... подтверждается отсутствие в реестре прав федерального имущества сведений об указанном памятнике. В соответствии с п.6 ст. 2 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Таким образом, право федеральной собственности на указанный памятник могло возникнуть по общим основаниям, предусмотренным ГК РФ. Доказательств возникновения права собственности у РФ на объект культурного значения суду не предоставлено. Нашло поддержку суда возражение ответчика о неразумности установления срока исполнения обязанности по принятию мер к постановке на учет бесхозяйной вещи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку отсутствуют документы на памятник, необходимые для внесения записей в единый реестр прав на недвижимое имущество. Для изготовления технических учетных документов Администрация Волгограда должна провести конкурс, процедура которого вместе с исполнением займет около 3 месяцев. В 10-дневный срок указанная обязанность исполнена быть не может. Решение суда должно быть исполнимым. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Красноармейского района г. Волгограда к Администрации Волгограда и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи Братской могилы Советских воинов, расположенной по ... удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Волгограда по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения Братской могилы Советских воинов, расположенной по .... Обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения Братской могилы Советских воинов, расположенной по ... в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Отказать в установлении срока исполнения указанной обязанности продолжительностью в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья: Новикова О. Б. Полный текст решения изготовлен 08.06.2011 г. Судья: Новикова О. Б.