о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения, о понуждении принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяй



Дело № 2-3098/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В,,

при секретаре Сердюковой И.Н.,

с участием помощника прокурора г. Волгограда Бородаевой И.А., представителя ответчика Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Зайцевой С.И., представителя ответчика Администрации Волгограда Гик Е.Г., представителя третьего лица ОАО «Российские железные дороги» Котляровой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2011г. в г. Волгограде гражданское дело по иску Прокурора г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения и обязании принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения – Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II, расположенной в сквере ул. Милиционера Буханцева, обязании принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи.

Заявленные требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Волгограда проведена проверка исполнения администрацией Волгограда законодательства об охране объектов культурного наследия в части организации государственной охраны памятника истории регионального значения «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенного в сквере ул. Милиционера Буханцева г. Волгограда.

В соответствии со Списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», объект «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева, является Памятником истории регионального значения.

Проведенной проверкой установлено, что памятник истории регионального значения «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева в собственности РФ, Волгоградской области, г. Волгограда не состоит, в установленном законом порядке бесхозяйным не признан.

По информации, полученной из Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, среди перечня объектов историко-культурного значения, находящихся в муниципальной собственности памятник истории регионального значения - «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева, отсутствует. Из информации, полученной из комитета по культуре администрации Волгоградской области, указанный памятник входит в список объектов культурного наследия, находящихся на федеральной и региональной государственной охране, не имеющих собственников (балансодержателей). Таким образом, памятник истории регионального значения - «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева, в собственности Волгоградской области, а также собственности г. Волгограда не состоит, в установленном законом порядке бесхозяйным не признан.

Просит признать памятник истории регионального значения «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева г. Волгограда, бесхозяйным. Обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия регионального значения, памятника истории -«Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенного в сквере ул. Милиционера Буханцева г. Волгограда.

В судебном заседании помощник прокурора г. Волгограда Бородаева И.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества Зайцева С.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать.

Представитель ответчика Администрации Волгограда Гик Е.Г. возражала против заявленных исковых требований прокурора, просила отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» Котлярова Т.И. при рассмотрении иска прокурора полагалась на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил исковые требования прокурора удовлетворить.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки; ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Согласно Постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, включен указанный прокурором памятник истории, расположенный на территории г. Волгограда.

В силу ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно Положению о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.11.2008г. № 1506, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере культуры, искусства и историко-культурного наследия. Осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области обратился в Администрацию Волгограда с письмом от 07.08.2009 г. № 01-09/055, в котором сообщил о том, что в период с 25 мая по 01 июля 2009 года проведена инвентаризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград. В ходе инвентаризации выяснено, что 51 памятник истории и культуры регионального значения и 56 мемориальных объектов памятных мест, являющихся объектами культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Волгограда, на данный момент не имеют установленных собственников (балансодержателей). В этой связи Комитет по культуре Администрации Волгоградской области просил Администрацию Волгограда поставить на учет органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество объекты культурного наследия регионального значения, являющиеся в настоящее время бесхозяйным имуществом. В приложенный к данному обращению Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, установленных на территории городского округа город-герой Волгоград, не имеющих собственников (балансодержателей), был включен и спорный памятник.

Согласно письму Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда уведомил Комитет по культуре Администрации Волгоградской области (письмо от 07.09.2009 г. № 01-1839), из общего числа памятников истории и культуры регионального значения (51 единица) и мемориальных объектов памятных мест (56 единиц), являющихся объектами культурного значения, находящихся на территории Волгограда, на бухгалтерском учете муниципальных организаций Волгограда значатся: 4 памятника истории и культуры (памятники, бюст) и 8 мемориальных объектов памятных мест (мемориальные доски и памятные места). По остальным объектам, указанным в перечнях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и мемориальных объектов (досок, стел, памятников), обладающих признаками объектов культурного наследия, находящихся на территории городского округа город-герой Волгоград, департаментом проводится работа в части выявления бесхозяйных объектов. По результатам проведенной работы будет решаться вопрос о постановке на учет органом государственной регистрации права недвижимого имущества (объектов культурного наследия регионального значения), признанного бесхозяйным, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).

В силу ст. 48 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).

В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Исходя из п.п. 9 п. 2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, Администрация Волгограда, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, в области управления муниципальной собственностью обладает полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда в порядке, установленном городской Думой, решению вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности Волгограда.

Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 17 декабря 2008 г. № 13/383, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством.

Согласно представленной Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области инвентаризационной карте на объект культурного наследия «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева г. Волгограда, сведения о собственнике данного объекта отсутствуют.

В реестре ТУ Росимущества по Волгоградской области и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области данный объект также не числится.

Прокурор г. Волгограда настаивает на признании указанного объекта бесхозяйным. Однако, нормами гл. 33 ГПК РФ, предусмотрено признание движимой вещи бесхозяйной или признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Следовательно, признание недвижимой вещи бесхозяйной в судебном порядке не предусмотрено.

Для постановки на учет в качестве бесхозяйной вещи объект должен соответствовать критериям, установленным для объекта недвижимости гражданским законодательством, в том числе Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 20.03.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 1 указанного Федерального закона устанавливает, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ судьба бесхозяйной вещи решается в судебном порядке следующим образом: бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таким образом, орган местного самоуправления лишь вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного в случае наличия достоверных сведений о том, что данное имущество является бесхозяйным. Вместе с тем законодательно предписанной обязанности по обращению с таким заявлением данные нормы не содержат. Обязанность возникает лишь в тех случаях, когда необходимость выполнять определенное требование, предписано правовой нормой.

Кроме того, мотивируя заявленный требования прокурором указано, что вследствие бездействия администрации Волгограда памятник «Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева г. Волгограда никем не обслуживается, в муниципальную собственность не принимается, что может повлечь разрушение и впоследствии утрату исторического объекта культурного наследия регионального значения.

Однако, в силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Таким образом, охрана памятников регионального значения к полномочиям органов местного самоуправления не относится.

Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что памятник истории регионального значения «Братская могила защитников красного Царицына на станции Волгоград-II» расположен в полосе отвода железной дороги. Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и передан по договору аренду ОАО «Российские железные дороги». При этом из пояснений представителя ОАО «РЖД» в судебном заседании следует, что данный памятник примыкает к станции Волгоград-II, в связи с чем уборка территории памятника осуществляется силами ОАО «РЖД»

Таким образом, в судебном заседании доводы прокурора не нашли своего подтверждения, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения – ««Братская могила защитников красного Царицына ст. Волгоград-II», расположенный в сквере ул. Милиционера Буханцева г. Волгограда, обязании принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Олейников

-32300: transport error - HTTP status code was not 200